Конспект образовательной деятельности
по восприятию произведений искусства:
«Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Март»
(старший дошкольный возраст)
Берг Марина Николаевна,
учитель – логопед МАДОУ № 62
Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Март»
Цель: использование навыка связной, повествовательной речи при составления описательного рассказа по картине.
Задачи:
Обучающие:
u Совершенствовать умения детей составлять описательный рассказ по методике Т.А. Ткаченко.
u Закрепить понятия: слова – предметы, слова – признаки, слова – действия, глагольная цепочка слов, зачин (начало рассказа), кульминация (середина рассказа), развязка (конец рассказа).
u Формировать чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
Развивающие:
u Активизировать словарь по лексической теме: «Времена года. Весна».
u Развивать образность речи, творческое мышление.
u Стимулировать зрительное, слуховое восприятие; координацию речи с движением; умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, яркую эмоциональную реакцию.
Воспитывающие:
Воспитывать:
u отношение к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво, на правильном богатом, образном языке;
u уважение к творчеству художника И.И.Левитана;
u бережное отношение и любовь к природе, чувство гордости за свою страну;
u навык сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Словарная работа: пейзажист, этюд, эскиз, леток, зачин, кульминация, развязка, галерея.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фото, презентаций, наблюдения на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне, слушание музыки (П.И. Чайковский «Времена года», «Март», «Подснежник»; Ф.Мендельсон «Весенняя песня»).
Методы, приемы: наглядный, словесный, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Март», иллюстрации, портрет И.И.Левитана, музыкальная запись произведений П. И. Чайковского «Времена года», «Март», «Подснежник»; Ф. Мендельсон «Весенняя песня».
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог: Доброе утро, дети! Вижу, у вас замечательное настроение. И у меня хорошее настроение. Знаете почему? Ко мне, сегодня в кабинет прилетела моя знакомая ласточка. Сегодня она будет нашей помощницей.
Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона восприятия картины.
Педагог: Дети, ласточка мне рассказала, что на пути из Африки, к нам на север, они попали в снежную бурю. Пока ласточки пережидают непогоду, одна решила полететь к нам, чтобы узнать пришла ли весна.
Весна уже близко и мы расскажем ласточке, что уже можно лететь в наши края.
Звучит музыкальная запись произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года», «Март»).
Педагог читает отрывок стихотворения А.Н. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Педагог: Дети, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
Дети: О весне.
Педагог: Дети, хотя за окном снег, но мы в ожидании весны, это удивительное время года, когда все в природе просыпается.
Мы с ласточкой, хотим проверить насколько вы внимательны и наблюдательны. Для вас мы подготовили загадки, в которых спрятаны признаки весны. Заметили ли вы, эти признаки в нашем северном крае?
Начинается весна,
Ручейком бежит… (вода).
На дворе стоит апрель,
С крыши капает …(капель).
Солнце светит высоко,
Снова стало всем … (тепло).
Вот расцвел цветочек нежный,
Называется …(подснежник).
В нем всегда птенцам тепло,
Дом такой зовут … (гнездо).
Скоро будут здесь листочки,
А пока набухли… (почки).
Педагог: Дети, покажите нам с ласточкой, как распускаются почки.
Пальчиковая гимнастика «Почки» (цель: развитие мелкой моторики рук).
Один ребенок крепко сжимает кулаки – это «листочки». Второй ребенок берет руки первого ребенка в свои ладони – «почки». По команде педагога «почки» медленно распускаются, «листочки» появляются.
Ласточка: Дети, вы молодцы, дружно выполнили упражнения с пальчиками.
Педагог: Дети, ласточка приглашает вас в художественную галерею. Здесь вы сможете увидеть любимую картину нашей ласточки. Она напоминает ей о приближающейся весне. Перед вами картина, которую написал выдающийся русский художник И.И. Левитан.
И.И. Левитан к своей творческой работе относился очень строго. За свою жизнь написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Для своих картин он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Русская природа была основной темой произведений Левитана. Пейзажи пронизаны светом, насыщены палитрой. Художник И.И. Левитан известен не только в России, но и во всем мире.
Педагог: Дети, внимательно рассмотрим картину И.И. Левитана.
