Образовательный проект «Развитие культуры речевого общения, посредством посткроссинга – как формы образовательного туризма»
Автор: Калинина Татьяна Анатольевна,
учитель – логопед МБДОУ № 13,
Автор проекта: Калинина Т.А., учитель-логопед.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Проект долгосрочный
Цель проекта: развитие культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивать культуру речевого общения.
2.Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество, поддерживать использование в речи средств языковой выразительности.
3.Воспитывать любовь к своей семье, к своему городу, к Родине.
4.Формировать интерес к культурным и национальным традициям России.
Ресурсы:
методические:
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005
2.Большой Российский энциклопедический словарь. – М.,2006
3.Бычкова С.С. «Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников» М. Аркти, 2015
4.Подборка стихов и рассказов местных поэтов и писателей.
5.Бычкова С.С. «Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников» М. Аркти, 2015
6.Карта России.
Информационные:
1. Видео, аудиозапись.
2. Рисунки, плакаты.
Материально – технические:
1. Ноутбук.
2. Бумага, картон, клей.
3. Сувениры.
4. Конверты, марки.
Реализация проекта
Образовательная
область |
Содержание |
Познавательное развитие |
Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий.
Просмотр видео, презентаций.
Подбор и систематизация материала для переписки.
Рассматривание карты России. |
Речевое развитие |
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Почта»;
Б. Жидков «Почта».
Антуан де Сент – Экзюпери «Сказка о почтальоне».
Слушание аудио – сказки «Зайка почтальон».
Чтение стихов местных поэтов. |
Художественно-эстетическое развитие |
Рассматривание рисунков, картин.
Разные виды продуктивной деятельности детей.
Слушание музыкального произведения «С чего начинается Родина?» (сл.М.Матусовского, муз. В.Баснера).
Театрализованная деятельность:
1.Сценка «Кто стучится в дверь ко мне?»
2. Сценка «Юные экскурсоводы» |
Работа с родителями |
Участие в оформлении выставки «Подарки наших друзей из Новой Ладоги».
Экскурсия на почту с детьми.
Совместный просмотр мультфильмов «Снеговик - почтовик», «Трое из Простоквашино», сериал «Лунтик» - серия «Письмо Деду Морозу». |
Итог проекта |
Презентация проекта.
Виртуальный путеводитель «Русский север»:
город Новая Ладога |
Описание проекта
Единственная известная мне роскошь – эта роскошь человеческого общения.
(Антуан де Сент Экзюпери)
На современном этапе развития нашего общества, формирование культуры речевого общения, развития связной речи, становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций.
Это отражено в Концепции развития дошкольного образования, Федеральной Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Самое лучшее на Земле – это добрые человеческие отношения. Общение с людьми непременное условие существования человека. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения, во многом определяет будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми.
В настоящее время, прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Сейчас живое общение вытеснили социальные сети.
Страна наша огромная, красивая, многонациональная, с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои памятные и природные достопримечательности, свои традиции. Наиболее точно, интересно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем. А для этого необходимо познакомиться с жителями этого города и предложить общаться.
В современных условиях жанр письма почти утратил свою актуальность. Ритм жизни ускорился и гораздо быстрее, и проще рассказать о себе, о своих делах в социальных сетях. Но есть и те, кто хранит верность старой, доброй почтовой связи.
Переписка – это своего рода путешествие.
А путешествовать возможно
На машине и пешком,
Самолетом в небе можно,
И по морю кораблем.
Но быстрей и безопасней
Всюду мысль тебя домчит,
И твое воображение
Шар земной весь облетит.
Я предложила детям подготовительной группы, отправиться в путешествие, в Ленинградскую область, в город Новая Ладога, к своим сверстникам.
Мы решили написать письмо детям в один из детских садов города Новая Ладога и предложить им переписываться с нами и обмениваться открытками. На нашу просьбу, с большим желанием, откликнулись дети детского сада «Теремок», группа «Капелька».
Мы написали письмо, в котором рассказали о своем детском саде «Олененок», о занятиях, мероприятиях, которые проходят в нашей ДОО. Подготовили открытки, сувениры.
В своих письмах мы рассказали детям группы «Капелька» о нашем родном городе, его истории, памятных местах, природных объектах Кандалакши.
Послали нашим новым друзьям наборы открыток: о нашем городе, о животном и растительном мире нашего края, фотографии с изображением северного сияния, фотографии детей с мероприятий:
- мультфильм «Встреча» (по рассказу Олега Бундура),
- выступление оркестра детей,
- видео – поздравление с Новым годом.
Наши новые друзья, дети старшего дошкольного возраста, логопедической группы «Капелька».
В группе 16 детей, 13 мальчиков и 3 девочки. Мальчики увлечены футболом, а девочки занимаются танцами.
