Конспект

проведения занятия по образовательной области «Речевое развитие» -

разучивание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень»

 в подготовительной группе

  

МБДОУ детский сад №16

                                                                      

Воспитатель Триголубова Ю.Ю.

 

Программное содержание:

 

1. Формировать умение детей запоминать и воспроизводить текст стихотворения М.С. Лермонтова «Осень» с опорой на мнемотаблицу.

2. Продолжать работать над развитием связной речи детей – отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навык детей (эмоциональность, интонационная выразительность речи).

4. Развивать память, внимание, образное мышление.

5. Воспитывать любовь к поэзии и природе.

Материал: мультимедийная презентация; осенние листочки из картона; корзинка; аудиозапись со звуками осеннего леса; осеннее дерево; предметы, для создания образа осенней беседки; картинки с изображением предметов и персонажей стихотворения; клей; салфетки; клеенки; лист ватмана; мольберт.

 

Ход занятия

 

I ч. Организационный момент. Введение детей в тему занятия.

Дети стоят полукругом на коврике около воспитателя. Слайд 1

Знаете, дети, когда я сегодня шла к вам, то увидела на земле много разноцветных листочков и луж. Чуть ноги не промочила. Как вы думаете, что происходит с погодой? Почему все листья на деревьях пожелтели и опадают? А что еще изменилось в природе с приходом осени? (дети называют изменения, происшедшие в живой и неживой природе).

А теперь отгадайте загадки, и еще раз вспомним признаки осени.

Ветер листьями играет,

их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат -

это значит ... (листопад) Слайд 2

 

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (дождь) Слайд 3

 

Тучи нагоняет,

 Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет (ветер). Слайд 4

 

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших (лужи). Слайд 5

Молодцы, вы много знаете признаков осени!

II ч.  Приглашаю вас в «осеннюю беседку» (звучит аудиозапись, дети присаживаются на стульчики).

Дети, а вы знаете, что об осени поэты написали много стихов. Одно из них написал замечательный русский поэт – Михаил Сергеевич Лермонтов.

Слайд 6

Оно так и называется «Осень».

Послушайте, пожалуйста, я вам его прочитаю:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору, поникши, ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

В стихотворении есть такие строчки:

- «Лишь в бору, поникши, ели зелень мрачную хранят?». Как вы их понимаете? Правильно, елки в лесу поникли от холодного ветра и дождя, но иголки у них не опадают, они стоят зеленые круглый год.

- «Сквозь туман лишь серебрит». Конечно же, это значит, что свет от месяца ночью освещает поле серебряным светом.

- Кто знает, кто такой «пахарь»? Да, это человек, который пашет землю. Он много работал и отдыхает от «полуденных трудов». А что значит «полуденные»? Осенью погода пасмурная, холодная и зверь спешит спрятаться поневоле. Как вы думаете, как это – «поневоле»? Это значит не по своему желанию, а по необходимости, чтобы не замерзнуть.

А сейчас я предлагаю вам немного прогуляться по «осенней» полянке.

(на ковре разложены осенние листочки, вырезанные из картона)

 

Физминутка «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи (поднимаются на носочки, руки тянут вверх),

Начал капать дождь колючий (пальчики «барабанят» по рукам и ногам),

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть (приседают, держат руки на поясе),

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги (шагают на месте, высоко поднимая колени).

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (взмахи руками),

Вправо – влево, взад – вперед,

Так деревья ветер гнет (наклоны в стороны).

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем (приседают и собирают по одному листочку),

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

Все, в беседку мы пойдем,

Листики с собой возьмем.

Какие красивые и яркие листочки вы собрали, молодцы. Положите их в корзинку (дети возвращаются на стульчики).

Это замечательное стихотворение мы с вами сегодня будем разучивать, а поможет нам его запомнить вот эта таблица с картинками «помогалочками». Слушайте внимательно, смотрите и запоминайте. Слайд 7

(воспитатель читает стихотворение еще раз с опорой на мнемотаблицу).

- Как поэт говорит о листьях? О пахаре?

- Как ведет себя зверь?

- Какой месяц ночью?

- Какое настроение передает автор?

А теперь, давайте вместе со мной хором повторим стихотворение. Как дружно у нас получилось!

Кто хочет сам рассказать стихотворение? Смотри на «помогалочку» и рассказывай.

(спросить 3-4 детей, оценивая каждого после прочтения стиха).

                III ч. С помощью стихотворения поэт смог показать   осеннюю картину.   Предлагаю вам сейчас воссоздать ее на листе ватмана. Подойдите, пожалуйста, к столам, выберите любую картинку с изображением предметов и героев стиха,  приклейте ее на лист так, чтобы получился сюжет стихотворения М.Ю.Лермонтова «Осень».

Какая красивая картина у вас получилась! Теперь она будет украшать нашу группу.

Спасибо, дети, за занятие!  Кто из вас сегодня смог запомнить 

все стихотворение? Таблица с «помогалочкой» будет находиться в книжном уголке, и все смогут разучить это замечательное стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Слайд 8

Вы знаете, что осенью в лесу вырастает много грибов. Приглашаю вас на чаепитие с шоколадными грибочками, чтобы согреться в этот осенний денек.

 

 Презентация к занятию (Скачать)