Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию

для детей старшей группы «Наш помощник вентилятор»

 

Курова Александра Анатольевна,

воспитатель МАДОУ № 48,

Иванова Наталья Валентиновна,

старший воспитатель МАДОУ № 48

 

Основная цель:знакомство детей с назначением и функцией вентилятора, формирование предпосылок инженерного мышления, памяти при работе с электронным конструктором "Знаток"   

Детская цель: Собрать вентилятор.

Задачи:

-  Формировать практические навыки сборки различных электрических схем.

- Содействовать развитию: мыслительных операций (наблюдения, сравнения, анализа); зрительного, слухового внимания и восприятия; активности и самостоятельности в познавательной деятельности.

- Активизировать словарный запас, память детей.

- Развивать познавательные интересы, сообразительность; умение управлять своим поведением, работать в коллективе.

- Формировать интерес к экспериментированию, желание участвовать в совместных играх.

- Содействовать развитию чувства удовлетворения от результатов совместной работы.

Активизация словаря: лаборатория, конструктор,  вентилятор, батарейки, пинцет, магнит,провод, кнопка, батарейный отсек, электродвигатель, пропеллер 

Предварительная работа: Знакомство с электронным конструктором "Знаток" набор "С" разучивание физминутки «Фиксики. Помогатор».

Оформление: столы для экспериментов с маркировкой «геометрические фигуры»; сундук; метки для столов «геометрические фигуры»; нумерация для столов.

 

Раздаточный материал: пинцеты; деревянные удочки с магнитом; магниты;  металлические ключи; подносы; емкости с водой; схема вентилятора; трафареты ключа, который открывает замок на сундуке; нарукавники с маркировкой «геометрические фигуры»; батарейки; бумажные салфетки; подносы; кисточки; акварельные краски; конструктр "Знаток"(набор "С"

 

Техническое оснащение: мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр.

Краткая аннотация к работе: Занятие проведено в соответствии с годовым планом работы на 2021- 2022 учебный год в ДОО №48, в рамках реализации проекта «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Благодаря использованию различных приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосферы, у дошкольников формируются предпосылки инженерного мышления, памяти при работе с электронным конструктором. В ходе организационной образовательной деятельности, погружаясь в эксперименты, конструирование  и различные игровые упражнения, дети достигают своей детской цели, преодолевают встретившиеся затруднения и сами находят разгадку к получению новых знаний.

Ход образовательной ситуации:

 

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Доброе утро! Я рада видеть вас таких взрослых, красивых, добрых,  и с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Предлагаю вам поиграть со мной и немного поэкспериментировать.

Воспитатель: Дети, что-то мне жарко в зале, а вам? (ответы детей). Скажите, что можно сделать, что не было так жарко в зале? (ответы детей - открыть форточку, снять лишнюю одежду, помахать на себя, включить кондиционер,  вентилятор….)

Воспитатель: Перед вашим приходом, я открывала форточку. Давайте попробуем помахать на себя, подуть друг на друга. Помогает? Может, включим  вентилятор? А где он? Нет? Что же делать? (ответы детей - построить, купить, собрать)

Воспитатель: А вы знаете, как собирать вентилятор? (ответы детей). Где мы можем это узнать?

Дети: Прочитать в книге, посмотреть видео, спросить у взрослого

.

Воспитатель: Я предлагаю вам обратиться за помощью к моему другу,  профессору Знайке. Он много читает и много знает. Знайка всегда помогает мне ответить на разные вопросы. Сейчас он работает в своей лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

-  Правильно. Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, эксперименты, исследования. Давайте заглянем к Знайке. Может быть, он нам расскажет о чем- то новом и интересном.

- Внимание на экран.

 

 

Слайд 1.

Профессор Знайка: Здравствуйте, мои друзья. И маленькие и большие!

Внимание! Внимание!

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Воспитатель: Здравствуй, Профессор Знайка. Нам нужна твоя помощь. Мы с ребятами хотели поиграть и поэкспериментировать  в зале, но здесь очень жарко. Вентилятора у нас нет и как его собрать мы не знаем. Помоги нам, пожалуйста.

Слайд 2.

Профессор Знайка: Я помогу, но для этого вам надо выполнить три моих задания - опыта. Выполняя каждый опыт, вы будете приближаться к цели. Но, чтобы приступить к выполнению  опытов, давайте вспомним правила, которые вы должны соблюдать в лаборатории.

Слайд 3.

(воспитатель показывает презентацию с картинками, дети называют правила)

Правило №1. Надеть специальную одежду - нарукавники.

Правило №2. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Правило №3. Пробовать на вкус, брать в рот предметы запрещено.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №5. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №6. Делать все дружно, сообща!

 

Воспитатель: Давайте выполним правило номер 1.  Мои юные лаборанты, встаньте в круг, сделайте из рук солнышко. Посмотрите, у вас на нарукавниках есть метка «геометрическая фигура», предлагаю вам выбрать себе пару по соответствующей геометрической фигуре.  (Дети  надевают нарукавники с изображением геометрических фигур и находят себе пару)

Воспитатель: Внимание! Профессор Знайка на связи.

Слайд 4.

Профессор Знайка: Вот для вас первое задание. Найдите в вашей лаборатории столы с цифрой 1.

Воспитатель: Найдите стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на вашем нарукавнике.

Дети подходят к столам с №1. На каждом столе наклеена геометрическая фигура.  Дети  подходят к  столу, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на нарукавнике.

Слайд 5.

Профессор Знайка: Посмотрите, перед вами не просто листы, они волшебные! Подумайте, как проявить секретный рисунок? Желаю удачи!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же нам для этого задания оставил профессор? (ответы детей - краски, кисти и листы бумаги). Как можно проявить волшебный рисунок? (ответы детей)

Дети: Можно попробовать раскрасить листы краской? Дети раскрашивают листы, на которых проявляется рисунок ключа.

Воспитатель: Ребята, что же появилось у вас на листах? (ключ) Как вы думаете, что это значит? (ответы детей) Я предлагаю  послушать профессора.

Слайд 6.

Профессор Знайка: Молодцы! Вы справились с первым заданием. Ключи у вас на рисунках - это путь ко второму заданию. А где же сундук? Кажется, я его оставил около  двери. Принесите его (воспитатель приносит сундук).

Слайд 7.

Профессор Знайка: Перед вами сундук. В нем находятся самые важные части, без которых вентиляторы не будут работать, а так же главная подсказка. Открыть сундук  не просто! Ключи, нужно достать из емкости с водой, не намочив руки. Желаю удачи!

Воспитатель: Что ж, давайте пройдём к столам под номером 2, найдите стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на вашем нарукавнике. Посмотрим, что же нам приготовил профессор?

Дети проходят к  столам с цифрой 2. На каждом столе наклеена геометрическая фигура. Дети  находят стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на нарукавнике. На столе, для каждого ребенка, емкость с водой, на дне которой находится ключ, удочки магнитные, пинцеты, магниты, салфетки.

Воспитатель: Посмотрите, что же лежит рядом со стаканчиками? (магнит, пинцет, удочка). Правильно. Я думаю, что эти предметы лежат не просто так! Давайте попробуем с их помощью достать наши ключи.

Дети, используя магнитные удочки, пинцеты и магниты, пробуют достать ключ в свой емкости. После того, как дети достанут ключ - вытирают его салфеткой.

Воспитатель: Здорово! Никто не намочил руки? Значит, мы справились с заданием! Ребята, мы с вами уже много сделали и  устали. Я предлагаю вам отдохнуть.

Слайд 8.

Физминутка «Фиксики. Помогатор»

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! Ребята, какой же ключ подойдет к замку от сундука, ведь у вас все ключи  разные? Нужно опять обратиться за помощью к профессору.

