Конспект занятия по познавательному развитию
(ознакомление с окружающим миром)
«Весеннее приключение»
в старшей группе
Воспитатель: Гончарова Ж. В.
Цель: воспитание интереса к окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе закрепления представлений о весне.
Задачи:
Образовательные: · закрепить представления о признаках весны; · закрепить названия зимних и весенних месяцев; · закрепить умение образовывать существительные с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов; · познакомить с первыми весенними цветами, их особенностями.
Развивающие: · развивать логическое мышление, внимание, воображение; · развивать аккуратность, умение вырезать, мелкую моторику; · развивать быстроту реакции. Воспитательные: · воспитывать любовь к природе.
Педагогические технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.
Оборудование: музыкальная портативная колонка, снежинка, скворец, записка, шаблон «Весенняя поляна», коробочка с карточками с изображением первоцветов, желтая цветная бумага, шаблоны – круги, ножницы, клей, влажные салфетки.
Ход занятия Воспитатель собирает детей в круг, приветствует их. Воспитатель: Доброе утро, девочки и мальчики! Как ваше настроение? Покажите мне свои, ладошки, если оно хорошее! А с теми, у кого оно плохое, я поделись своим!
Доброе утро, весеннее солнце и птицы!
Доброе утро, улыбчивые и милые лица!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
(Закончив ритуал приветствия, воспитатель приглашает детей занять места на стульчиках, раздается шум вьюги и тут же умолкает)
Воспитатель: Дети, что это? (Ответы детей) Верно, будто вьюга разбушевалась… Кто мне скажет, какой месяц на дворе? (апрель) Может быть вьюга в апреле? (нет) Наверное, нам показалось! (вновь раздается звук, уже громче, включается звукозапись голоса Зимы) Зима: Не правильно вы говорите! Может быть в апреле вьюга! Не хочу я отдыхать, хочу снова стужу в город запускать! Весна в темнице таится, удастся теперь мне порезвиться! (смеется)
Воспитатель: Как же так! Неужели это ты, Зима?! (осматривается) Нет ответа… Кажется, уже холодать стало, вы заметили? Ой, и снежинки появились! (достает из-за ушка у ребенка маленькую заранее подготовленную снежинку)
Как же нам Весну обратно вернуть…? (слышится стук, воспитатель обращает внимание детей на прикрепленного к окну скворца с запиской)
Воспитатель: Ой, это же скворец! Смотрите, у него записка! Давайте прочтем!
Ребята, помогите!
Чары зимние прогоните!
Таюсь в темнице я 3 дня,
6 замков охраняют меня.
Они сами раскроются, друзья,
если вы выполните эти задания!
Весна |
(в записку включены задания, дети их выполняют)
Дети, хотите помочь весне? (Ответы детей) Тогда слушайте внимательно первое задание. Скажите, сколько всего в году месяцев? (Ответы детей) Назовите только весенние месяцы. Какой месяц сейчас? (Ответы детей) Какой был до …? (Ответы детей) А какой придет следом за…? (Ответы детей) Весна приготовила для нас второе задание: Вспомните и назовите признаки ранней весны. (Ответы детей) А признаки поздней весны вы знаете? (Ответы детей)
Третье задание называется «Найди лишнее слово».
Слушайте внимательно и назовите лишнее слово:
· зима, стужа, вьюга, сосульки;
· цветы, почки, снежинки, трава;
· одуванчик, морозник, елка, пион;
· снегирь, грач, скворец, ласточка.
Молодцы! А сейчас нам предстоит выполнить 4 задание, которое называется «Скажи ласково». Дети, назовите, что услышите ласково: ручей, проталина, облако, солнце, цветок, луч, птица, птенец, гнездо и т.д. Весна предлагает нам немного поиграть и выполнить 5 задание. Слушайте внимательно, если слово весеннее услышите, хлопните в ладоши. Январь, 8 марта, май, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, снеговик, ручьи, новый год, вьюга, проталина, стужа, март, снегири, почки, метель, сугробы, скворечник, подснежники.
Дети, вот мы и добрались до последнего задания, которое называется «Скажи наоборот». Готовы его выполнить? (Ответы детей)
Зимой холодно, а весной…. (тепло).
Зимой по утрам на улице темно, а весной …. (светло).
Зимой солнце тусклое, а весной …. (яркое).