В садике 11 групп. Есть мини – музей «Русская изба»; живой уголок (морские черепашки, попугаи, шиншиллы, рыбки и кролик); изо – студия; музыкальные и спортивные залы.
На фотографиях, проведенных мероприятий, видно, что у детей интересная, насыщенная, увлекательная жизнь (день рождения Деда Мороза, встреча с сотрудниками ДПС, смотр строя и песни).
Из писем мы узнали, что город Новая Ладога – это старинный, купеческий город, который находится на берегу Ладожского озера и на берегу реки Волхов. Город основан Петром I в 1704 году. Новая Ладога – младшая сестра Санкт – Петербурга, была заложена через 1 год, после основания Северной столицы.
В этом городе жил А.В.Суворов со своим полком. В 1763 году молодой полковник А. Суворов был назначен Екатериной II командиром Суздальского пехотного полка, расквартированного в Новой Ладоге.
В 2020 в городе открылся музей А.В.Суворова.
Новую Ладогу называют городом рыбаков, за улов известной рыбы – корюшки. В мае, традиционно проходит областной фестиваль «Корюшка идет». Приезжают туристы со всей Ленинградской области и Санкт – Петербурга.
В городе работает историко – краеведческий музей. Дети прислали нам открытки, фото из коллекции музея. Открытки датированы периодом с 1908 – 1914 г.
Интересная подборка открыток «Новая Ладога в рисунках». Это зарисовки архитектора – реставратора Ольги Гусевой – рыбачий, купеческий городок, сохраненный в своей щемящей сердце, первозданности.
А какая Новая Ладога сейчас, мы увидели в подборке открыток «Новая Ладога».
Проект «Посткроссинг» важен и актуален сегодня.
В ходе проекта мы использовали не только эпистолярный жанр, но и электронные письма, где могли обмениваться фотографиями и видео, причем переписка шла в основном в сети. Предложили нашим друзьям адрес сайта «Дошкольники Кандалакши», где дети и педагоги смогли посмотреть и узнать много интересного о деятельности дошкольников в нашем городе. Они с удовольствием посмотрели мультфильмы, созданные педагогами Кандалакши, наши сетевые выставки им тоже очень понравились.
В своей переписке, мы продолжали рассказывать нашим друзьям о своем северном крае, его истории, удивительной природе и памятных местах. В ответном письме, дети прислали нам фотографии интересных, живописных мест своего любимого города.
Мы совершили небольшое виртуальное путешествие в Новую Ладогу.
В ответном письме, мы рассказали детям о нашем коротком северном лете, о мини – проекте «Огород на окне».
Дети детского сада «Теремок» рассказали, как весело прошла у них «Осенняя ярмарка».
Наши друзья заинтересовались проектом «Азбука АУ», которому исполнилось 20 лет, после рассказа наших детей об участии в туристическом слете.
Дети отмечали, что тоже любят турпоходы, любят заниматься физкультурой и прислали фото своего спортивного зала.
Дружат со спортом и дети нашего садика. Они рассказали сверстникам о своем участии в мероприятиях комплекса ГТО.
Детям нашего сада любопытно было узнать, как прошло занятие по финансовой грамотности, в филиале Сбербанка у друзей из Новой Ладоги. Они решили тоже посетить отделение Сбербанка, обсуждали вопросы финансовой грамотности со взрослыми и сверстниками.
После проведенной «Недели народных игр и игрушек» наши воспитанники поделились своим радостными впечатлениями и представили свои творческие работы.
Оказалось, что любят заниматься продуктивной деятельностью и наши друзья.
Дети детского сада «Теремок» большие фантазеры, они с увлечением играют в сюжетно – ролевые и интеллектуальные игры.
А в нашем детском саду проходил фестиваль «Исследуем - познаем». Дети рассказали о своих исследовательских работах друзьям из Новой Ладоги.
Из переписки мы узнали, что ребята увлечены театральной деятельностью.
В ответном письме, наши дети рассказали, что им нравится играть с перчаточными куклами. А для настольного театра – атрибуты делают сами.
Из последнего письма мы узнали, что дети с интересом рассматривали фотографии новогоднего праздника. А нашим детям очень понравились новогодние костюмы наших друзей.
Посткроссинг – объединяющая, добрая сила и здорово быть его частью!
Благодаря проекту у детей расширился познавательный уровень, появился интерес к культурным, историческим и национальным традициям России.
Обогатился словарный запас, повысился уровень диалогической и монологической речи.
Дети совершили виртуальное путешествие к своим сверстникам, появился опыт общения между детьми.
Познакомились с эпистолярным жанром общения.
Из подборки присланных нам фотографий, любимых и памятных мест города Новая Ладога, мы создали виртуальный путеводитель «Русский север»: город Новая Ладога.
Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста. Именно в это время, ребенок формируется, как личность, обладающая определенными нравственными качествами.
