Конспект занятия по познавательному развитию

«Рассматривание репродукции картины И.И.Шишкина  «Рожь»

 

                                                                                Автор: Константинова Н. А.,

МАДОУ № 62 г. Кандалакша

 

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о пейзажной живописи.

Программные задачи: познакомить детей с картиной художника И.И. Шишкина «Рожь».

Учить воспринимать образ Родины через пейзаж, видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности – колорит, композицию.

Развивать психические процессы: восприятие, память, воображение.

Развивать связную речь, умение использовать образные сравнения (эпитеты), активизировать в речи пословицы и поговорки о хлебе.

Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к хлебу.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Если видишь на картине

                        Нарисована река,

                        Или ель и белый иней,

                        Или сад и облака,

                        Или снежная равнина,

                        Или поле и шалаш, -   

                        Обязательно картина

                        Называется пейзаж.

- Дети, как ещё по-другому можно назвать пейзаж?  (ответы детей).

Правильно, пейзаж – это картина природы.

Одним из художников, который писал пейзажи, был замечательный русский художник Иван Иванович Шишкин. Он родился в небольшом городке на берегу реки Камы. Мальчишкой часто убегал в поле, лес, любовался природой, а став художником старался запечатлеть  в своих картинах замечательные пейзажи родного края.

Одной из таких работ стала картина «Рожь» (педагог выставляет  репродукцию картины). На переднем плане художник изобразил поле созревающей ржи: тяжёлые, жёлтые колосья уже налились зерном и клонятся к земле. Огромные сосны, словно стража, замерли среди поля, охраняют спокойствие и тишину. Всё в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух – прозрачный, неподвижный. Этим золотистым пейзажем художник показывает нам свою огромную любовь к русской природе, земле-кормилице. Совсем неслучайно художник изобразил поле ржи, ведь с давних пор на Руси главным был - ржаной хлеб. Русские люди считали его более полезным и питательным. В народе говорили: «Тот и хорош, у кого родилась рожь», «Ржаной хлебушко калачам дедушка», «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной».

Картина «Рожь» стала символом жизни, богатства и величия родной природы, дарит нам душевность и спокойствие.

Вопросы к детям:

 - Дети, что изображено на картине?

- Как вы думаете, что самое главное в картине?

-Как художник это показал?

-Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину?

-От чего возникает такое настроение?

-Что своей картиной художник рассказал нам о Родине?

- Как бы вы назвали картину?

- Какие пословицы  и поговорки о хлебе вы знаете?

Есть ещё замечательная поговорка  «Будет хлеб – будет и песня». Закончить наше занятие я предлагаю вам  песней, в которой тоже говорится о любви к родной земле. А вам я предлагаю удобно устроиться на ковре, прикрыть глаза и представить себе летний, теплый день. Почувствовать у себя на лице ласковый обдувающий ветерок Представьте, что совсем рядом вы слышите голоса птиц, они весело щебечут, летая над головой. (звучит песня «Русское поле»  музыка Я. Френкеля, стихи И. Гофф.)