Полянская приложение

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в интеллектуальном развитии детей раннего возраста

 Полянская В.А., воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 46

1 слайд Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

 2 слайд И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Это игровая технология, т.к. игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде. Занятия с пособиями Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики. Из множества предлагаемых В. В. Воскобовичем игр я в работе со своими детьми использую следующие игры.

3 слайд «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным и 4х цветным. Игра с двухцветным квадратом предназначена для детей 2–5 лет. Квадрат состоит из треугольников красного и зеленого цвета, наклеенных на тканевую основу. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер». Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Это Вы видели в видеосюжете «Угостим Гномика конфетой», где дети конструировали домик для Гномика и конфету для угощения. Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Игра сопровождается рядом сказок. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.

 4 слайд «Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. В его состав входят: игровое поле-основа, 7 фигур-вкладышей: 4 в форме крестиков (1 целая и 3 составные), 3 – круг и его половины, инструкция. Ребенок для начала может сложить «крестики» прямо в рамке или на столе. Затем дети пробуют собирать фигуры по схемам из прилагаемой инструкции, из альбома с различными уровнями сложности или по замыслу. Ребенок двух лет может выложить из кусочков лошадку, цветок, грибок, самолет. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать формируют понятия целое и части учится использовать схемы для решения поставленных задач, развивая логическое мышление, моторику рук, конструкторские способности и воображение.

 5 слайд «Черепашки» Воскобовича – уникальное авторское пособие, в основу которого заложены три основных принципа, которые помогут ребенку получить и закрепить новые знания, навыки и умения – интерес, познание и творчество. Игра «Черепашки» состоит из пластинок - черепашек различного цвета и размера, соединяющихся между собой. Цвет черепашек соответствует цветам радуги, ребёнок в процессе игры легко их запоминает, выкладывает в правильном порядке. Черепашки превращаются в различных зверей, иногда фантастических, в сказочные и совсем обычные предметы. Больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, столько же - все эти понятия усваиваются детьми без особых усилий. Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику, за счёт своего игрового поля, приходится прикладывать некоторые усилия, что бы все черепашки вернулись на своё место. Варианты игр с пособием: "Цвет черепашек", "Размер черепашек", "Цвет и размер черепашек", "Радужные черепашки", "Черепашки подружились", "Сколько черепашек?". В процессе работы с пособием можно придумывать свои собственные варианты игры.

 6 слайд Игровым пространством в освоении математических понятий является «Кораблик «Плюх-плюх». Эта игра представляет собой деревянный кораблик с пятью мачтами, разноцветными флажками и шнуровкой. Мачты кораблика разные по размеру, на каждой мачте флажки определённого цвета. Этот кораблик очень понравился нашим детям. Игра развивает мелкую моторику, дети снимают флажки, нанизывают их на мачты, закрепляют шнуровкой. Можно флажки надевать на пальчики, нанизывать на верёвочку, усложняя задание подобрать к верёвочке флажки нужного цвета. В познавательной области эта игра помогает определять понятия - один, много, дети хорошо запоминают цвета, так как на каждую мачту нанизываются флажки определённого цвета. Художественно-эстетическое развитие тоже осуществляется посредством этой игры. Кораблик очень красочно оформлен, можно по своему вкусу переставлять флажки, составлять разноцветные узоры на мачтах. В процессе игры с корабликом развивается речь ребёнка: ребёнок комментирует свои действия: синий флажок я одену на маленькую мачту и т.д.

7 слайд Эталонные конструкторы «Фонарики». На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в РИВ. Вариативность: - вкладыши (для самых маленьких. Причем, когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся); - геометрические формы; - конструирование по схемам; - свободное конструирование; - трафаретное рисование. Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой), зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самой проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза). Когда мы приступили к конструированию с детьми раннего возраста, то начали со схемы 1 в 1 (на листе А4 отрисовываем схему черно-белую, или цветную). Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда дети освоили прием наложения на схему, мы перешли к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. А следующий этап - свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет, и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строим дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Обязательно надо придумывать сюжет вокруг какого –то сказочного героя и в конце, например, посадили пчелку на машину и проговорили как она едет на машине, и обязательно учим складывать игры на место.

 8 слайд Сейчас мы начали использовать с детьми «Коврограф «Мини-Ларчик». Он помогает развитию сенсорики, мелкой моторики, активизирует творческий потенциал, а также помогает в речевом развитии, формирует математические навыки. Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий. В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения образовательной деятельности. Только в одном игровом комплексе происходит интеграция всех образовательных областей. Можно сказать, что ковролиновый комплекс – это современный вариант школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру. Игровой комплекс Коврограф «Мини- Ларчик» дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Хочу сказать, что стабильная последовательная работа посредством развивающих игр, и реализация их в образовательном процессе, а также создание условий для дальнейшего развития умственных способностей привела к положительным изменениям познавательного, эмоционального и коммуникативного развития детей.

Дата последнего обновления страницы 25.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения