Конспект занятия

 по художественно-эстетическому развитию

для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Рисование на тему «Планеты Солнечной системы»

 

Воспитатель МБДОУ №15:

Екатерина Григорьевна Антипова

Цель: развитие навыков рисования космоса восковыми мелками и акварелью.

 Программные задачи: - познакомить с техникой комбинированного рисования восковыми мелками с акварелью;

- закрепить умения плотной штриховки изображения восковыми мелками в пределах контура; - учить передавать в рисунке характерные особенности космических объектов (звезд, планет),

 совершенствовать композиционные навыки при передаче взаимного расположения планет;

- практиковать в выборе цветовой гаммы и смешивании цветов для передачи особенностей космического пространства; - развивать мелкую моторику пальцев рук;

- закреплять знания о космических объектах;

 - воспитывать эстетический вкус, умение получить радость от творчества.

 Словарная работа: космонавт, Солнечная система, планеты, комета, звезды, иллюминатор. Предварительная работа: рассказы о Вселенной, планетах Солнечной системы, просмотр мультфильмов, просмотр презентации "Космическое небо", отгадывание загадок о космосе, его объектах, чтение произведений о звёздах и космосе. Материалы и оборудование: слайд – презентация, экран, проектор, схема Солнечной системы, наборы для рисования (плотная бумага белого цвета, цветные восковые мелки, акварель, широкая кисть, баночки с водой, салфетки); фонограмма.  

Ход мероприятия:

I. Вводная часть.

 

1.Организационный момент. Утреннее приветствие.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Дети, поприветствуем друг друга!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, наша планета Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

2. Введение в тему:

Воспитатель: Сегодня у нас необычный гость. Он попал на Землю прямо с Луны.  

Угадайте, кто это:

Знают взрослые и дети,

Он упал с другой планеты -

Фиолетовый зверек,

Детям маленьким дружок. (Лунтик)

На экране появляется изображение Лунтика. 

Воспитатель: Хоть Лунтик и космический пришелец, но он никогда не путешествовал в космосе и не видел космических планет. Он очень хочет узнать, как выглядит загадочный космос и запомнить планеты Солнечной системы. Поможем ему? (Ответы).

Воспитатель: Я предлагаю вам вместе с Лунтиком отправиться в космическое путешествие. На чем мы полетим в космос?

Дети: Мы полетим на ракете.

Воспитатель: Сначала нам надо надеть защитную одежду. Как называется одежда космонавтов?

Дети: Скафандр, шлем.

Воспитатель: В космическое путешествие отправится тот, кто отгадает загадку.

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики (Звёзды)

Воспитатель: Всех зачисляю в отряд космонавтов.

3. Беседа «Путешествие по Солнечной системе» (демонстрация слайд - презентации «Планеты солнечной системы»).

Воспитатель: Внимание! Приготовиться к полету. Закройте глаза. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3,2, 1-полетели! Откройте глаза.

 

- Посмотрите в иллюминатор. Какую планету вы видите? (Это планета Земля, на которой мы живём). - Земля - единственная планета, на которой есть жизнь. Как вы думаете, благодаря чему существует жизнь на земле? Дети: Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода, воздух. Какого цвета Земля из космоса? (Голубого с белым). Почему Земля кажется голубой? (На ней много воды – рек, морей, океанов).

Воспитатель: Назовите звезду, вокруг которой вращается Земля? (вокруг Солнца). Без солнечного света не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему? (Ответы). - Благодаря ему на нашей планете происходит смена дня и ночи, наступление зимы или лета. - Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. В Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свое место и свою дорожку, по которой она движется вокруг Солнца. Воспитатель: Лунтик, а ты знаешь планеты Солнечной системы? Затрудняешься? - Не переживай, во время нашего полета дети познакомят тебя с планетами Солнечной системы и помогут запомнить порядок их расположения в космосе. - Мы видим в иллюминаторе самую близкую к Солнцу планету. Она каменистая. Как называется эта планета? Какого она цвета? Дети: Это Меркурий. Он тускло-серого цвета. Воспитатель: Правильно. Мы летим дальше. А вот и самая яркая планета, покрытая толстым слоем облаков, где царит испепеляющая жара. Поэтому она кажется желто-оранжевой. Как она называется

 

Дети: Планета называется  Венера.

Воспитатель: Какие планеты еще входят в Солнечную систему?

Ребенок:  Планета Земля.  

Воспитатель: Правильно, мы о ней уже говорили.

- А сейчас мы пролетаем мимо еще одной планеты. Она покрыта красными песками. Кто подскажет Лунтику название этой планеты?

Ребенок:  Планета Марс. На ней 4 времени года.

Воспитатель: Сейчас мы видим в иллюминаторе самую большую планету Солнечной системы. Ее трудно спутать с другими планетами из-за характерных коричневатых полос и большого рыжего пятна на светлом фоне. Назовите эту планету. (Юпитер).

Воспитатель: Следующая планета состоит из жидкости и газа. Она кажется из космоса бледно-желтой. Вы помните ее название?

Ребенок: Планета, состоящая из жидкости и газа, называется Сатурн.

Воспитатель: Обрати внимание, чем окружен Сатурн?

Дети: Сатурн окружен кольцами.

Воспитатель: Правильно. Смотрите, мы пролетаем мимо «лежачей планеты». Это ледяной гигант зеленовато-голубого цвета. Дети, подскажите Лунтику, как называется «лежачая планета».

Дети: Планета называется Уран, она вращается вокруг Солнца, лежа на боку.

Воспитатель: Совершенно верно. Дети, какие планеты мы видим вдалеке?

