Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию
для детей старшей группы
«Помощь жителям Простоквашино»
Петрова Светлана Ивановна,
воспитатель МАДОУ № 48
Основная цель: Знакомство детей с назначением фонарика, формирование предпосылок инженерного мышления, памяти при работе с электронным конструктором «Знаток» (набор «С»).
Детская цель: Собрать фонарик.
Задачи: - познакомить с миром электроники;
- развивать навыки начального технического конструирования, умение работать по схеме;
- формировать навыки коллективной работы: учитывать интересы и чувства других. - воспитывать дружеские взаимоотношения, умение сопереживать, желание оказывать помощь,
Активизация словаря: светодиод, плато, электрическая цепь, ламповый патрон, электрическая цепь, схема электроцепи.
Оборудование: видеопроектор, экран, электронные конструкторы "Знаток" (набор «С») 1 на двоих детей, схемы сборки фонарика, посылка, 3 разных фонарика, запись голоса дяди Федора.
Предварительная работа: знакомство детей с понятием «электричество», просмотр познавательных видео об электричестве, просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», рассматривание деталей конструктора «Знаток» - д\и «Найди как у меня».
Краткая аннотация к работе: Занятие проведено в соответствии с годовым планом работы на 2021- 2022 учебный год в ДОО №48, в рамках реализации проекта «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Благодаря использованию различных приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосферы, у дошкольников формируются предпосылки инженерного мышления, памяти при работе с электронным конструктором «Знаток» (набор «С»).
В ходе организационной образовательной деятельности, погружаясь в эксперименты, конструирование и различные игровые упражнения, дети достигают своей детской цели, преодолевают встретившиеся затруднения и сами находят разгадку к получению новых знаний
Ход образовательной ситуации:
В руках у воспитателя посылка (в посылке лежат 3 разных нерабочих фонарика)
Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка. От кого же она? Сейчас прочитаем обратный адрес и узнаем (читает). Посылка от дяди Федора из Простоквашино. Сейчас откроем и посмотрим, что же в ней (воспитатель открывает коробку).
Воспитатель: Что прислал нам дядя Федор?
Дети: Это фонарики (дети рассматривают фонарики).
Воспитатель: Для чего нужны фонари? Когда люди используют фонарики? Куда можно отправиться в темноте? А вы знаете, как фонарики работают? (ответы детей). Раздается телефонный звонок
Воспитатель: Здравствуйте. Кто вы?
Д. Федор: Здравствуйте. Это вам звонит дядя Федор из Простоквашино. Вы получили мою посылку для ребят?
Воспитатель: Да, мы получили вашу посылку и уже посмотрели. Зачем вы прислали нам фонарики?
Д. Федор: Дело в том, что мы с Матроскиным и Шариком хотели сходить ночью поискать клад, но не смогли, так наши фонарики не работают. А без них в темноте ничего не видно. Шарик расстроился, сидит и воет на луну, а Матроскин лег на печку и громко вздыхает. Дети, не могли бы вы нам помочь?
Воспитатель: Я думаю, что ребята постараются вам помочь. До свидания, дядя Федор.
Воспитатель: Дети, жителям Простоквашино очень трудно жить в деревне без фонарика. Вы хотите им помочь? А сможете?
Дети: Мы поможем им.
Воспитатель: Как же мы можем им помочь? (ответы) Вы умеете собирать фонарики, да ещё такие, чтобы работали, светили? (ответы) А если мы не умеем, что нам надо сделать? (ответы)
Воспитатель: Я вас научу. Дети, как вы думаете, из чего мы с вами сможем собрать фонарик? (ответы детей). Мы научимся с вами собирать фонарик из электронного конструктора. Чтобы собрать фонарик нам с вами надо собрать электрическую цепь, по которой побежит ток. В этом нам поможет схема. Что такое схема? (ответы детей).
Дети: Она подсказывает, какие детали надо взять и как их соединить.
Воспитатель: Совершенно верно. Значит, мы с вами должны хорошо знать, как выглядят и как называются детали в электронном конструкторе. Давайте вспомним детали.
Проводится дидактическая игра «Посмотри и назови» (Воспитатель показывает детям карточки с изображением деталей конструктора, а дети называют название детали)
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что вы сможете собрать фонарик. И он будет светить. Для этого надо внимательно слушать меня и рассмотреть схему, которую я вам покажу. Чтобы нам было удобно работать, мы разделимся на пары. У каждого из вас будет напарник, вы будете вместе с ним собирать фонарик. На столах у вас есть символы обозначения. Мальчики сядут со стороны красного кружка, а девочки сядут со стороны красного кружка. Но сначала разомнемся.
Физминутка:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: Проходите за столы. На подносах у вас детали, выберите те, которые будут нужны для сборки фонарика. Посмотрите внимательно на экран. На экране вы видите схему сборки светодиодного фонарика. Сейчас я вам объясню, из каких деталей и как надо собрать электрическую цепь
Объяснение: Сначала нужно взять батарейный отсек и закрепить его на плато с помощью кнопки. В батарейном отсеке находятся 2 батарейки. Теперь нам необходим провод, по которому побежит электричество. Находим провод 3 и прикрепляем край провода на нижний выступ батарейного отсека. Ещё нам потребуется красный светодиод, один его край закрепим под свободным выступом провода и прижмем к плато. Осталось прикрепить выключатель к светодиоду и батарейному отсеку. У нас получилась электрическая цепь. Если мы все собрали верно, то наш светодиодный фонарик, при замыкании выключателя загорится.
Воспитатель: Все ли вам было понятно? Тогда попробуем вместе со мной собрать светодиодный фонарик. Не забывайте, что вы работаете в паре. Сначала берем …(батарейный отсек) и крепим на плато. Теперь надо взять …(провод 3) и закрепить его на батарейном отсеке. Нам потребуется… (красный светодиод), укрепляем его под проводом на плато. Не обойтись нам без …(выключателя). Присоединяем его и замыкаем электрическую цепь с помощью переключателя. Мы собрали с вами светодиодный фонарик. У всех получилось? Все фонарики зажглись?
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами собрали светодиодный фонарик. Хотите научиться собирать фонарик с лампочкой? Для этого внимательно рассмотрите схему, которая лежит у вас на столе. Скажите, чем она отличается от схемы светодиодного фонарика? Кто заметил?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: (если дети затрудняются, то педагог подсказывает). В этой электрической цепи нет красного светодиода, а есть ламповый патрон. Все увидели? Аккуратно разберите светодиодный фонарик и самостоятельно соберите фонарик с лампочкой. Правильность выполнения задания проверяйте по схеме (дети работают самостоятельно).
В ходе работы воспитатель дает косвенные указания, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместной работе, как договариваются, распределяют функции).
Воспитатель: Включите фонарики и посмотрите, загорелась ли лампочка. Если горит, значит, фонарик собран правильно, если нет – проверьте правильность сборки электрической цепи по схеме.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами учились собирать? Какие фонарики мы собирали? Смогли мы выполнить просьбу дяди Федора? (Да) Как же нам отправить фонарики дяде Федору, Шарику и Матроскину? (можно отправить посылку)
Воспитатель: Да, положим в коробку, подпишем адрес и отнесем на почту. Вот они обрадуются то, когда получат посылку с новыми фонариками.
Воспитатель: Понравилось вам помогать героям любимого мультфильма? Что нам для этого потребовалось? Что вызвало у вас затруднения? Хотите научиться ещё что-то собирать из электронного конструктора?