Слайд 9.

Профессор Знайка: Какие же вы смышленые ребята!

Ключи вам удалось достать!                                                                                       

Но лишь один вам нужно подобрать!                                                                             

Теперь на трафарет вы посмотрите                                                                                          

 И этот ключ скорее отыщите.                                                                                      

Лишь он откроет вам сундук                                                                                          

 И чудо явится вам вдруг!

Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежит трафарет. Сравните свой ключ с трафаретом. Кто нашел у себя такой же ключ, поднимите руку.

         У каждого ребенка на столе находится трафарет ключа для сундука. Дети прикладывают свой ключ на свой трафарет и так находят нужный ключ. Ребенок с правильным ключом поднимает руку. Если руку поднимают несколько детей, то воспитатель просит попробовать открыть замок «неправильными» ключами и таким способом найти подходящий ключ.

         Ребенок с подходящим ключом открывает сундук. Из сундука вылетает шар, с прикреплённой  к нему, схемой сборки вентилятора. Так же  в сундуке лежат батарейки для вентилятора.

Воспитатель: Вот это и правда, чудеса! Посмотрите, профессор положил нам схему и батарейки. Давайте послушаем профессора, что делать дальше.

Слайд 10.

Профессор Знайка: Поздравляю вас, вы открыли сундук! В нем находится схема сборки вентилятора и батарейки, без которых он не будет работать.

Уверен, что у вас всё получится. Осталось вам только отыскать наборы деталей, а где я их спрятал - вы узнаете, отгадав мою загадку!

«У него спина большая,
И на ней он разрешает,
И писать, и рисовать.
Обитает в кабинетах
Необычный этот зверь,
У него на теле дверь:
А за дверкою есть место
Для учебников, тетрадок,
ручек и шоколадок».-       стол

Дети отгадывают загадку и подходят к столам.

Воспитатель:  Проходите к своему столу, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на вашем нарукавнике. Откройте ящик и достаньте конструктор.

Дети проходят к  столам с номером 3. На каждом столе наклеена геометрическая фигура. Дети  находят стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на нарукавнике.

Слайд 11.

Воспитатель: Молодцы, все нашли свое рабочее место и достали конструкторы.  Самое главное, действовать согласно схеме, которая находится у вас на столе и на экране, а я вам буду помогать. Перед тем, как приступить к сборке конструктора, давайте вспомним, какие детали вам для этого будут нужны (ответы детей - провод, кнопка, батарейный отсек, электродвигатель, пропеллер) и последовательность сборки (воспитатель показывает на схеме, изображенной на экране последовательность сборки вентилятора).

Теперь вы можете приступить к работе.

Дети приступают к сборке, воспитатель по мере необходимости помогает детям.

Воспитатель: У всех получилось собрать вентилятор? Здорово, теперь с помощью наших вентиляторов, нам не будет жарко в зале! Попробуйте включить их. (Дети включают вентиляторы. Если у некоторых детей  вентиляторы не работают, воспитатель подводит их к тому, что надо вставить батарейки - это самая важная деталь, без которой не будет работать вентилятор.)

Воспитатель: Теперь у нас всё получилось! Поднесите руку к, вентилятору-какой воздух идет от них? (холодный). Предлагаю вам выключить вентиляторы, чтобы в нашем  зале было не очень холодно,  и подойти к экрану. Профессор Знайка хочет нам что-то сказать.

Слайд 12.

Профессор Знайка: Мои дорогие ребята! Вы все  молодцы! Справились с моими заданиями. Буду рад видеть вас у себя в лаборатории. Впереди нас ждут новые эксперименты и открытия! До новых встреч!

Воспитатель: Спасибо профессор Знайка! До свидания!

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? Чем мы сегодня занимались? Для чего мы это делали? Что делали, чтобы достичь цели? Какие знания  пригодились? (ответы детей).

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы! Теперь можно и поиграть! Спасибо вам!