Зимой песни у птиц грустные, а весной …. (весёлые).
Зимой лёд на реке толстый, а весной …. (тонкий).
Зимой снег лёгкий, а весной …. (тяжёлый).
Зимой снег чистый, а весной …. (грязный).
Зимой день короткий, а весной …. (длинный).
На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной… (возвращаются).
(включается музыкальное сопровождение, выходит взрослый или ребенок в костюме Весны, можно заменить на голосовой файл)
Весна: Спасибо, дети, что освободили вы меня! Но первоцветы мои, к сожалению, от Зимы пострадали, в лед превратились! Отогрейте их, милые, прошу!
Весна передает коробочку с карточками, на одной стороне которых изображена льдинка, а на другой – фото первоцвета, уходит; воспитатель демонстрирует детям сторону с льдинкой и предлагает отогреть цветы, выполнить физкультурную минутку:
Мы мороза не боимся, (шагают на месте)
Можем от него отгородится (хлопают в ладоши).
Подойдет к нам вдруг мороз (приседают),
Тронет руку, тронет нос (показывают на руку, нос)
Значит надо не зевать (хлопают в ладоши),
Прыгать, бегать и играть (прыгают на месте).
Воспитатель: Кажется, мороз и отступил! Дети, вы знаете какие цветы называют первоцветами? (ответы детей) Ах, да! Это первые цветы! Давайте посмотрим, не отогрелись ли наши цветочки? Воспитатель последовательно демонстрирует детям изображение первоцветов и рассказывает о каждом.
Воспитатель: Этот цветок известен каждому. О нем говорится в сказке Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнили, как он называется? А что вы знаете о нем? (Ответы детей).
Подснежники первыми показывают свои хрупкие головки из-под снега. Посмотрите на фотографию, это необычайно нежные растения с небольшой белой головкой-колокольчиком, невысоким стеблем и длинными узкими зелеными листьями. Эти цветы находятся под защитой государства и занесены в Красную книгу. Собирать их запрещено.
А этот цветок (воспитатель обращает внимание детей на следующее изображение) называется - пролеска. Правда, похож на подснежник? Но это лишь на первый взгляд. Посмотрите, в отличии от подснежника, на его стебле имеется по 2 – 4 цветочка. Пролеска бывает 3 цветов: синего, белого и розового.
Эти чудесные цветы (демонстрация изображения) - крокусы. Они имеют и второе название – шафран. Интересно, что из пыльцы этих цветов раньше делали желтую краску. В природе встречается несколько видов крокусов: желтые, фиолетовые и белые.
А этот цветок (демонстрация изображения) называется - морозник. Его народное название «рождественская роза». В давние времена люди часто высаживали его у своих домов. Эти цветы бывают разного цвета: белые, бордовые, желтоватые, красные и т.д.
Дети, как называется цветок, изображенный на картинке? (ответы детей) Верно, это мать - и - мачеха. А знаете ли вы, почему цветок получил такое название? (дети высказывают предположения) Все дело в том, что нижняя часть их листьев покрыта мягкими белыми волосками. Люди сравнивали их с прикосновениями ласковой мамочки. А верхняя часть листа – гладкая и холодная. И ее сравнивали со злой мачехой. Так и прозвали цветок мать-и-мачеха. Кстати, это растение является лекарственным. Его используют при лечении кашля. Воспитатель: Дети, весенние цветы украшают полянки и проталины, предлагаю создать весеннюю полянку в группе и украсить её одуванчиками. Хотите? Воспитатель приглашает детей пройти за столы, воспитатель предлагает размять пальчики при помощи кинезиологической гимнастики «Колечко», демонстрирует показ образца выполнения работы: Вырезаем круг из желтой бумаги (по шаблону). Складываем пополам 2 раза. Держа за уголок, аккуратно надрезаем. А теперь развернем – какие чудесные цветочки у нас получились! Давайте высадим их на полянку. (выполняется коллективная аппликация на заранее подготовленное поле
Воспитатель: Дети, вот так приключение сегодня произошло! Мы ведь чудом избежали возвращения Зимы! А все, благодаря вашим знаниям!
Я очень горжусь вами!
Скажите, какие задания вам показались самыми сложными?
А самыми легкими?
Что нового вы узнали?
Названия каких первоцветов вы запомнили?
Дети, давайте радоваться возвращению Весны, пора собираться на прогулку!