Конспект занятия по познавательному развитию

«Вы с природой не шутите, воду чистой берегите!»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Триголубова Ю.Ю., воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад №16»

муниципального образования Кандалакшский район

 

Цель:  Развитие экологической культуры дошкольников.

 

Задачи:

1. Обогащать представления детей о значении воды в жизни живых объектов.

2. Познакомить детей с элементарной технологией фильтрации воды посредством опытно-экспериментальной деятельности.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение.

Словарная работа: познакомить детей с понятиями «очистные сооружения», «фильтр», «эколог».

Материал: презентация к занятию; фигурки сказочных героев – Умница, Тихоня, Шалун, Елочка; оборудование для проведения опыта: ёмкости для чистой и грязной воды, марля, ситечки, воронки, ватные диски, салфетки, клеёнки, бейджики для детей, шапочки; голубые ленточки, знаки «Правила охраны водоёмов» двух размеров (большие для демонстрации, маленькие для аппликации), лист ватмана с изображением водоёма, картинки речных животных и птиц, клей, памятки.

 

Ход занятия

Слайд 1

Воспитатель: Дети, я рада видеть вас отдохнувшими и в хорошем настроении. Как вы провели выходные? Кто был на природе? Чем там занимались?

Вот послушайте, как рассказывает о своём отдыхе один мой знакомый мальчик Стёпа:

«Мы приехали на речку,

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Эй, ребята! – крикнул Дима,

Вот местечко, хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Тут сидят и там сидят:

Отдыхают, как хотят.

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в реке ныряли,

И кораблики пускали

Из бумаги по реке,

Затонули они все.

Съели много карамели,

Фантики в реке блестели,

И пакеты, словно птицы,

В воду дружно улетели.

Отдохнули хорошо.

Мы придём сюда ещё!»

Слайд 2

Воспитатель: Посмотрите на экран. Степа с друзьями сделали фотографию на память, и показали мне. Что вы видите? Как вы считаете, правильно ли они вели себя около водоема? Почему? (ответы детей)

Сегодня наши герои (обращение к центру экологической культуры)приглашают нас к серьезному разговору. А о чем он, узнаете, если отгадаете загадку, которую они для вас приготовили:

«Меня пьют, меня льют,

всем нужна я. Кто я такая?» (вода)

Воспитатель: Казалось бы, воды на нашей планете очень много, кругом моря, заливы и океаны. Но вода в них солёная, поэтому её употребление вредно для человеческого организма. А пресной воды, в которой соли содержится небольшое количество, становится всё меньше и меньше из-за её загрязнения. От загрязнения воды страдает всё живое.

Воспитатель: Знаете ли вы, в каких водоёмах существует пресная вода? (ответы детей: реки, ручьи, озёра)

Слайд 3

Воспитатель: Как вы думаете, кто же является виновником загрязнения воды? (ответы детей) Да, человек, вернее – неразумная деятельность человека.

Слайд 4

Воспитатель: В водоёмы сливается грязная вода, использованная на заводах и фабриках для производства, в быту, в фермерских хозяйствах. Люди оставляют мусор на берегу, и его потом ветер уносит в воду, выбрасывают мусор с кораблей, моют грязные машины около водоемов.

Слайд 5

Воспитатель: Каждый год в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10.000 товарных поездов.

Слайд 6

Воспитатель: Погибают животные, птицы и рыбы, растительный мир. Грязная вода опасна для здоровья человека. Недаром говорят: «Жди большой беды от грязной воды».

