Цель: формирование у детей нравственных представлений с помощью игры.
Задачи:
· Продолжать расширять представления о некоторых нравственных качествах: хвастовство – скромность, сдержанность; кривляние, жеманство – простота, естественность.
· Формировать умение детей снимать негативное психоэмоциональное состояние с помощью игровых имитационных движений и музыки.
· Воспитывать умение доброжелательно общаться со сверстниками во время игровых действий.
Материалы для занятия: шапочки лисы, волка, зайца и мыши; аудиозапись колыбельной; музыка к мультфильму «Умка».
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Заяц-хваста»; беседы: «Новая игрушка», «Игры детей», «На прогулке»; дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Хорошо-плохо».
Ход занятия
1 часть
Дети стоят на ковре вокруг воспитателя.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас на прогулку в лес.
- Вы бывали в лесу? А кто там живёт, знаете? (Варианты ответов детей.)
- Предлагаю с помощью движений, мимики, жестов изобразить животных, которые живут в лесу. А сначала послушайте загадку:
Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел.
(Заяц)
- Покажите, как ловко скачет заяц в лесу. (Дети имитируют движение зайца.)
- Послушайте следующую загадку:
У меня роскошный хвост,
А характер мой не прост.
Я коварна и хитра,
Глубоко моя нора…
(Лиса)
- Покажите, как лиса ходит в лесу. (Дети имитируют движение лисы.)
- Вот какие замечательные лисички у вас получились. Сразу видно, что они очень хитрые.
- Попробуйте отгадать ещё одну загадку:
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису,
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну…
(Волк)
- Да, в нашем лесу и волки водятся! Покажите, как голодный волк в лесу рыщет. (Дети имитируют движение волка.)
А это кто такой,
Ну-ка, отгадайте:
Серый, маленький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок…
(Мышонок)
- Покажите, как мышки в лесу бегают. (Дети имитируют движение мышонка.)
2 часть
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в театр. Артистов выберем по считалочке.
Дети надевают шапочки лисы и зайца. Остальные – охотники.
Воспитатель начинает рассказывать сказку:
«Жила-была в лесу лиса. Очень хотелось ей быть самой красивой, лучше всех. Вот идёт она по лесу и всем старается показать свою шубку, лапки, хвост.»
Ребёнок показывает, как идёт лиса по лесу.
- Какая лисичка? (Ответы детей.) Что она делает? (Ответы детей.)
Воспитатель продолжает рассказывать сказку:
«А зайка маленький совсем. Он только что поменял свою шубку с серой на белую. Ему тоже захотелось всем её показать, похвастаться. А в это время в лес приехали охотники. Увидел их заяц и давай перед ними кривляться, скакать, показывать свою новую шубку. Очень ему хотелось, чтобы охотники только на него и смотрели.»
Ребёнок изображает зайца.
- Правильно ли ведёт себя заяц? Что может случиться? (Варианты ответов детей.)
- А теперь предлагаю показать сказку о волке и мышонке. Приготовьтесь изображать новых героев.
«Однажды в лесу волк притаился и смотрит, как мышата играют. Один мышонок и говорит:
«Если только захочу, волка я за хвост схвачу!
Кулаком ударю в бок, вырву волку шерсти клок –
Убежит в испуге волк!»
Услышал волк такие слова, разозлился, зарычал и… выбежал из-за куста. Испугался мышонок, хвостик поджал и …»
- Что же произошло дальше? (Варианты ответов детей.)
- Как вёл себя мышонок? (Ответы детей.)
- Предлагаю вам послушать ещё одну сказку про зайца-хвастуна, которая так и называется «Заяц-хваста».
Педагог рассказывает русскую народную сказку в обработке Л.Н. Толстого «Заяц-хваста».
- Почему хвастаться – это плохо? (Варианты ответов детей.)
- Почему нериятно общаться с теми, кто хвастается и кривляется? (Варианты ответов детей.)
- Есть такая пословица:
Хвастун да врун – одного поля ягоды.
- А ещё в народе говорят:
Хвастовство само себя наказывает.
Заключение
Воспитатель: А было ли такое, чтоб вы хвастались чем-то? (Ответы детей.)
- Как поступить, если вам очень хочется что-то рассказать о подаренной игрушке или ещё о чем-то? (Варианты ответов детей.)
- Я думаю, что заяц и мышонок услышат это и изменят свое поведение.
Релаксация
Звучит аудиозапись колыбельной.
Воспитатель: Вечером все звери укладывают малышей спать. Уснули медвежата, волчата, зайчата (дети имитируют движения). Тихо в лесу. Наступает утро, и жизнь в лесу продолжается, все спешат по своим делам…
Тучина Наталья Евгеньевна, воспитатель МБДОУ № 16