Организация краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования

 

         Курганская Татьяна Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ  № 14

 

Одним из приоритетных направлений дошкольного образования в настоящее время является воспитание Гражданина Российской Федерации знающего и любящего историю и культуру своей семьи, Родины. Любовь к России, ее истории, культуре, народу начинается с любви к нашей малой родине. 

Федеральная образовательная программа дошкольного образования нацеливает педагогов на воспитание у детей формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании и доступными средствами. Одним из таких средств, на мой взгляд, является образовательное лего-конструирование, как вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Посредством увлекательной созидательной игры легко решить даже самые сложные образовательные задачи.

Модельно – конструктивная деятельность позволяет расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира своего региона, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы и формировать основы экологически безопасного поведения.

В совместной с педагогом и в самостоятельной деятельности воспитанники с большим интересом конструируют из лего-деталей по схемам и собственному замыслу объемные и плоскостные модели животных родного края: белый и бурый медведь, полярная сова, песец, северный олень, морж, тюлень. В процессе конструктивно – модельной деятельности обогащают представления об особенностях строения, питания животных, их способах приспособления к обитанию в северных широтах. Объединяя свои модели в единый сюжет, обыгрывая дополнительными элементами: деревья, северное сияние, ягоды, грибы, дети создают творческие проекты такие как «Друзья белого медведя», «Северный олень – красавец тундры», «Осень за Полярным кругом».

        

Придумывают и рассказывают сказки главными героями, которых являются животные Севера.

Воспитанию бережного и ответственного отношения к природе родного края, формированию представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой, приобретению первого опыта действий по сохранению природы способствуют творческие проекты «Красная книга Мурманской области», «День гаги». Во время проектной деятельности воспитанники знакомились с историей создания заповедников Мурманской области, животными, находящимися под их охраной, с профессиями биолога, зоолога, эколога. Вспомнили правила поведения в природе, позволяющие сберечь флору и фауну родного края. Изображение зверей и птиц, находящихся под охраной воспитанники конструировали в технике лего-мозаика.

На обогащение представлений детей о Крайнем Севере, закрепление правил поведения в природе, воспитание осознанного, бережного и заботливого отношение к природе и ее ресурсам, а также развитие и реализацию личностного потенциала детей, их готовности к творческому самовыражению и саморазвитию направлены лего-квесты «Чудеса за Полярным кругом», «Медвежонок Умка ищет маму».

Расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины, развивать интерес к достопримечательностям родного края позволяют образовательные проекты по лего – конструированию. В рамках реализации проекта «Поморское село Ковда», воспитанники совершили виртуальное путешествие в древнее село, познакомились с жизнью поморов, их бытом и с главной достопримечательностью села, культурным объектом, находящимся под охраной государства - Никольской церковью и ее звонницей, макет которой сконструировали.

Творческие проекты: «Атомное сердце Заполярья – КАЭС», «Кандалакшский морской порт», «Северные ворота Арктики», «Железные дороги в стране важней всего», «Наш любимый детский сад» способствовали формированию первоначальных представлений старших дошкольников о градообразующих предприятиях области, родного поселка, ранней профориентации воспитанников,  проявлению воспитанниками положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Градообразующим предприятием нашего поселка является ПЧ-40. Многие из родителей наших воспитанников работают на железной дороге, есть семейные трудовые династии. С целью обогащения представлений детей  о развитии средств передвижения по железной дороге,  о труде  железнодорожников, основных профессиях железнодорожного транспорта; привлечения родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для сознательного выбора будущей железнодорожной специальности; воспитания  уважения к рабочим профессиям, труду взрослых, формированию основ безопасного поведения вблизи железнодорожных путей  был реализован образовательный проект «Железные дороги в стране важней всего». В процессе модельно - конструктивной деятельности воспитанники создавали локомотивы, паровозы, вагоны, укладывали железнодорожные пути, строили железнодорожный переезд, вокзал, оборудовали перроны для пассажиров.  Итогом кропотливой работы стал лего - проект «Железнодорожный вокзал станции Княжая».

В ходе реализации проекта «Атомное сердце Заполярья» воспитанники познакомились с историей создания Кольской АЭС, ее назначением, получили представление об атоме и его строении, профессиях энергетика, атомщика.

Рассматривая фотографии, чертежи, узнали, что атомная станция – это целый комплекс зданий, в которых размещается оборудование, определили главные части АЭС - турбина, генератор, конденсатор, линии электропередач. В главном корпусе находится реакторный зал. За работой ректора и перегрузочных машин наблюдают операторы с блочного пульта управления.  В процессе сборки макета дети постоянно обращались к наглядным материалам, стремились чтобы создаваемый детьми объект соответствовал плану проекта.

Таким образом, активное использование образовательного лего-конструирования в краеведческой работе способствует развитию  познавательной активности в изучении особенностей родного края, эмоционального отклика на проявления красоты в различных архитектурных объектах малой Родины, явлений природы, воспитанию любви к Кольскому Заполярью, его историческому и культурному наследию.