Экспериментальная деятельность
«Удивительный песок»
Горшкова Наталья Геннадьевна,
воспитатель МАДОУ № 49
Цель: знакомство детей со свойствами и качествами песка, его происхождением.
Задачи:
1. поддерживать интерес к экспериментальной деятельности;
2. активизировать словарный запас детей;
3. развивать наблюдательность, смекалку, любознательность, усидчивость;
4. учить фиксировать результаты экспериментирования.
Материал: камни, песок, вода.
Оборудование: игрушка - черепаха, листы белой бумаги, лупы, магнит, стаканчики, 1-минутные и 5-минутные песочные часы, листы бумаги, карандаши.
Ход экспериментирования
1.Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель собирает детей на ковре полукругом.
Воспитатель: дети, я предлагаю вам отправиться в песочную страну. Хозяйка песочной страны - песочная Черепашка. Готовы? Тогда идем (идут по «дорожке» и приходят в «страну»).
Воспитатель: ребята, мы в песочной стране. Нас встречает песочная Черепашка. Она очень любит свой песочек и предлагает познакомиться со свойствами и качествами песка, его происхождением.
2.Уточнение правил безопасности.
Воспитатель: - дети, давайте расскажем Черепашке правила игры с песком (нельзя сыпать песок в глаза и рот, не брать грязные пальцы в рот, а после игры с песком вымыть руки с мылом).
3.Выполнение эксперимента.
Опыт 1
Воспитатель: ребята, возьмите в руки песок и насыпьте его на листок бумаги. - Легко ли сыпется песок? (ответы детей).
- Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды.
Опыт 2
- Может ли песок помочь определить, сколько прошло времени? (предположения детей).
Воспитатель демонстрирует песочные часы.
- Когда песок из одной ёмкости пересыплется в другую, пройдёт одна минута.
Демонстрирует это, засекая время.
В этих часах песок пересыпается за 5 минут, а в этих - за 1 минуту.
Опыт 3
А теперь возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите, постучите их над листом бумаги.
- Как вы думаете, что это сыплется? (песок).
- Как мы получили песок? (ответы детей).
Опыт 4
Возьмите лупу и рассмотрите песок.
- Какой формы песчинки? (разной).
Воспитатель: дети, а вы хотите узнать, как в природе появляется песок? (хотим). Тогда, слушайте: ветер, вода разрушает камни, в результате чего появляется песок. Песок - это очень - очень мелкие камешки разного цвета и разной формы, разного размера. В пустыне песчинка имеет форму ромба.
Опыт 5
Давайте опустим в песок магнит. Посмотрите, к магниту присоединились маленькие частички песка.
- Как вы думаете, что это? (металл).
Опыт 6
Возьмите баночку с песком, налейте воду. А теперь, потрогайте песок.
- Какой песок? (мокрый).
- А был какой? (сухой).
- Почему исчезла вода? (вода быстро впитывается в песок).
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски.
- Из какого песка можно лепить фигурки? (из мокрого песка).
- Почему? (он плотный).
- Почему из сухого песка нельзя слепить шар? (сухой не держит форму).
4.Фиксирование результатов эксперимента.
Воспитатель: предлагаю зарисовать результаты нашего экспериментирования в песочной стране: «Песок - это очень мелкие камешки разного цвета, формы и размера».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, сможем ли мы родителям рассказать о свойствах и качествах песка и его происхождении (да).
- Почему? (потому что, мы узнали, что песок сыпучий. Он бывает сухой и мокрый. Песок можно получить из камней, а в природе вода и ветер разрушает камни и получается песок. Песчинки бывают разной формы, цвета и размера. К магниту присоединяются частички песка - это металл). А теперь нам пора возвращаться из песочной страны в детский сад.
- До свидания, Черепашка! Воспитатель идёт по «дорожке» в детский сад и предлагает убрать рабочие места.