ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Друзья Полярной совы
Степанова Ольга Николаевна,
Курганская Татьяна Геннадьевна
воспитатели МБДОУ № 14
п.г.т Зеленоборский
Продолжительность проекта: 1 месяц
Тип проекта: творческо-исследовательский
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 6-7 лет возраст.
Цель проекта: воспитание у детей любви к природе родного края, развитие навыков гуманного взаимодействия с природными объектами.
Задачи проекта:
- для детей в ходе планирования и реализации проекта:
1. обогатить представления детей о жизни северных животных, их приспособляемости к климатическим условиям Заполярья;
2. обогащать представления детей о значении заповедников в жизни животных;
3. развивать познавательную активность и навыки исследовательской деятельности;
- для педагогов по повышению своей профессиональной компетенции в ходе планирования и реализации детской проектной деятельности:
1. Учиться создавать проблемную ситуацию, мотивирующую детей к разработке и реализации проекта, опираясь на интересы детей и эмоциональный отклик.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу, учить детей планировать свою деятельность;
- для родителей по повышению родительской компетенции в ходе планирования и реализации детской проектной деятельности:
1. объединить усилия семьи и ДОУ в вопросах воспитания любви к малой родине;
2. привлечь родителей к совместной с детьми образовательной и природоохранной деятельности.
Презентации проекта воспитанниками для родителей или ровесников («детская презентация проекта»): Квест - игра «Путешествие по тундре».
Игровая проблемная ситуация: Звуковое письмо полярной совы, в котором она сообщает, что на Севере очень холодно, длинная полярная ночь и поэтому она живет в лесах Заполярья одна. Ей очень скучно и просит найди друзей.
Детская цель: Найти друзей для Полярной Совы
Предполагаемые гипотезы воспитанников: Полярная сова днем спит, а животные маскируются, прячутся в укрытиях. На севере много друзей для совы- это животные Заполярья.
Совместное с воспитанниками планирование исследовательской деятельности: Определить каких животных мы можем встретить в Заполярье и как они выживают в условиях длинной зимы.
Содержание совместной с детьми деятельности (Форма, название, решаемая задача) |
Содержание самостоятельной детской деятельности (Форма, название, решаемая задача) |
Формы и название взаимодействия с родителями |
Занятие «Зимний лес», обогащение представлений детей о сезонных изменениях в природе, жизни животных в зимний период года |
Лего-конструирование «Лего-лес полон сказок и чудес», моделей северных животных и птиц - развивать умение передавать в творческой деятельности свои представления о природе родного края |
Создание экспозиции мини-музея «Животные Заполярья»
|
Игры с Логопчелой «Кто живет в зимнем лесу» |
Игры с Логопчелой «Кто чем питается», «Кто где укрывается от холода» |
Выставка детских лео-поделок «Лего-лес полон сказок и чудес» |
Экспериментальная деятельность «Приспособляемость животных к низким температурам», определить значение теплой шерсти и подкожного жира в поддержании температуры тела Опыт «Как животные удерживают тепло» 1. Цель опыта: определить, что подкожный жир животных, является для них не только запасом питания, но и защитным от холода (теплоизоляционным) слоем. Ход опыта: 1.1. Нанести на один термометр слой жира (кусочек сада). 1.2. Погрузить оба термометра в ведерко со снегом, оставить на 2 минуты. 1.3. Сравнить значения термометра. 1.4. Зафиксировать результат опыта в таблице. 1.5. Формулировка выводов по результатам опыта, занесение в таблицу. 2. Цель опыта: определить, что шерсть животных является теплоизоляционным (защитным от холода слоем) слоем. 2.1. Надеть на одну руку рукавичку. 2.2. Погрузить обе руки в ведерко со снегом на 1 минуту. 2.3. Сравнить ощущения. 2.4. Зафиксировать результат опыта в таблице. 2.5. Формулировка выводов по результатам опыта. Материал: кусочек сала, 2 спиртовых термометра, 2 ведерка со снегом, меховые рукавички: по 1 каждому ребенку, песочные часы. |
Наблюдение «Поведение птиц у кормушки», определение поведения птиц в дни с различным температурным режимом с записью в дневнике наблюдений |
Акция «Ты пернатым помоги, им кормушку смастери» |
Исследовательская деятельность «Маскировка животных» Цель: выяснить что такое «маскировка», определить как животные маскируются. Ход исследовательской деятельности: Предложить детям разместить фигурки животных в различной сезонной окраске на пейзажные картинки. Объяснить свой выбор. Материал: пейзажные картинки (летние, зимние), фигурки животных в сезонной окраске шерсти. |
Дидактическая игра «Спрячь животное» (игры на липучках), развивать умение детей находить способы маскировки животных |
Выставка семейного творчества «Найди животное» (изображение животных в природе, которые маскируются) |
Дидактическая игра «Птичья столовая. Кто что ест», обогащать представления детей о вкусовых пристрастиях пернатых |
Рассматривание иллюстраций о Кандалакшском, Лапландском заповеднике, о заповеднике Пасвик |
Семейная викторина «Заповедники Заполярья»
|
Вопросы, направленные на выявление у воспитанников знаний по выбранной теме детской проектной работы (высокий, средний, низкий):
№ |
Вопрос ребёнку |
Критерии оценки (содержание) | ||
низкий |
средний |
высокий | ||
1 |
Могут ли животные Африки жить на Севере? |
Затрудняется ответить |
Отвечает на вопрос с помощью вопросов взрослого |
Называет самостоятельно причины по которым животные Африки не могут жить на Севере |
2 |
Что помогает животным жить в условиях Крайнего Севера? |
Затрудняется назвать приспособления животных |
Отвечает на вопрос на вопрос с помощью вопросов взрослого |
Самостоятельно называет приспособления животных |
3 |
Как люди помогают животным пережить холодную длинную полярную зиму? |
Ребенок затрудняется ответить |
Отвечает на вопрос на вопрос с помощью вопросов взрослого |
Самостоятельно называет деятельность работников заповедника по защите животных, заботу людей о птицах |