Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста
«Котик Васька»
Гук Ольга Сергеевна,
воспитатель МАДОУ № 62
Цель: развивать речевую активность детей раннего возраста
Задачи:
1. формирование активного и пассивного словаря детей;
2. создание условий для развития компонентов устной речи в различной деятельности у детей;
3. побуждение детей к активным действиям с игрушкой и диалогу.
Предварительная работа:
1. рассматривание картинок с изображением кошки;
2. чтение потешек: «Кот на печку пошёл», «Пошел котик на торжок»;
3. подвижная игра «Догони киску».
Методы и приемы:
1. наглядный (игрушка-кошка);
2. словесный (потешки, стихи);
3. практический (подвижная игра «Клубочки», артикуляционная гимнастика «Кошка», пальчиковая гимнастика).
Материал: игрушка — пушистая кошка, корзинка, клубочки (по количеству детей).
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, кто это там за дверью? (Из-за двери раздается мяуканье).
Кто мяукнул у дверей?
-Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой!-
Киска просится домой.
Воспитатель открывает дверь и говорит: «Посмотрите, друзья, кто это к нам пришел?». (Из-за двери появляется игрушка-котик).
«Я коток - серый хвосток, в гости к вам шёл, а зовут меня Васька».
Воспитатель берет в руки игрушку: Давайте позовем котика к нам, иди к нам котик, кс-кс-кс». (Дети подзывают котика, используется звукоподражание).
Воспитатель: «Дети, посмотрите, какой красивый котик Васька в гости к нам пришёл». Предлагает детям повторить: «Скажи, Юля, кто это?».
Воспитатель побуждает детей называть игрушку разными словами: киса, котик, котя, вместе с детьми рассматривает игрушку: «Какой красивый котик, мягкий, пушистый».
Предлагает его потрогать, погладить. Затем берет котика в руки и играет с ним: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка.
«Котик лапками играет, у него лапки-царапки».
(Показывает пальчиковую гимнастику, дети повторяют движения).
«Сидит котик Васька,
Рыжая окраска,
Мягкие лапки,
А в лапках – цап-царапки».
(Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки, затем выпрямляют пальцы, в шутку царапаются). Игру можно повторить несколько раз.
«Это лапки, лапки-царапки. Что это? Это лапки.
(Обращается к ребенку)
«Дима, назови, что это?»
Воспитатель: «Молодец».
(Гладит ушки, называет)
«Это уши, ушки. Что это?»
«Вика, скажи, что это?»
Воспитатель: «Молодец!»
(Дети по очереди показывают ушки, называют)
Воспитатель играет с хвостиком котика и говорит: «Какой хвостик красивый у котика, котик хвостиком играет, ребятишек забавляет. (Дотрагивается по очереди до детей, щекочет их хвостиком). Вот хвостик! (Действия повторяются несколько раз).
Какой красивый котик к нам пришел в гости! (Подносит игрушку к своему уху). Мяу-мяу, котик просит молочка, его надо покормить. Ребята, давайте нальем ему молоко в блюдце и покормим котика» (Игровая ситуация вместе с ребенком).
Воспитатель поёт песенку:
Киска к деткам подошла.
Молочка просила.
Молочка просила.
«Мяу!» - говорила.
«Мяу!», «Мяу!»
Угостили молочком.
Кисонька поела.
Песенку запела
«Мур!», «Мур!»
(Артикуляционная гимнастика «Кошка»)
Воспитатель: А кто мне покажет, как кошка показывает язычок, лакает молочко, облизывается, улыбается, зевает.
Котик говорит спасибо вам за угощение, а теперь он хочет поиграть с вами.
Ребята, наш котик очень любит играть с клубочками, посмотрите сколько клубочков у меня в корзинке? Много клубочков. Вы, наверное, как и котик хотите поиграть с клубочками. Возьмите себе клубочки. Положите их перед собой на пол и толкните, так чтобы они покатились вперед. Ой, разбежались наши клубочки! Скорее собирайте их и складывайте в корзину».
Воспитатель: Дети, котику Ваське пора домой, его мама кошка ждет его дома.
Серенькая кошечка
Села у окошечка
Хвостиком виляла
Кота поджидала.
Ребятки, вам понравилось с Васькой играть? Позовем котика еще в гости к нам?
Дети: Да!
Воспитатель: Иди котик Васька домой, а завтра снова к нам приходи, поиграть с детками. До свидания, котик!