Конспект интегрированного занятия

 воспитателя и учителя-логопеда

по формированию математических представлений

у старших дошкольников логопедической группы.

    

Воспитатели: Бондаренко О. П.

                                                                                                                                              Любовенко Е. А.

Учитель – логопед: Макушева И.А.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ  

Цель: Использование развивающих игр В.В. Воскобовича с детьми с ОВЗ.

Задачи:

·        Совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10 используя числовую линейку.

·        Закреплять умение ориентироваться на плоскости и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине.

·        Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

·        Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; последовательно называть дни недели.

·        Развивать фонематический анализ:  закрепить умение выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой.

·        Обогащать словарный запас, развивать умение отвечать полным предложением и проговаривать слова сложной слоговой структуры.

·        Развивать внимание, память, логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять.

·        Развивать мелкую моторику рук, сенсорные способности; умение отвечать полным предложением.

 

Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», игра «Шнур малыш» по количеству детей, шнурки зеленого, красного и синего цвета, графический тренажер «Игровизор» по количеству детей, презентация, математический пенал (цифры и знаки), маркеры по количеству детей.

 

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Доброе утро! Дети, посмотрите, здесь конверт. Хотите посмотреть, что в нем? (Логопед достает картинки: арена, фокусник, иллюзионист, Шапито, аттракцион)

Логопед: Дети, вам знакомы эти слова? Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся? (беседа по картинкам, логопед объясняет значение незнакомых слов)

Логопед: У меня для вас есть интересное задание. Посмотрите на картинки и угадайте по первым буквам, какое слово получается. (АФИША).

Логопед: Возьмите пособие «Шнур – малыш» и изобразите с помощью планшета и шнурка необходимую вам букву. Обратите внимание, если буква обозначает гласный звук, то шнурок красного цвета; если твердый согласный – синего цвета; мягкий согласный – зеленого цвета. (Дети выполняют задание и выкладывают слово «АФИША»)

2. Основная часть.

Дети слышат стук в дверь. Заходит воспитатель и приносит с собой афишу.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в садик принесли афишу, в наш город на гастроли едет «Цифроцирк».  (Воспитатель показывает и вместе с детьми рассматривают афишу).  

- Что мы можем узнать из этой афиши? (ответы детей: когда будет представление)

- Какого числа будут выступать артисты цирка? (ответы детей: 18 мая)

- А сегодня какое число? (ответы детей: 17 мая)

- Какой сегодня день недели? (ответы детей: пятница)

- В какой день недели будет представление? (ответы детей: суббота; дети считают дни недели  по схеме на «МиниЛарчике»)

Воспитатель: Дети, а вы хотите побывать в цирке? (ответы детей)

Воспитатель: Директор цирка – Нолик МагНолик просит вас помочь ему  подготовиться к цирковому представлению. Поможем ему? (ответы детей)

Воспитатель: В хозяйстве у директора цирка – Нолика МагНолика есть большая коллекция разноцветных фонариков («разноцветные кружки»).  МагНолик не успевает украсить арену цирка перед выступлением и просит нас, развесить фонарики под куполом цирка.  Развешивать фонарики, нужно соблюдая инструкцию МагНолика.

Инструкция:

- в верхней - левой  части арены повесить три фонарика красного цвета;

- в нижней - правой  части арены повесить четыре фонарика зеленого цвета;

- в верхней - правой  части арены повесить три фонарика синего цвета;

- в нижней - левой  части арены повесить четыре фонарика желтого цвета, а в середину арены повесить один большой фонарь белого цвета.

В центре «МиниЛарчика» нарисован круг с помощью круговерта и  цветной веревочки. Дети по-очереди выполняют инструкцию МагНолика развешивая «разноцветные фонарики» над ареной проговаривая свои действия.

Воспитатель: Мы помогли МагНолику украсить арену цирка. Теперь нам нужно проверить все ли артисты готовы к выступлению.

Логопед: Дети, хотите познакомиться с артистами – зверятами – цифрятами? У вас на столах папочки, возьмите их и соберите разрезные картинки, они вам помогут узнать, какие артисты выступают в цирке.

 Дети работают в парах. Один ребенок собирает животное, а второй - его профессию. В паре дети рассуждают и называют артистов. 

Дети: В цирке выступает ежик – наездник. В цирке выступает Заяц – укротитель диких зверей и т.д.

- Мышка – воздушная гимнастка.

- Крыска – силачка.

- Пес – жонглер.

- Кот – акробат.

- Крокодил – канатоходец.

- Обезьяна – заклинательница змей.

- Лиса – фокусница.

Воспитатель: Дети, посмотрите сколько много  артистов собралось на арене Цифроцирка? Предлагаю их сосчитать. (Ответы детей).

 Воспитатель: Дети, мне кажется, что эти зверята похожи на цифры. На какие?

Дети:  Еж похож на  цифру 1, зайка – 2,  мышка -3, крыса -4, пес – 5, кот – 6, крокодил -7, обезьянка 8, лиса – 9.

 Воспитатель:- Помогите МагНолику построить всех артистов в ряд. Первым встал Ежик – единичка. Кто следующий?  (прямой счет от 1  до 10).

А теперь первыми  встанут Еж и МагНолик (число10). Кто следующий?  Лиса – девятка (обратный счет от 10 до 1).

 

МагНолик: Дети, вы молодцы и с этим заданием справились.

МагНолик: А сейчас мы с  вами отдохнём,  антракт. Физминутка «Цифродвижение».

МагНолик предлагает детям вспомнить забавных цифр-зверят и показать цифру телодвижением.

МагНолик: Пришло время проверить реквизит для выступления. Поможете?

Ответы детей.

МагНолик читает задачу «У Ежика-наездника было 6 лошадей, ему подарили ещё 2 лошади. Сколько всего у Ежика лошадей?»

 Дети определяют структуру задачи и решают её с помощью числовой линейки на «Игровизоре»: сначала обозначают дугой сверху первое число – 6 и кладут карточку с соответствующей цифрой, потом обозначают дугой сверху второе число - 2 и кладут карточку с цифрой. На основании рисунка делают запись  с помощью цифр и арифметических знаков. Ответ задачи дети вышивают  на игре «Шнур – Малыш».

         Аналогично дети решают задачу на вычитание. «У Зайки – укротителя диких зверей было 10 тигров, 2 тигра заболели. Сколько тигров осталось у Зайки – укротителя?»

МагНолик: Молодцы, и с этими задачами справились.

МагНолик: Какой цирк без фокусов.  Лиса-фокусница  приготовила для вас фокус и просит, чтоб вы ей помогли. Поможем? (Ответы детей).

   Дети на графическом тренажере «Игровизоре»  выполняют графический диктант (заяц).

Воспитатель: Кто у Вас получился?

Дети: Заяц

Воспитатель: Какая это цифра в нашем «ЦифроЦирке»?

Дети: Это цифра два.

МагНолик: Дети, вы молодцы помогли нам. Спасибо вам. Мы будем рады видеть вас на представлении в субботу в «Цифроцирке».

Логопед: МагНолик, наши дети тоже хотят вас удивить. Они очень быстро, четко и красиво умеют рассказывать скороговорки.

Дети выходят и рассказывают скороговорки.

Дети: «Цапля в цирке выступала, цифры носом там писала»

           «Фокусник Федот был сфокусирован на своем фокусе»

             «Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать».

 Дети прощаются с директором «Цифроцирка».

 

3.Окончание занятия, оценка деятельности детей.

Воспитатель: Дети, где мы с вами были?

Кому помогали?

Что вам понравилось больше всего?

Что для вас было самым трудным?