Дети рассматривают картину. Звучит музыкальная запись произведения
Ф. Мендельсон «Весенняя песня».
1 этап. Анализ содержания картины.
Педагог: Дети, какое время года художник изобразил на картине?
Дети: Раннюю весну.
Педагог: По каким признакам вы догадались, что это ранняя весна?
Дети: Кругом еще лежит снег, снег потемнел, светит яркое солнце. На деревьях набухли почки.
Педагог: В каком месяце, мы можем наблюдать такие явления в природе?
Дети: В марте.
Педагог: Художник И. Левитан, так и назвал свою картину «Март».
Педагог: Каким изобразил художник небо?
Дети: Чистым, голубым, высоким.
Педагог: Какими словами можно сказать о снеге?
Дети: Грязный, серый, сырой, тяжелый.
Педагог: Что показалось из-под снега?
Дети: Местами, из-под снега показались проталины.
Педагог: Расскажите о деревьях, которые вы видите на картине?
Дети: Хвойные деревья: сосны, ели – пушистые. Лиственные, пока без листьев, но набухли почки.
Педагог: Что вы видите на высокой березе?
Дети: Скворечник.
Ласточка: «Скоро прилетят мои друзья – скворцы и будут жить в этом доме».
Ласточка предлагает поиграть в игру «Скворечник» (И. Ныркова)
Содержание упражнений |
Выполняемые действия |
Мы скворцам построим дом, |
Стучат кулаками друг о друга. |
Чтобы жили дружно в нем. |
Переплетают пальцы рук в «замок». |
Папа, мама и птенцы - |
Активно сжимают и разжимают пальцы. |
Развеселые скворцы. |
Машут перекрещенными кистями рук. |
Стенка, стенка, потолок, Крыша, жердочка, леток. |
Образно строят дом. |
Ласточка: Дети, какие красивые, уютные домики вы построили. Молодцы!
2 этап. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Педагог: О чем хотел рассказать художник?
Дети: Зима заканчивается. Приближается весна.
Педагог: Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
Дети: Радостное.
Педагог: Какое чувство вы испытываете, любуясь этой картиной?
Дети: Приятное, веселое, восторженное.
3 этап. Составление исходного рассказа по картине.
Педагог: Дети, внимательно посмотрите на картину, подумайте и придумайте предложения по картине, чтобы получился рассказ. Придумывать предложения будем по цепочке. Ласточка будет показывать объект на картине, а вы по этому фрагменту придумывать предложение.
Дети по цепочке придумывают предложения. Составление исходного рассказа по картине.
Наступила весна. Яркое солнце греет землю. Воздух свежий, чистый. Небо голубое. Снег потемнел и стал таять. С крыш стекает капель. Лошадь, запряженная в сани, ждет хозяина. На деревьях набухли почки. Скворечник ждет своих жильцов.
4 этап. Планирование творческого рассказа.
Педагог: Дети, попробуем повторить рассказ. Мы знаем, что у рассказа есть начало (зачин), кульминация (середина рассказа), развязка (конец рассказа). Вспомним глагольную цепочку (наступила, греет, потемнел, тает, стекает, ждет, набухли) .
5 этап. Составление творческого рассказа.
Педагог: Дети, чтобы рассказ был интересным, придумаем слова – признаки к некоторым словам – предметам.
Дети составляют творческий рассказ.
Наступила долгожданная весна. Яркое, весеннее солнце греет землю. Воздух свежий, чистый. Небо высокое, голубое. Грязный, тяжелый снег потемнел и стал таять. С крыш стекает звонкая, веселая капель. Лошадь, запряженная в деревянные сани, ждет своего хозяина. На деревьях набухли почки. Скоро из них появятся зеленые, молодые листочки. В скворечник прилетят с юга жильцы – скворцы.
6 этап. Анализ и оценка творческого рассказа.
Педагог: Дети, ласточке понравился ваш рассказ, она передаст его своим друзьям. Птицы обрадуются наступлению весны и прилетят к нам на север.
Ласточка: Дети, я предлагаю вам сделать моим друзьям подарки – рисунки, на которых вы нарисуете свои любимые, весенние пейзажи.