Мастер-класс
«Использование нейроигр и нейроупражнений
при автоматизации звуков у дошкольников с речевыми нарушениями»
Подготовила: Бородкина Г.Ю.,
учитель-логопед МБДОУ №15
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи нейроигр и нейроупражнений на автоматизацию звуков на разных этапах.
Задачи:
1. Систематизировать и углубить знания педагогов по использованию нейроигр и нейроупражнений в речевом развитии дошкольников.
2. Продемонстрировать приемы использования нейроигр и нейроупражнений на разных этапах автоматизации звука.
3. Включить педагогов в моделирование ситуаций по речевому развитию с использованием нейроигр и нейроупражнений для совершенствования практических навыков профессиональной деятельности по автоматизации звуков на разных этапах.
4. Создавать у педагогов мотивацию к применению нейроигр и нейроупражнений в развитии речи детей с ТНР.
Материалы и оборудование
Демонстрационный: презентация, сенсорная панель «Волшебный экран», карточки-схемы, координационная лестница.
Раздаточный: карточки-схемы, комплекты помпонов с пинцетами, комплекты разноцветных мозаик, комплекты шариков-липучек.
Категория слушателей: воспитатели и учителя-логопеды ДОО.
Ожидаемые результаты: педагоги осуществят практические действия на основе применения нейроигр и нейроупражнений как инструмента повышения качества образования.
Программа мастер-класса
1. Введение в тему.
2. Теоретическая часть (представление системы опыта).
3. Практикум для слушателей мастер-класса (нейроигры и нейроупражнения).
4. Рефлексия опыта.
5. Итог.
Ход мастер-класса
1.Введение в тему.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и я очень надеюсь, что наша встреча будет интересной и полезной для вас.
Наше общение пройдет в форме мастер-класса. А о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться.
Слайд 2. Ещё Иван Петрович Павлов говорил: «Развитие обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии».
Слайд 3. (На экране демонстрируется картинка головного мозга)
- Обратите внимание на экран. Вы уже догадались, о чем пойдет речь? (О развитии межполушарного взаимодействия. О кинезиологии и развитии КГМ через движение. О нейропсихологических технологиях).
- Вам знакомы данные технологии? (Ответы)
- Я не сомневалась, ведь внедрение нейроигр и упражнений в образовательный процесс ДОО набирает всё большую популярность.
Слайд 4. Тема моего мастер-класса «Использование нейроигр и нейроупражнений при автоматизации звуков у дошкольников с речевыми нарушениями» выбрана не случайно.
Изучив нейрокоррекционные методики и проанализировав методические пособия по их использованию в логопедической работе с дошкольниками, я пришла к выводу, что существует дефицит конкретных практик работы по системному применению нейроигр и нейроупражнений в работе над последовательной и поэтапной автоматизацией звуков речи.
Сегодня я хочу продемонстрировать вам составленную мной систему поэтапной работы над звуком при помощи нейроигр и нейроупражнений.
2. Теоретическая часть.
Слайд 5. «Нейроупражнения - это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции)». Каждый двигательный акт соответствует запуску определенных функций, механизмов работы мозга.
Слайд 6.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Целью использования нейротехник в логопедической практике является активизация у детей с тяжелыми нарушениями речи межполушарного взаимодействия, что способствует повышению эффективности коррекционной работы.
Вы, конечно, знаете, что автоматизация звуков – достаточно длительный и трудоёмкий для ребёнка процесс. Чтобы сформировать навык верного произнесения того или иного звука, нейронная связь, отвечающая за этот процесс, должна быть настолько крепкой, чтобы мозг мог не отвлекаясь выполнять параллельно другую задачу.
Слайд 7.
Внедрение моторной программы на логопедических занятиях, т.е. подкрепление позы языка движениями рук или всего тела во время произнесения звуков, значительно ускоряет процесс введения в речь закрепляемых звуков.
И, согласитесь, гораздо интересней автоматизировать звук, играя, в движении, чем просто сидеть за столом и называть привычные карточки с картинками или произносить чистоговорки.
Я убедилась, что включение в канву коррекционно-развивающей работы нейроигр и упражнений превращает занятия в увлекательную и интересную игру, значительно повышает эмоциональный настрой как у детей, так и у педагога.
Моя педагогическая практика показывает, что наиболее эффективна в формировании звукопроизношения у детей с ТНР система последовательного и поэтапного применения нейроигр.
Рассмотрим для примера систему работы по автоматизации звука [Р] в нейроупражнениях на разных этапах.
Предлагаю Вам принять активное участие в мастер-классе.
3. Практическая часть.
Мы с Вами знаем, что работа по автоматизации звука строится поэтапно.
Слайд 8.
1) Всё начинается с дыхания. Умение дышать правильно – важный навык. При дыхании мозг активно насыщается кислородом. Рассмотрим нейроупражнение «Буратино».
Упражнение «Буратино» Инструкция: Упражнение выполняется стоя. Встаньте, пожалуйста. Посмотрите упражнение. На вдохе носом медленно поднимаем правую руку и левую ногу, согнутую в колене, на выдохе ртом медленно опускаем. Затем на вдохе медленно поднимаем левую руку и правую ногу, согнутую в колене, на выдохе медленно опускаем. Выполним упражнение. Садитесь на места.
