Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Мы – юные друзья природы»
Кипрушкина Маргарита Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 16
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников.
Задачи:
1. Формировать первичные представления об экологии, обогатить знания о роли человека в сохранении природного ресурса – воды через использование технологии «Ситуация».
2. Уточнить представления детей о природоохранных мероприятиях, предпринимаемых человеком.
3. Развивать речевые навыки детей – умение высказываться полными, грамматически оформленными предложениями, использовать речь-доказательство.
4. Воспитывать у детей гуманно-целостного отношения к природе, желание участвовать в ее сохранении.
Материал:
*демонстрационный – мультимедийная презентация, символ-знак «Берегите воду», 3 мольберта, лист ватмана с изображением желтого круга в середине и надписью «Мы – друзья природы», лист ватмана с изображением планеты Земля в середине.
* раздаточный – символы-знаки природоохранного характера на каждого ребенка, набор иллюстраций с изображением природоохранных мероприятий и другие сюжеты, 5 тюбиков клея.
Ход занятия
I. Введение в игровую ситуацию
Цель: формировать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность.
Дети, сегодня я хочу поговорить с вами об экологии. А что же это такое «наука экология»? О чем она? (Ответы детей). Верно, экология – это наука об охране нашей природы (звучит тревожный сигнал и на экране появляется слайд с изображением сигнала «SOS»).
Дети, посмотрите, что это за сигнал появился на экране? Знаете? Да, это сигнал бедствия, кто-то просит нас о помощи (появляется слайд с изображением планеты, где произошла экологическая катастрофа). Оказывается, это жители далекой неизвестной планеты послали этот сигнал. Видите? Хотите им помочь?
II. Актуализация знаний
Цель – стимулировать детей на открытие нового знания, тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, уточнить и расширить представления детей о природоохранных мероприятиях.
Как вы думаете, почему жители далекой планеты просят о помощи? Давайте внимательно рассмотрим планету в телескоп (имитация телескопа с помощью рук). Скажите, что вы видите? (Ответы детей) Соглашусь с вами, природа на неизвестной планете погибает. Дети, как вы думаете, почему же произошла такая беда на планете? (Ответы детей) Инопланетяне, наверное, ничего не слышали про «науку - экологию» и не знают, зачем она нужна. Мы-то с вами знакомы с этой наукой. Вспомните, чем занимается наука экология? (Ответы детей) Верно, экология изучает планету – дом, в котором мы живем и способы сохранения её здоровья. Дети, скажите, вы знаете, как можно сохранить планету здоровой? (да)
Предлагаю вспомнить как же надо себя вести и что делать, для того чтобы стать природе другом, и сообщить об этом жителям неизвестной планеты. Подойдите к столам, возьмите по одному знаку и расскажите, что он обозначает (дети выбирают экологический знак, поочередно называют его значение, прикрепляют знак к соответствующему цветку – с разрешающими или запрещающими знаками).
Посмотрите, у нас получились экологические цветы. Молодцы, вы хорошо знаете, как надо беречь природу, и мы сможем сообщить об этом инопланетянам. А эти цветы мы оставим у нас в группе, чтобы вы не забывали правила поведения в природе и обязательно их выполняли.
Предлагаю отдохнуть (проводится физминутка)
III. Затруднение в ситуации
Цель – организовать анализ возникшего затруднения, выяснить причины затруднения.
Отдохнули? Присаживайтесь на стульчики. Дети, посмотрите, у нас остался еще один знак (показ символа-знака «Берегите воду»). Знаете, что это за знак, что он обозначает? Можем ли мы прикрепить его к нашему экологическому цветку? Если не знаете, что нужно сделать? (Ответы детей) Хорошо, спросите у меня. И так, вы хотите узнать, что обозначает этот знак и можно ли его прикрепить к нашему цветку.
IV. Открытие нового знания
Цель – показать способ преодоления затруднения, дать дополнительные знания о роли человека в сохранении природного ресурса – воды.
Давайте внимательно рассмотрим этот знак. Что вы видите? Как думаете, этот знак запрещающий или разрешающий? Что же он может обозначать? (предположения детей). Этот знак предупреждает о том, что чистую воду надо расходовать разумно и не лить понапрасну. Например, вы чистите зубы, а кран открыт, и чистая воды выливается. Как надо поступить? Иногда в доме протекает кран, а хозяева не обращают на это внимание. А вы знаете, что за сутки из такого крана вытекает 15 л чистой воды, вот столько (показ банок с водой). Что мы можем посоветовать такому хозяину? Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Берегите воду» (просмотр видеоролика) Дети, мы узнали о том как важно беречь воду. Теперь мы можем прикрепить этот знак к нашему экологическому цветку? К какому цветку прикрепим? (ребенок прикрепляет к цветку с запрещающими знаками).
V. Введение нового знания в систему знаний
Цель – обеспечить связь нового «открытого» детьми знания с ранее полученными сведениями о природоохранных действиях.
Как же сообщить жителям далекой планеты о правилах сохранения природы? (предположения детей). Предлагаю оформить плакат, который я сфотографирую и отправлю инопланетянам. Выберите на столе те картинки, которые подходят к действиям детей по охране природы, разместите на плакате. Молодцы, я думаю, что жители далекой планеты все поймут, и будут беречь природу в своем доме, ведь далекая неизвестная планета – это их родной дом.
VI. Осмысление (итог занятия)
Цель – зафиксировать достижение детской цели, акцентировать внимание на успех.
Смогли ли мы помочь жителям далекой планеты? Почему это у вас получилось? Вы – большие молодцы! Не только знаете, как беречь природу, но и помогли инопланетянам узнать, как они могут сохранить свой дом – планету.
Давайте, дети, в любую погоду,
Будем беречь родную природу.
От любви заботливой нашей
Станет Земля и богаче, и краше.
Хочу подарить вам вот такой знак «Береги воду». Поместите его дома около крана и не забывайте беречь воду. О чем расскажете родителям?
(вручение сувениров детям)