«Использование динамической электронейростимуляции в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР».
Макарова А.В.
учитель-логопед
МБДОУ №16 г.Кандалакша
Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Один из таких методов – это ДЭНС-терапия (динамическая электронейростимуляция). Слайд2
ДЭНС-терапия существует уже много лет. Метод динамической электронейростимуляции начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001году. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Слайд 3
ДЭНС разрешена для использования врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
Слайд 4
В домашнем использовании аппарат ДЭНАС у меня с 2006 года, я неоднократно убедилась в эффективности данной методики при использовании в личных целях.
Долгое время не было возможности пройти обучение очно, но теперь курсы стали доступны в любом формате и я конечно использовала такую возможность.
Пройдя соответствующее обучение и изучив подробнее этот метод, я решила внедрить ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой патологией.
Свою работу я разделила на несколько этапов. Перед началом работы было проведено логопедическое обследование дошкольников с ОНР. ( Слайд 5)
Дети были направлены на консультацию к неврологу и получили назначения. Были исключены все возможные противопоказания
Родители были проинформированы о результатах обследования и о проведении ДЭНС-терапии их ребёнку. Было оформлено письменное согласие на использование ДЭНС-терапии.
(Слайд6)Подробнее о данном методе: Как известно организм человека –это сложная
биоэлектрическая система , со своим напряжением, сопротивлением и микротоками .В основе ДЭНС терапии лежит формирование аппаратами ДЭНАС нейроподобного импульса, который организм воспринимает как свой собственный. Этот импульс воздействует на биологически активные точки и зоны организма, благодаря чему происходит мобилизация собственных резервов организма и происходит восстановление информационных связей между центральной нервной системой и органом. Таким образом, работа по лечению осуществляется самим организмом человека. (слайд7 )
ДЭНС-терапия проводится с помощью аппаратов серии ДиаДЭНС-ПК. Основные преимущества метода: - отсутствует привыкание: можно эффективно применять несколько раз в сутки (воздействующий импульс различен для одного и того же человека в разные моменты времени);
Моему аппарату уже более 18 лет , но я приобрела для него дополнительные выносные электроды и успешно применяла его в своей практике. (Слайд 8)
Зоны воздействия совпадают с уже знакомыми методиками логопедического массажа.
Аппарат ДЭНС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работу мышц языка, губ, шеи, а также улучшает зрительно-моторную координацию
Слайд 9 Логопедический ДЭНС- массаж используется в составе комплексной логопедической коррекции для преодоления нарушений подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц. ДЭНС-массаж рекомендуется в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами и др.
Приемы массажа и инструменты выбираются в зависимости от речевых нарушений и приоритетности решаемых коррекционных задач.
Слайд 10 В основе ДЭНС-массажа лежат рефлекторные механизмы, запускающиеся раздражением рецепторов в рефлексогенных зонах и акупунктурных точках.
Аппарат ДЭНАС (с выносным электродом) подстраивается под каждый организм, определяя сопротивление кожи в подэлектродном участке. И в отличие от ручного массажа действует более бережно и персонально.
Решать логопедические задачки помогают многочисленные системы соответствия организма.
В течение учебного года проводилось три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10 дней
Слайд 11 В течение одного сеанса обрабатываются не более 3-х зон соответствия.
Слайд 1 зона –прямая проекция жалобы (речевая зона)
2 зона – зона сегмента жалобы
3 зона- общая универсальная зона
Слайд 12
Для каждого ребенка был разработан свой маршрут в зависимости от нарушения , разработан протокол учета сеансов, где фиксировались зоны воздействия , периодичность. Слайд 13
За 2023-2024 год ДЕНС-терапию получили 7 детей с ТНР (из них 4 ребенка с диагнозом дизартрия)
Так, из семи воспитанников с общим недоразвитием речи,у трёх воспитанников с нарушением произношения свистящих звуков появилось правильное изолированное произношение звука [С].
У 2 детей улучшилось состояние мышечного тонуса органов артикуляции. Увеличился объем артикуляционных движений, уменьшилась саливация.
У ребенка с нарушением произношения группы заднеязычных звуков появились и автоматизировались в кратчайшие сроки звуки К и Г.
Несколько менее значимая динамика наблюдается в становлении соноров, однако и они появились у детей намного раньше, чем обычно. Этот метод прост и эффективен У 3 воспитанников с нарушением произношения шипящих и сонорных звуков появилось правильное произношение звуков [Ш]. [Ч]. [Л]. [Р].
Слайд 14.
Он даёт возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Таким образом, проведенная работа четко показывает, что при использовании аппарата ДЭНС становление большинства звуков происходит в более короткие сроки, что облегчает постановку и автоматизацию звуков. Слайд 15
На основании опыта использования метода ДЭНС-терапии можно говорить о реальном эффекте и о целесообразности его применения как дополнительного средства в системе коррекционно-развивающей работы. Это способствует получению каждым воспитанником базисного дошкольного образования во всех вариативных формах и моделях с целью обеспечения равных стартовых возможностей при переходе на другой уровень образования в соответствии с ФГОС ДО