«Использование динамической электронейростимуляции в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР».

Макарова А.В.

учитель-логопед

МБДОУ №16 г.Кандалакша

 

Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Один из таких методов – это ДЭНС-терапия (динамическая электронейростимуляция). Слайд2

ДЭНС-терапия существует уже много лет. Метод динамической электронейростимуляции начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001году. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Слайд 3

ДЭНС разрешена для использования врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.

Слайд 4

 В домашнем использовании аппарат ДЭНАС у меня с 2006 года, я неоднократно убедилась в эффективности данной методики при использовании в личных целях.

Долгое время не было возможности пройти обучение очно, но теперь курсы стали доступны в любом формате и я конечно использовала такую возможность.

Пройдя соответствующее обучение и  изучив подробнее этот метод, я решила внедрить  ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой  патологией.

Свою работу я разделила на несколько этапов.  Перед началом работы было проведено логопедическое обследование дошкольников с ОНР.   ( Слайд 5)

Дети были направлены на консультацию к неврологу и получили назначения. Были исключены все возможные противопоказания

Родители были проинформированы о результатах обследования и о проведении ДЭНС-терапии их ребёнку. Было оформлено письменное согласие на использование ДЭНС-терапии.

(Слайд6)Подробнее о данном  методе: Как известно организм  человека –это сложная

биоэлектрическая система , со своим напряжением, сопротивлением и микротоками .

В основе ДЭНС терапии лежит формирование аппаратами ДЭНАС нейроподобного импульса, который организм воспринимает как свой собственный. Этот импульс воздействует на биологически активные точки и зоны организма, благодаря чему происходит мобилизация собственных резервов организма и происходит восстановление информационных связей между центральной нервной системой и органом. Таким образом, работа по лечению осуществляется самим организмом  человека.   (слайд7 )

ДЭНС-терапия проводится с помощью аппаратов серии ДиаДЭНС-ПК.  Основные преимущества метода: - отсутствует привыкание: можно эффективно применять несколько раз в сутки (воздействующий импульс различен для одного и того же человека в разные моменты времени);

Моему  аппарату  уже более 18 лет , но  я приобрела для него  дополнительные  выносные электроды  и успешно применяла его в своей практике. (Слайд 8)

Зоны воздействия совпадают с уже знакомыми методиками логопедического массажа.

Аппарат ДЭНС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работу мышц языка, губ, шеи, а также улучшает зрительно-моторную координацию

Слайд 9  Логопедический ДЭНС- массаж используется в составе комплексной логопедической коррекции для преодоления нарушений подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц. ДЭНС-массаж рекомендуется в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами и др.

Приемы массажа и инструменты выбираются в зависимости от речевых нарушений и приоритетности решаемых коррекционных задач.

 

Слайд 10  В основе ДЭНС-массажа лежат рефлекторные механизмы, запускающиеся раздражением рецепторов в рефлексогенных зонах и акупунктурных точках.

 Аппарат ДЭНАС (с выносным электродом) подстраивается под каждый организм, определяя сопротивление кожи в подэлектродном участке. И в отличие от ручного массажа действует более бережно и персонально.

 

Решать логопедические задачки помогают многочисленные системы соответствия организма.

В течение учебного года проводилось три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10 дней 

 

Слайд 11 В течение одного сеанса обрабатываются не более 3-х зон соответствия.

Слайд 1 зона –прямая проекция жалобы (речевая зона)

2 зона – зона сегмента жалобы

3 зона-  общая универсальная зона

Слайд 12

Для каждого ребенка был разработан свой маршрут в зависимости от нарушения , разработан протокол учета сеансов, где фиксировались зоны воздействия , периодичность.  Слайд 13

За 2023-2024 год ДЕНС-терапию получили 7 детей с ТНР (из них 4 ребенка с диагнозом дизартрия) 

Так, из семи воспитанников с общим недоразвитием речи,у трёх воспитанников с нарушением произношения свистящих звуков появилось правильное изолированное произношение звука [С].

У 2 детей улучшилось состояние мышечного тонуса органов артикуляции. Увеличился объем артикуляционных движений, уменьшилась саливация.

У ребенка с нарушением произношения группы заднеязычных звуков появились и автоматизировались в кратчайшие сроки звуки К и Г.

Несколько менее значимая динамика наблюдается в становлении соноров, однако и они появились у детей намного раньше, чем обычно. Этот метод прост и эффективен У 3 воспитанников с нарушением произношения шипящих и сонорных  звуков появилось правильное произношение звуков  [Ш]. [Ч]. [Л]. [Р].

 

Слайд 14.

Он даёт возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Таким образом, проведенная работа четко показывает, что при использовании аппарата ДЭНС становление большинства звуков происходит в более короткие сроки, что облегчает постановку и автоматизацию звуков.  Слайд 15

На основании опыта использования метода ДЭНС-терапии можно говорить о реальном эффекте и о целесообразности его применения как дополнительного средства в системе коррекционно-развивающей работы. Это способствует получению каждым воспитанником базисного дошкольного образования во всех вариативных формах и моделях с целью обеспечения равных стартовых возможностей при переходе на другой уровень образования в соответствии с ФГОС ДО