2) Для подготовки органов артикуляции к постановке звука и формирования правильного уклада для произнесения звука [Р] не обойтись без артикуляционной гимнастики.
Слайды 9.
На экране перед вами представлен комплекс артикуляционных упражнений (грибок, маляр, барабанщик и др.) Выполняя артикуляционную гимнастику, можно сопровождать артикуляционные движения разноименными движениями рук.
Предлагаю вам выполнить следующее упражнение за столами.
Слайд 10.
Упражнение «Кулак-ладонь»
Инструкция: Посмотрите упражнение. Ладонь одной руки лежит на столе, вторая сжата в кулак. Поочередно меняем положение ладони, выполняя при этом артикуляционное упражнение «Лошадка». Выполняем упражнение.
3) После того, как у ребёнка появился звук [Р] мы закрепляем произношение изолированного звука. Для этого я предлагаю упражнение «Заведи мотор». Слайд 11.
Цель: автоматизация изолированного звука [Р].
Инструкция: Перед вами картинки с дорожками. Поставьте указательные пальцы на машину, заводите мотор – поехали к гаражу! – Р-Р-Р... (усложнение: проводим по дорожкам поочередно всеми пальцами (от больших пальцев к мизинцам и обратно))
4) Далее переходим к автоматизации поставленного звука в слогах в игре «Нажимай и называй». Слайд 12.
- Переверните лист.
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах.
Инструкция: Перед вами разноцветные дорожки с кнопками. У каждого пальчика свой цвет. Нажимайте на кнопки двумя руками одновременно и произносите слоги: РА-РА, РА-РА… Слайд 13. Для усложнения задания: цвет пальчиков на одной руке может отличаться по цвету от другой руки.
- Отложите карточку.
5) Затем ведём работу над автоматизацией звука в начале и в конце слова, например, в игре с помпонами.
- Пододвиньте к себе карточку, соответствующую изображению на экране.
Слайд 14. «Игра с помпонами»
Цель: автоматизация звука [Р] в начале и в конце слова.
Инструкция: Перед вами разноцветные круги с картинками. Назовите 2 одинаковые картинки и закройте их помпоном нужного цвета. Продемонстрирую вам на экране. Называю робота и закрываю одного робота розовым цветом, а другого зелёным, в соответствии с цветом кружков. Выполните задание двумя пинцетами одновременно. Обратите внимание, что картинки находятся в кружках разного цвета.
Слайд 15. Для автоматизации звука в середине слова и в словах со стечением согласных игра «Ловкие пальчики»
Цель: автоматизация звука [Р] в середине слова и в словах со стечением согласных.
Инструкция: Пододвиньте к себе карточку. Называйте картинки, сопровождая слово движениями пальцев двумя руками одновременно. А.И., начните., В.В., продолжите.
- Отложите карточки.
6) Для автоматизации в предложениях предлагаю игру с координационной лестницей.
- Встаньте и посмотрите на координационную лестницу, расположенную на полу.
Игра «На дорожке»
Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях.
Инструкция: На дорожке кубики с картинками. Назовите, кто на дорожке и уберите кубики двумя руками. (Перешагивая из одной ячейки в другую необходимо двумя руками одновременно либо выносить кубики за пределы ячейки, либо возвращать в ячейку, называя при этом предметы во множественном числе. Я начну, а вы продолжите. (На дорожке раки, на дорожке вороны). Аналогичным образом можно согласовывать существительные с числительными (На дорожке два рака, на дорожке две вороны). Выполним это упражнение по очереди.
4. Рефлексия
Уважаемые коллеги, на примере сегодняшнего мастер-класса я хотела показать вам, как эффективно и увлекательно для детей можно использовать нейроигры и нейроупражнения в работе по автоматизации звуков речи у дошкольников. Вас заинтересовал мой опыт? (Ответы).
Предлагаю вам оценить свои впечатления от мастер-класса.
Слайд 16. (На слайде цветовые сигналы: зеленый - опыт полезен, красный – опыт бесполезен).
Перед вами сигнальные кнопки:
- Если мастер-класс показался вам бесполезным и ничего нового для себя в представленном опыте вы не нашли – нажмите кнопку красного цвета.
- Если мастер-класс позволил расширить знания, опыт оказался полезным, и вам захотелось использовать его в своей практике – нажмите кнопку зелёного цвета.
Педагоги с помощью сигнальных кнопок оценивают содержание мастер-класса.
Очень приятно, что большинство участников мастер-класса представленный опыт оценили как полезный и интересный.
(Если останется время, можно предложить высказаться о достоинствах данного подхода)
5. Итог.
На память о нашей встрече я хочу предложить Вам буклеты с нейроиграми на автоматизацию звуков. (Вручаются под муз.сопровождение).
Слайд 17. Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, было приятно с вами взаимодействовать.
Желаю (соприкасаются большими пальцами);
Успеха (указательными пальцами);
Большого (средними пальцами);
Во всём (безымянными пальцами);
И везде! (мизинцами).