Конспект занятия по теме: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: обобщение знаний детей о космосе.
Задачи занятия: - познакомить детей с названиями планет солнечной системы, с именами российских ученых-конструкторов; - уточнить знания детей о созвездиях, о первооткрывателях космоса;
- развивать познавательные интересы к объектам космоса, его изучению, освоению;
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, речь, звуковую культуру речи, фонематический слух в игре «Подскажи словечко», мелкую и общую моторику;
- формировать чувство патриотизма, гордости за нашу страну, уважения к людям, прославившим её;
- воспитывать доброжелательность по отношению к окружающему миру;
- формировать умение согласованно работать в парах.
Словарная работа: астроном, звездочет, космос, космонавт, НЛО, созвездия, планеты, названия планет солнечной системы, ракета, спутник, луноход, телескоп, невесомость, конструктор.
Ход занятия:
Воспитатель: Кто всё хочет знать на свете? Это нашей группы дети! Ну, тогда ко мне скорей Я зову своих друзей! (Дети подходят к воспитателю, за дверью раздается грохот.)
Что такое? Сейчас узнаю, что случилось… Посмотрите, какой необычный предмет влетел в открытое окно (одноразовая бумажная тарелка, покрытая фольгой, на колесиках и с антеннами из фольги).
Как вы думаете, что это такое может быть? Что вам это напоминает? Да, возможно, этот неопознанный летающий аппарат случайно залетел к нам. А, может не случайно? Надо его обследовать. Что-то есть внутри аппарата! (Воспитатель переворачивает тарелку, на дне которой прикреплено сердечко). Да, вы правы, это сердечко. Это послание нам. Но откуда? Посмотрите, на обратной стороне сердечка – шифровка (ребус, где изображены косы с запятой справа от картинки и мост с запятой справа от картинки, см. Приложение
1). Если мы её разгадаем, то узнаем обратный адрес:
Это слово всем известно:
Побывать там интересно
Изучать Луну, планеты,
Звёзды разные, кометы,
Землю сверху повидать…
Сможешь слово отгадать?
Правильно, это слово КОСМОС. Вот откуда прилетело к нам дружеское послание! (воспитатель включает проектор, на потолке появляются звёзды)
Ночью в небе звёзд немало.
Тайна неба привлекала
Человека с давних пор…
Вот об этом разговор!
(Воспитатель приглашает детей сесть на стулья за столы).
Ещё с древних времён человека манило небо, звездное пространство. Человек хотел знать, что же там далеко-далеко. Люди наблюдали за солнцем, луной, звездами. Созвездиям придумывали названия. Может, кто-то из вас знает какие-либо созвездия? (см. Приложение
5) Какую яркую большую звезду мы можем днем видеть на небе? Это наше солнце. А какую звезду, отличающуюся по величине от других звезд, мы можем увидеть в ночном небе? Это полярная звезда. По ней в древности путешественники искали направление своего пути, так как эта звезда всегда указывает, где находится север. Когда был изобретен телескоп, ученые-астрономы узнавали еще больше о тайнах космоса. Давайте сейчас превратимся в древних ученых-астрономов, наденьте колпачки со звездочками, возьмите в руки телескоп. У вас нет телескопа? Но у вас у каждого на столе лежит листок бумаги. Как его превратить в телескоп? Правильно, свернуть в трубочку. Итак, внимание, звездочеты! Перед вами звездное небо (демонстрационные коллажи с изображением звезд в количестве до 10, см. Приложения 2 и 3).
Сосчитайте, сколько звёзд на небе. Уважаемые ученые, вы согласны с ответами ваших коллег? Посмотрите, какое удивительное созвездие. Какое бы название вы ему дали? (коллаж, см. Приложение 4)
Молодцы, вы были хорошими учеными-астрономами. Кто знает, почему древних ученых называли астрономами? «Астра» по-гречески обозначает «звезда». То есть это ученые, изучающие звезды. Но они изучали не только звезды, но и планеты. С изобретением телескопа, мощной подзорной трубы, древние ученые открыли существование других планет, которые так же, как и наша Земля вращались вокруг солнца. Кто знает их названия? Ближе всех к солнцу находится Меркурий (воспитатель показывает на магнитной доске с помощью плоскостных изображений планет и солнца, см Приложение 6),затем Венера, за ней расположена наша с вами планета Земля, дальше находятся Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Я предлагаю вам превратиться в любую из планет, а я буду солнцем. Начинайте движение вокруг солнца:
Мы в планеты превратились,
Вокруг солнца закружились,
Чтоб сменялись друг за другом
То жара, то холод с вьюгой
. Даже ночью, даже днём
Никогда не упадём.
Молодцы! Проходите на места. Сейчас я узнаю, что вы запомнили о планетах. Перед вами лежат цифры. Нужно будет показать ту цифру, которая будет обозначать нужное число. Будьте внимательны! Какая планета находится ближе всех к солнцу? Покажите цифру, назовите планету. На каком месте находится наша Земля? Какая планета самая большая по величине? У какой планеты есть кольца? Какая планета находится между Меркурием и Землей? Сколько планет вращается вокруг солнца? (если дети затрудняются назвать планету, воспитатель помогает, называет).