Слайд 7

Воспитатель: Но люди все же стали задумываться, как же уберечь воду от загрязнения? Для обработки загрязненной воды стали строить специальные очистные сооружения, в которых с помощью решеток, фильтров, специальных ламп и химических веществ вода очищается от мусора, отходов и вредных микробов. Чистая вода поступает по водопроводу в наши дома, и мы ею пользуемся. Но медики не рекомендуют пить воду прямо из-под крана, так как в ней могут оказаться вредные микробы. Как же быть? (ответы детей)

Слайд 8

Воспитатель: Правильно, дети,  водопроводную воду можно очистить. Для этого существуют разные способы: прокипятить, отстаивать в течение трёх часов или применить фильтры. Знаете, что такое «фильтр»? Это специальная установка, которая задерживает и впитывает в себя разные вредные бактерии или мелкие частицы, находящиеся в воде. Что это за установка, сейчас узнаем. Наша «Умница» приглашает нас в лабораторию, где мы попробуем очистить грязную воду с помощью разных фильтров.

Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, к мольберту. «Умница» приготовила для нас «помогалочку» - алгоритм очистки воды. (дети рассматривают схемы способов очистки воды). На первом этапе мы будем использовать ситечки, потом нам понадобится марля и, в заключении, воспользуемся ватными дисками. Это будут наши фильтры. (дети прикрепляют бейджики лаборантов, надевают шапочки и приступают к работе).

Воспитатель: Расскажите, что произошло с водой? Что помогло очистить воду? (ответы детей) Молодцы, вы отлично справились с заданием, вода стала чистая и прозрачная! Теперь вы знаете, как можно очистить воду, в случае необходимости, с помощью несложных фильтров.

Воспитатель: Дети, а вы любите плавать? (ответы детей) Посмотрите, «Шалун» приготовил красивые голубые ленточки и приглашает нас поиграть. Давайте представим, что мы на море. (проводится физкультурная минутка с лентами)

На море плещется волна,

Всем нам очень нравится она.

Вот такая вот глубокая,

Вот такая вот высокая,

И волнистая она.

К нам она ласкается,

В ноги нам бросается.

Теплая, соленая,

В малышей влюблённая.

В море мы плескаемся,

На волнах качаемся,

Вот таких глубоких,

Вот таких высоких,

Вот таких волнистых,

Очень-очень чистых.

Воспитатель: Как хорошо, когда вода чистая, можно плавать и нырять!

Слайд 9

Воспитатель: Дети, вы знаете, что есть такая нужная и полезная профессия – эколог. Эти люди – защитники окружающей среды. Они изучают состояние воды, контролируют, чтобы заводы и фабрики использовали очистные сооружения (фильтры) и не сбрасывали отходы в водоёмы, следят за соблюдением правил охраны природы.

Воспитатель: Какие правила охраны природы вы знаете (Ответы детей).

Воспитатель: К сожалению, не все люди ведут себя у воды аккуратно и загрязняют окружающую среду. Для них придумали специальные знаки, которые напоминают о правильном поведении у водоёмов.

Воспитатель: А познакомиться с этими знаками нам поможет наш сказочный друг «Тихоня».  Давайте подойдем, рассмотрим их и попробуем определить, что они обозначают. Как вы думаете, что изображено на этом знаке? Какое правило? (дети поочередно рассматривают все знаки и формулируют правила).

Воспитатель: Оказывается, что мой знакомый мальчик Стёпа и его друзья не знают этих правил. Что же делать? Как научить их правильно и бережно вести себя около водоемов?

Воспитатель: Предлагаю вам составить картину с изображением водоёма и его обитателей, а на берегу разместить знаки, обозначающие правила поведения около водоема. Я передам Стёпе нашу работу, чтобы он сам выучил эти правила и рассказал о них друзьям (практическая деятельность детей).

Воспитатель: Какой красивый и поучительный плакат у нас получился. Вы молодцы! Чему вы научились на сегодняшнем занятии? Что нового узнали? (ответы детей)

Воспитатель: Надеюсь, что вы сами будете соблюдать правила поведения на природе, вблизи водоёмов и познакомите с ними родителей, друзей и знакомых.

Слайд 10

Воспитатель: На память наша сказочная героиня «Елочка» приготовила вам вот такие листовки «Не засоряйте водоемы!». Раздайте их всем, кого встретите сегодня по дороге домой. Пусть люди еще раз вспомнят правила поведения около водоемов.