Дети: Планета Нептун – холодная и ярко-синяя, на ней самые сильные ветра.

Самая дальняя и маленькая планета - Плутон. Она в космосе кажется розоватой.

Воспитатель: Вот мы и облетели все планеты Солнечной системы.

Воспитатель: Пришло время возвращаться. Готовы? Закройте глаза.

- 5,4,3,2,1- приземляемся! Ура! Откройте глаза.

Воспитатель: Лунтик, ты запомнил, какие планеты входят в Солнечную систему? (Земля, Марс).

Воспитатель: А вы, дети, запомнили?

Дети: Да.

Воспитатель: Как же нам помочь Лунтику запомнить все планеты? (Варианты детей: сфотографировать, написать названия, зарисовать).

Воспитатель: Здорово! Чтобы Лунтик запомнил все, что увидел в космосе и не перепутал планеты, мы нарисуем для него картины-подсказки. Готовы?

Воспитатель: Чтобы нарисовать космические картины для Лунтика, мы должны вспомнить, что находится в космосе. Перед началом рисования нужно размять пальчики. Вместе с гимнастикой повторим и названия планет.

На доске  схема Солнечной системы.

4. Пальчиковая гимнастика.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:                     сжимают и разжимают пальцы

Раз — Меркурий,                             загибают по одному пальцу

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием Плутон.   

Воспитатель предлагает детям занять места за столами.

 

5. Объяснение этапов рисования.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать для Лунтика космические планеты необычным способом: восковыми мелками и акварельными красками.  

 - Сначала нарисуем разноцветными восковыми мелками планеты. Посмотрите на доску: это схема Солнечной системы. Она нам поможет нарисовать планеты в правильной последовательности. Располагать мы их будем по порядку, начиная с планеты, которая находится ближе всех к Солнцу. Как называется эта планета?

Дети: Планета называется Меркурий.

Воспитатель: Как называется самая маленькая планета?

Дети: Плутон

Воспитатель: Какой формы все планеты?

Дети: Планеты круглой формы.

Воспитатель: Обратите внимание, что планеты нужно плотно заштриховать мелком, без белых пропусков, чтобы изображение получилось целостным.

Воспитатель: Чем заполнено межпланетное пространство?

Дети: Пространство заполнено газом и пылью.

Воспитатель: Какими цветами закрасим это пространство? (Темными: синим, фиолетовым, чёрным).

Показ воспитателя за столом (дети стоят вокруг).

Воспитатель: Краски мы наносим на смоченную поверхность листа, используя широкую кисть. Необходимо выбрать несколько цветов и последовательно накладывать мазки так, чтобы один цвет чуть - чуть заходил на другой, пока краска еще не высохла, тем самым вливать один цвет в другой.  

- Обратите внимание, что краски легко смешиваются, и это хорошо: так у вас получатся  мягкие переходы от цвета к цвету. Если планеты плохо заштриховали мелком, то при накладывании акварели это будет заметно (в планетах появятся прозрачные места).

- Не забывайте промывать кисть после использования каждого цвета и проверять ее чистоту салфеткой.

- А пока вы будете рисовать свои космические картины, мы с Лунтиком будем вам помогать.

Воспитатель предлагает детям занять места за столами, напоминает детям о правильной осанке.

 

II. Изобразительная деятельность.

 

Воспитатель: К рисованию космической картины готовы? Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – поехали!

Воспитатель включает аудио фоновой космической музыки.

В ходе рисования, при необходимости, помогает детям правильно следовать замыслу, задавая наводящие вопросы: Какую планету ты рисуешь? Каким цветом ты начинаешь закрашивать лист? Для чего нужна салфетка? Не забудь, как правильно промывать кисть и т.д.

В ходе работы, воспитатель напоминает, что на экране расположена схема-подсказка с изображением планет Солнечной системы.   

По окончании рисования предлагает детям навести порядок на рабочем месте.

 

Игровое упражнение  с мячом  «Назови ласково».

Воспитатель:  Пока наши картины сохнут, Лунтик предлагает поиграть с ним в космическую игру с мячом  «Назови ласково».

Воспитатель: Звезда.

Дети: Звездочка.

Воспитатель: Солнце

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Корабль.

Дети: Кораблик.

 Воспитатель: Ракета.

Дети: Ракетка.

Воспитатель: Планета

Дети: Планеточка…

 

III. Итог (осмысление):

Воспитатель предлагает детям разместить рисунки на выставке.

Несколько детей рассказывают о своем рисунке.  

Воспитатель: Чему вы сегодня научились?

Дети: Сегодня мы научились рисовать космическое небо восковыми мелками и акварелью.

Воспитатель: Как вы думаете, почему ваши рисунки получились такими необычными и интересными? (Акварель не закрашивает восковые мелки, и поэтому на листе проявились планеты, которые как будто светятся в космосе).  

Воспитатель: Благодаря чему у вас получились замечательные рисунки космического неба?

Дети: Мы рисовали и аккуратно закрашивали планеты сначала мелками, а потом акварельными красками.

Воспитатель: Дети, кому вы сегодня помогли?

Дети: Мы помогли Лунтику запомнить правильное расположение планет Солнечной системы.  Теперь он сможет без ошибок перечислить все планеты по порядку, а наши картины будут ему подсказками.

Воспитатель: Дети, вы сегодня отлично потрудились! Вы, как настоящие космические художники, проявили знания, внимание, старание и поэтому у вас получились замечательные рисунки космоса.

- Лунтик очень рад, что  вы ему помогли. Ему было с вами очень интересно.

Подарите ваши картины Лунтику и попрощайтесь с ним, ему пора возвращаться домой.