В далекие времена люди хотели не только изучать космос, но и самим отправиться в космическое путешествие. Благодаря нашим с вами соотечественникам К.Э. Циолковскому, дедушке космонавтики, и конструктору С.П. Королеву появились сначала спутники (космические аппараты, способные летать вокруг земли), а потом и ракеты. (см. Приложение 7)
Но сначала в космосе побывали животные. Самыми знаменитыми космонавтами среди них были собаки Белка и Стрелка. (см. Приложение 8).
И вот мечта людей сбылась: Ракета в космос понеслась! А на борту был человек, Прославил он двадцатый век! Гордимся, что в ракете той Был русский парень – наш герой! Кто знает его имя? Да, это Юрий Алексеевич Гагарин (см. Приложение 9)
Первый космонавт Земли. 12 апреля он поднялся на космическом корабле «Восток – 1» в космос, облетел на нем вокруг Земли один раз и снова вернулся на Землю. (см. Приложение 10)
Теперь этот день стали отмечать как День Космонавтики. Прошло 60 лет после первого полета человека в космос, с тех пор много космонавтов побывало там, но люди помнят этот день, этот подвиг. Ведь только смелый, сильный, умный человек смог совершить полет в неизвестность, где еще не бывал человек! Прежде чем стать космонавтом, Юрий Гагарин много учился, усиленно занимался спортом, тренировался на специальных тренажерах, поэтому он попал в отряд космонавтов. Любимым словом для него было слово «работать». Много лет изучал самолеты, летал на них, служил летчиком, даже у нас на севере, в Мурманской области. Юрия Гагарина помнит весь мир, а мы гордимся тем, что это был наш соотечественник. Про него сложено много стихов, песен, поставлены памятники, его именем названы улицы, проспекты, город, где он родился. Гагарин проложил человечеству дорогу в космос.
После него другие космонавты стали летать в космос. Среди них первая в мире женщина, наша соотечественница, Валентина Терешкова. (см. Приложение 10)
Американские астронавты побывали на Луне. Наши космические аппараты-луноходы уже работают на Луне (см. Приложение 12), в скором времени и космонавты отправятся туда.
Давайте об этом расскажем с помощью рук (пальчиковая гимнастика):
Интересно мы играем: (Хлопки)
Мы ракету запускаем.(Соединить ладони)
Вот поднялась высоко,(Соединенные ладони поднять)
Улетела далеко,(«Смотрим в бинокль»)
Прилунилась на Луну…(Соединить пальцы рук в виде шара)
Я домой её верну.(Положить ладонь на ладонь)
После первого полета человека в космос у детей появилась мечта стать космонавтами, а космонавтом может стать только тот, кто много учится, занимается спортом. Хотите быть принятыми в отряд космонавтов?
В космос дали нам путёвку, Значит, все на тренировку!
Для начала предлагаю разминку: прыжки из обруча в обруч друг за другом.
Восстановим дыхание: Носом – вдох, а выдох – ртом,
Пульс проверим мы потом.
Приступаем к тренировке в «центрифуге»: встаньте в обруч, возьмите его в руки, поднимите вверх. Покружитесь на носках в одну сторону…в другую. В космосе нас ожидает состояние невесомости, это как будто плаваем в воде. Резких движений делать нельзя (упражнение на расслабление):
Невесомость ощущаем,
Руки плавно поднимаем.
Плавно в стороны и вниз,
За руками наклонись.
Начинаю проверку слуха у будущих космонавтов. Я буду называть слова, как только услышите слово КОСМОС, хлопните в ладоши: костюм, космос, кастрюля, покос, космонавт, космос, космодром, космолет… Молодцы, физподготовку прошли. Приступаем к умственной тренировке. Космонавты должны много знать и уметь, ведь им предстоит управлять космическим кораблем. Сейчас узнаем, как вы сможете правильно включить приборы на панели управления ракетой. Посмотрите внимательно на образец и «включите» такие же «кнопки». (Заштриховать кружки нужным цветом – см. Приложение 13).
Предлагаю объединиться по парам и выполнить задание. Давайте закрепим ваши знания о космосе (игра «Подскажи словечко»): Космонавтом стать мечтаю,
В космос я всегда играю:
Я счастливей всех на свете,
Я лечу в своей…(ракете)
Светит ночью всем она,
Впереди видна…(луна)
Что со мной? Вот это новость,
Ощущаю…(невесомость)
Где же я? Земля, ну где ты?
Вижу разные…(планеты)
Возвращаюсь я домой,
Вот уже я над…(Землей)
Молодцы! Вы приняты в отряд будущих космонавтов. Продолжайте хорошо учиться и заниматься физкультурой, тогда вы сможете, когда вырастите, побывать в космосе и, может быть, встретить там друзей. А пока мы можем отправить им дружеское послание с нашей планеты Земля – это доброе сердечко. (см. Приложение 14)
Я прикреплю его к летающей тарелке, которая прилетела к нам тоже с дружеским посланием. Пусть она отправляется в космическое пространство с предложением дружбы и мира!
Учебно-методическое обеспечение – в приложении. Дополнительные материалы – обручи, листы бумаги, карандаши цветные, колпачки из бумаги для звездочётов, проектор звездного неба. Сведения о реализации воспитательного мероприятия: данное занятие было реализовано в МАДОУ № 62 г. Кандалакша в старшей группе, воспитателем Созиновой Светланой Витальевной.
Примечание* Весь конспект является авторской разработкой, включая стихотворные тексты, ссылка на автора обязательна.