«Нескучные игры» полифункциональное дидактическое пособие для детей 4-7 лет.
Игнатова Ирина Вячеславовна,
учитель-логопед МАДОУ № 62
Цель пособия: создание условий для развития фонематического восприятия дошкольников.
Подходит для игр и занятий с детьми 4-7 лет.
Задачи:
- развивать навыки фонематического анализа;
- автоматизировать поставленные звуки;
- закреплять навыки звукового анализа;
- учить подбирать слова на заданные гласные и согласные звуки;
- продолжать знакомить с буквами;
- развивать ВПФ: мышление, внимание, речь;
- развивать мелкую моторику.
Пособие состоит из нескольких карточек (полей) на которых располагаются задания, при выполнении каждого задания дети взаимодействуют с материалом путём перемещения бусин разного цвета и размера в зависимости от цели задания.
1. Автоматизация изолированного произношения звуков.
При выполнении задания предлагаем ребёнку переместить бусину от одного предмета к другому, произнося при этом характерный звук. Например: «Помоги жуку добраться до цветка, перемести бусину и произнеси звук ЖЖЖЖ».
В зависимости от задач и возраста детей, мы можем усложнить данный вариант задания. Предложить малышу найти картинки на заданный звук, таким образом, от изолированного произношения звука мы переходим к автоматизации звуков в словах. Далее можно предложить придумать простое предложение с названными словами или подобрать картинки на оппозиционные звуки, продолжая работу и усложняя задачи.
2. Нескучные игры с буквами.
Предлагаем детям рассмотреть карточки и назвать буквы на каждой из них. Обращаем внимание детей, что цвет букв не отражает их характеристик и специально подобран таким образом, чтобы подумать и не искать подсказок извне. Вместе с детьми даём характеристику звукам, которые обозначает каждая буква, и размещаем бусины соответствующего цвета.
Затем необходимо найти картинки на заданный звук, при этом ребёнок размещает соответствующую бусину рядом с буквой, а справа от нее на магнитную ленту картинку на заданный звук.
В этом варианте заданий прекрасно можно проработать умение дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости, разложив картинки, соответственно цвету бусин рядом с буквами.
Для слогового анализа добавляем карточки с изображением цифр.
Другой вариант данного задания подразумевает поиск картинок на заданную букву, то есть на букву М подойдут картинки, в названиях которых есть твёрдый звук М или мягкий Мь.
3.Звуко-буквенный анализ слов.
Для выполнения звукового анализа на карточках моего пособия есть схемы слов (по количеству звуков от 3 до 5), бусины трёх цветов (для обозначения гласных и согласных звуков), бусины с буквами для выкладывания слов и магнитное поле с картинками на все звуки. Выбрав картинку на заданный звук по карточкам из предшествующих заданий, или по выбору педагога, ребёнок выбирает нужную карточку по количеству звуков в слове, выполняет звуковой анализ бусинами и выкладывает слово, нанизывая бусины с буквами на шнурок.
При выполнении каждого задания моего пособия дети взаимодействуют с бусинами, перемещая их, тем самым активизируются речевые центры, что также благоприятно влияет на речевое развитие детей в процессе выполнения заданий.
Спасибо за внимание!