«…мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения.» (Марк Твен)
Приложение№1
Что общего в наших городах подметили дети?
«Новая Ладога тоже небольшой, красивый город, как и Кандалакша. В нем есть и деревянные и каменные дома» (Арсений).
«В Новой Ладоге есть рыбный порт, а у нас морской порт» (Марк).
«Мне запомнился катерок на берегу Ладожского озера. А у нас у порта стоит памятный знак катер «Шторм»» (Саша).
«В городе наших друзей любят ловить рыбу корюшку. В нашем городе есть река, где местные жители ловят рыбу» (Даниил).
«И в Кандалакше, и в Новой Ладоге есть историко – краеведческий музей» (Аня).
«В Новой Ладоге есть старинные, кирпичные храмы, а в нашем городе, храм деревянный» (Валерия).
«Новая Ладога, как и Кандалакша зеленый, красивый город» (Илья).
«Кандалакша – милый сердцу город. Мы его очень любим!» (София).
Отзывы родителей
Семья Марка Б.: «В детстве, мы часто писали письма, посылали открытки своим близким, друзьям. Думали, что про это уже забыли. И вот Марк рассказал, что они пишут письма детям из Новой Ладоги. Марк попросил купить карту, чтобы найти этот город, рассказал много интересного о музее Александра Суворова, о рыбке корюшке. Они ведь с папой – рыболовы!».
Семья Алисы Б.: «Нам предложили вместе с детьми сходить на экскурсию, на почту. Было очень интересно. После экскурсии решили купить конверты, марки и написать письмо бабушке и друзьям».
Семья Даниила В.: «В детстве мы играли во дворе в игру «Города», знали страны и их столицы. Проект развивает у детей интерес, желание узнать больше о своем городе, стране. Теперь мы знаем, что в Ленинградской области, есть старинный, красивый город – Новая Ладога. А посмотрев виртуальный путеводитель, захотелось поехать туда летом и еще раз полюбоваться этим удивительным городом».
Приложение 2
Достопримечательности Новой Ладоги
1.Историко – археологический заповедник «Старая Ладога»
Староладожская крепость, построенная в 16 веке. На территории есть могильные холмы. По преданию, под одним из них, погребен Вещий Олег.
Женский Успенский монастырь
В монастырь для заточения привозили многих знатных особ.
Церковь Святого Георгия с фресками 12 века и еще 150 исторических и архитектурных памятников 8 – 9 веков.
2. Памятник Рюрику и Вещему Олегу
Рюрик – согласно летописям, варяг, правитель Северо – Западной Руси, новгородский князь и родоначальник русской княжеской, царской династии Рюриковичей.
Преемник – Вещий Олег.
Наследник – Игорь.
Именно в Ладоге сядет на княжеский трон легендарный Рюрик. Но доподлинно известно, что именно Рюрик заложит каменную крепость в Ладоге – мощное оборонительное сооружение.
3. Николо – Медведский монастырь
Был основан в 15 веке, в 1583году был полуразрушен от рук немецких рыцарей. В разгар Северной войны, в 1702 году, по приказу Петра I, монастырь был обнесен земляным валом и рвом в целях защиты.
4. Никольский мужской монастырь
Ныне действующий. Ему 783 года. Построен на левом обрывистом берегу широкого Волхова.
Рядом с монастырем есть курганы, где захоронены воины, участвовавшие в походах Александра Невского.
Главная достопримечательность - храм Николая Чудотворца, датируется в 10-11 вв. Внутри находится чудотворная Черниговская - Гефсиманская икона Божьей Матери. Образ сильно пострадал во время гонений на православную церковь. На ней видны следы от пуль и ударов топора.
5. Памятники
Петр I основал город в 1704году. Новая Ладога младшая сестра Санкт – Петербурга, была заложена через 1 год, после основания Северной столицы.
А.В.Суворов жил в этом городе со своим полком. В 1763 году молодой полковник А. Суворов был назначен Екатериной II командиром Суздальского пехотного полка, расквартированного в Новой Ладоге.
6. Памятники героям Великой Отечественной войны
Памятник Ладожской военной флотилии, в годы войны, штаб, поддерживающий жизнеспособность блокадного Ленинграда, путем обеспечения безопасности водной трассы «Дорога жизни».
7. Гостиный двор – построен в 19 веке.
Сейчас там – городской рынок, небольшие, торговые лавки местных ремесленников.
Проспект Карла Маркса (раньше назывался Николаевским).
Современный микрорайон «В».
Бело – голубое здание – раньше дом купца Шарапова – Пименова. Сейчас детский санаторий.
8. Александровские маяки
На выходе Новоладожского канала из реки Волхов поставлены створные маяки.
9. Староладожский канал
Рукотворная водная артерия, соединяющая реки Волхов и Нева, берет начало в Новой Ладоге. Раньше канал назывался Петровским.