Конспект занятия по познавательному развитию
«Рассматривание репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь»
Автор: Константинова Н. А.,
МАДОУ № 62 г. Кандалакша
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о пейзажной живописи.
Программные задачи: познакомить детей с картиной художника И.И. Шишкина «Рожь».
Учить воспринимать образ Родины через пейзаж, видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности – колорит, композицию.
Развивать психические процессы: восприятие, память, воображение.
Развивать связную речь, умение использовать образные сравнения (эпитеты), активизировать в речи пословицы и поговорки о хлебе.
Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к хлебу.
Ход занятия:
Воспитатель: Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
- Дети, как ещё по-другому можно назвать пейзаж? (ответы детей).
Правильно, пейзаж – это картина природы.
Одним из художников, который писал пейзажи, был замечательный русский художник Иван Иванович Шишкин. Он родился в небольшом городке на берегу реки Камы. Мальчишкой часто убегал в поле, лес, любовался природой, а став художником старался запечатлеть в своих картинах замечательные пейзажи родного края.
Одной из таких работ стала картина «Рожь» (педагог выставляет репродукцию картины). На переднем плане художник изобразил поле созревающей ржи: тяжёлые, жёлтые колосья уже налились зерном и клонятся к земле. Огромные сосны, словно стража, замерли среди поля, охраняют спокойствие и тишину. Всё в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух – прозрачный, неподвижный. Этим золотистым пейзажем художник показывает нам свою огромную любовь к русской природе, земле-кормилице. Совсем неслучайно художник изобразил поле ржи, ведь с давних пор на Руси главным был - ржаной хлеб. Русские люди считали его более полезным и питательным. В народе говорили: «Тот и хорош, у кого родилась рожь», «Ржаной хлебушко калачам дедушка», «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной».
Картина «Рожь» стала символом жизни, богатства и величия родной природы, дарит нам душевность и спокойствие.
Вопросы к детям:
- Дети, что изображено на картине?
- Как вы думаете, что самое главное в картине?
-Как художник это показал?
-Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину?
-От чего возникает такое настроение?
-Что своей картиной художник рассказал нам о Родине?
- Как бы вы назвали картину?
- Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Есть ещё замечательная поговорка «Будет хлеб – будет и песня». Закончить наше занятие я предлагаю вам песней, в которой тоже говорится о любви к родной земле. А вам я предлагаю удобно устроиться на ковре, прикрыть глаза и представить себе летний, теплый день. Почувствовать у себя на лице ласковый обдувающий ветерок Представьте, что совсем рядом вы слышите голоса птиц, они весело щебечут, летая над головой. (звучит песня «Русское поле» музыка Я. Френкеля, стихи И. Гофф.)