Конспект комплексного занятия

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

 «Легенда о Поморье»

 

                                     Дворяцких Татьяна Алексеевна, воспитатель,

Панасюк Наталья Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ № 16

                             

 

Цель: приобщение детей к культурно-историческому наследию и традициям поморов Кольского края.

Образовательные задачи:

1.                Расширять представления детей о малой Родине, продолжать знакомить с жизнью поморов, с устным и изобразительным творчеством народов Беломорья.

2.                Знакомить детей с названиями предметов быта и одежды поморов (прялица, дельницы, паршики, карбас, шесток, лавка), уточнить знание пословиц и поговорок.

3.                Закреплять знания детей о мезенской росписи, умение передавать в рисунке элементы узора.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.                Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, творческое воображение.

2.     Совершенствовать общую и мелкую моторику.

3.                 Поддерживать детскую любознательность, интерес к родному краю.

4.                Способствовать развитию у детей художественного вкуса, умения видеть красоту и своеобразие в изделиях народных мастеров.

Воспитательные задачи:

1.                 Воспитывать основы патриотизма и любовь к своей малой Родине, уважение к традициям поморов.

Материал: «стилизованная» поморская изба, мультимедийная презентация «Северные прялки», аудиозапись русской народной песни «Позолоченная прялица», карточки с изображением элементов мезенской росписи, шаблоны прялок из бумаги, кисточки, гуашь.

Предварительная работа: экскурсия в городской краеведческий музей на экспозицию «Традиции и быт поморов», разучивание стихов, пословиц, беседа об истории мезенской росписи.

Ход занятия

Часть группы оформлена в форме поморской избы, воспитатель одет в поморский костюм.

Воспитатель:  Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, места всем хватит. Садитесь, кто на шесток, кто на лавку, да не делайте давку (дети садятся на лавку и стулья). С чем пожаловали, гости дорогие?

Ребенок: «Расскажи-ка нам, хозяюшка, сказочку».

Воспитатель: Расскажу вам сказ о нашем Поморье.  Слушайте внимательно.  Не знаю, в царстве-то в каком, государстве-то в каком, жили-были люди у самого Белого моря. А кто их знал, тот так их и звал – поморами. А почему, не скажу, догадайтесь сами. Кто догадался? Правильно, дети, жили эти люди по Терском берегу моря. Жили богато, потому что много трудились. А вы знаете, чем они занимались? (Ответы детей: ловили рыбу, охотились на тюленей) Да, ходили поморы в море студеное, море холодное, бросали в море сети, ловили рыбу разную. А на берегу их жены ждали да дети малые. Долго они ходили по морю, но возвращались всегда с полными карбасами (лодками поморскими) рыбы. Привозили с собой и подарки женам – прялки резные да расписные. Долгими зимними вечерами собирались женщины и девушки в одной избе, чтоб не скучно было, да занимались рукоделием - ткали полотна да шили одежду разную, а еще пряли на прялках нити шерстяные, из которых вязали рукавицы - дельницы, носки - паршики. У каждой поморки была своя именная прялка. Самые красивые прялки передавали по наследству - от матери к дочери, внучке. Прялки украшали узорами разными (показ мультимедийной презентации с изображением северных прялок). Каждая поморская прялка, как книга, в которой можно прочитать жизнь этих людей. Вот ведь как получается-сказывается, росписью в старину поморы говорили, как словом. Посмотрите внимательно на узоры на прялках. Можно встретить изображения различных символов: солнца, неба, земли, воды; стилизованных птиц, оленей и коней в сочетании с элементами геометрического орнамента: прямыми, волнистыми линиями, ромбами, треугольниками, спиралями и растительными элементами.

Воспитатель: А хотите составить свой узор, чтобы радовал взор? Берите дружно, что кому нужно: открывается мастерская по мезенской росписи. Посмотрим, у кого получится самый интересный узор-сказание. Но сначала вспомним, как называются элементы мезенской росписи.

Воспитатель выставляет на мольберт карточки с изображением элементов росписи.

Воспитатель: Как называется этот элемент? Покажем, как будем его рисовать.

Дети в воздухе сухой кисточкой изображают способ рисования элемента, и так со всеми элементами: «сеточка», «спиралька», «кружочки», «волны», «звездочки».

Воспитатель:  Приступайте, мастера, к работе.

Звучит аудиозапись песни «Позолоченная прялочка».  В процессе самостоятельной работы детей воспитатель произносит поморские пословицы: «Каков мастер, такова и работа», «Не будет скуки, коли заняты руки», «Была бы охота, заладится любая работа», «Умелые руки не знают скуки».

Воспитатель:  Дети, вы знаете, поморы не только расписывали прялки, но и сочиняли про них загадки и стихи. Послушайте, Миша прочитает стих О. Шарковой «Русская прялка».

               Русская прялка узором красива,

               Формой красива, резьбой хороша.

               Мастер создал её в прошлом когда-то,

               В ней старина и живая душа.

               Женские руки к ней прикасались,

               Пряжу крутили, веретено.

               Прабабушки наши пряли, старались,

               Чтобы красивым соткать полотно.

Воспитатель:  Какая красивая легенда у нас получилась. Я рассказала, а вы расписали прялочки заветные. Когда домой пойдете, прялочки с собой возьмете, чтобы вспоминать о сказе, который сочинили.

Воспитатель:  Дети, поморы между работой и поиграть любили. Предлагаю и нам отдохнуть.

Проводится игра «Ниточка». Дети встают цепочкой друг за другом. Водящий на одном конце цепочки проводит всех детей сквозь последнюю пару цепочки и выводит детей в круг. Затем водящий другого конца цепочки проводит всех детей сквозь последнюю пару цепочки. И так поочерёдно ведущие цепочки меняются.

Воспитатель:   Теперь потянется ниточкой наш сказ дальше. Мы с вами и потрудились, и славно повеселились.

Получился у нас сегодня сказ о Поморье? (Ответы детей). Вы хотели бы что-нибудь ещё узнать о нашем родном крае? (Ответы детей).  Мы обязательно вернёмся к этой теме и узнаем много нового. Пора прощаться, к своим делам возвращаться. Но ниточка наша не оборвется, придете ко мне в следующий раз, и новый сказ начнется. Жду вас в гости!    

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                Величко Н.К. Мезенская роспись. – АСТ-Пресс, 2014.

2.                Дополнительная образовательная программа «Капельки Беломорья»:

Реализация краеведческого содержания образовательной деятельности в вариативной программе «Капельки Беломорья»: Методическое пособие/ Авторы-разработчики: Власова О.А., Долбилова Ж.А., Степанова О.Н. и др.; науч.ред. Татаринова В.С. - Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2019.

3.                Роднички Беломорья: Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с культурно-историческими традициями поморов. – Мурманск: МОИПКРО, 2006.

4.                Щекина С.С., Аверкиева Г.В., Гринева О.Б. «Поморское братство». – Архангельск, 2008.