Экскурсия в мини-музей игрушки
Карлина Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ № 14
Цель: приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры, вовлечение родителей в образовательную деятельность в вопросах формирования интереса к родной истории и культуре.
Ход экскурсии:
Дети подходят к мини-музею, где их ждет воспитатель-экскурсовод. Звучит фоновая спокойная музыка.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть Вас и сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир детства наших родителей, бабушек и дедушек. Нас сегодня ждет встреча с экспозицией мини-музея, которая называется «Игрушки». Я буду сегодня Вашим экскурсоводом. Скажите, кто такой экскурсовод?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Экскурсовод – это человек, который работает в музее и рассказывает о предметах, хранящихся в музее - экспонатах. Дети, вы знаете, что такое музей?
Дети: Дом, где хранятся разные вещи, старинные предметы, ….
Воспитатель: Совершенно верно! Музей - это место, где собирают, хранят, изучают и показывают коллекции различных предметов, таких как: книги, картины, вещи и много другое. Любой желающий может полюбоваться, рассмотреть предметы, которые многое могут «рассказать» о том времени, когда они появились.
Приглашаем всех гостей в наш – замечательный музей!
Экспонаты здесь такие разные и непростые,
Но сердцу очень дорогие.
С детства каждому знакомы
Вы их в любом найдете доме.
Наши милые игрушки: куклы, мячики, зверюшки
Заходите, проходите, на экспонаты посмотрите.
Дети заходят в мини-музей.
Воспитатель: Прежде, чем продолжить дальше экскурсию по нашему музею, предлагаю вспомнить правила поведения в музее. Экскурсовод показывает детям табличку «Правила поведения в музее «Игрушки» с изображением знаков, и озвучивает их, дети помогают.
В музее:
• Нельзя шуметь, громко разговаривать.
• По залам музея следует передвигаться бесшумно.
• Нельзя оставлять мусор.
• Нельзя перебивать экскурсовода, вопросы можно задавать с поднятой рукой.
• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Воспитатель: Дети, скажите, что такое игрушки?
Дети: Предметы для игры: куклы, машинки, кубики, ...
Воспитатель: Правильно, это предметы, предназначенные для игры. Хотите познакомиться с игрушками, в которые играли Ваши родители, бабушки и дедушки и узнать их историю?
Дети: Да!
Воспитатель: Приглашаю Вас на выставку игрушек наших бабушек и мам.
Давным – давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у Вас. Наши прабабушки и прадедушки не покупали кукол в магазинах, а мастерили их сами. Создание таких кукол можно назвать волшебным. Для своих детей игрушки мастерили мамы и папы и, конечно же, мастера – ремесленники. Шили игрушки из старой одежды. Считалось, что ткань хранит в себе родовую силу и передает ее через оберег ребенку. Причем иглой и ножницами они не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не колотая, не резная».
У каждой изготовленной игрушки есть душа, душа мастера, который ее смастерил. Игрушки делали из разнообразного доступного в то время материала: из тряпочек, из соломы, из дерева, из глины, из бересты.
Дорогие гости, обратите внимание на этот стенд. Воспитатель обращает внимание детей на стенд, где расположились ручные куклы и около которого за столом расположилась бабушка Люба, одетая в русский народный костюм.
Вот тут куклы, посмотрите!
Знал их каждый на Руси.
Это куклы все из ткани.
Их забавно пеленали,
Называлась, Пеленашка,
Ни рук, ни ног и нет рубашки.
А эти куклы дети сами
Из ниток весело мотали.
Здесь мы с Вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, посмотрите какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из тряпочек.
Бабушка Люба: Да - это тряпичные куколки! Таких куколок наши мамы и бабушки делали для нас детей, когда мы были как Вы совсем маленькими. Мастерили из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка – колечко, куколка столбушка.
? Куклу-пеленашку - делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.
? Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.
? Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.
? Куклу на пальчик-колечко делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга, собеседника. Она надевается на пальчик и всегда рядом.
Я мастерица, бабушка Люба. Умею мастерить таких замечательных кукол. Свой рассказ бабушка сопровождает картинками, на которых изображены куклы. Дети рассматривают игрушки и картинки.
Очень куколку люблю.
Я ей песенку спою.
Любовь Михайловна обращает внимание детей на куклу-пеленашку. Скажите, вот такой куколке какую можно спеть песенку?
Дети: Тихую, т.к. она маленькая, колыбельную.
Бабушка Люба:
Эти куклы необычны. Дети, Вы заметили, чем они необычны, что в них не так?
Дети: Нет глаз, носа, ….
Бабушка Люба: Правильно! У них нет лица. Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль. Дети, скажите, Вы бы хотели, иметь таких кукол, поиграть с ними?
Дети: Да!
Бабушка Люба: В старину когда-то время не теряли
Вечерами зимними много пряли, ткали.
А еще когда-то Куколок крутили
Под рукой что было - из того лепили.
Дорогие гости, хотите, я Вас научу делать вот такую куклу – Пеленашку своими руками?
Дети: Да!
Бабушка Люба: Теперь, дети, я приглашаю вас в свою мастерскую по
изготовлению кукол. Дети проходят за столы с подготовленными материалами для творчества. Проходите и садитесь за стол. Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками. Такую сейчас игрушку Вы ни в одном магазине не купите, а смастерить сами сможете!
Ручки наши мастерите,
В старину нас окуните,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
1 этап: Дети, для этой куклы нам понадобится ткань, которую я для Вас приготовила и нитки. Посмотрите на схему (приложение 1).Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище. Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя и мастерицы, взрослые оказывают помощь детям при необходимости.
Бабушка Люба: Пока Вы работаете, я хочу исполнить частушки, а Вы послушайте и немного отдохните, а можете и мне подыграть! Для детей под музыкальное сопровождение звучат частушки в исполнении бабушки, дети играют на ложках.
1.Ой, про куклу, про игрушку
Сочинила я частушку
Слушайте внимательно
Играйте увлекательно!
2.Изготовим куклу нашу,
Ручками волшебными.
Будем ниточки вязать
Тканью разной украшать!
3.Наша кукла хороша!
Маленькая ты краса,
В доме русском будешь жить,
Детям счастье приносить.
4. Пеленашка принесёт
Много детям радости,
И удачу, и богатство
Это нужно каждому.
5. Мы традиции все помним,
Их не станем забывать,
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять!
Бабушка Люба: Ну, вот немного и отдохнули, продолжим работу над куклой дальше!
3 этап: Теперь куколку нужно запеленать. Заворачиваем туловище в пеленку и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».
Бабушка Люба: Как прекрасно потрудились Ваши маленькие ручки. Скажите, какую мы с вами мастерили куклу.
Дети: Пеленашку.
Воспитатель: Понравилось ли Вам делать кукол?
Дети: Да!
Бабушка: У Вас у всех все получились замечательные куклу, давайте рассмотрим своих кукол. Каждый смастерил неповторимую куклу – Пеленашку. Думаю, что эта кукла у Вас будет самой любимой, ведь она сшита Вами. Пусть эта кукла оберегает Вас и помогает Вам.
Воспитатель:
Пришла пора друзья
В дорогу собираться.
А с мастерицей - бабушкой
Пришла пора прощаться.
Дети благодарят бабушку Любу, за ее увлекательную историю и за изготовление таких замечательных тряпичных кукол – Пеленашек и прощаются с ней.
Воспитатель: Дети, Вам понравилась экскурсия в мини-музей «Игрушки»?
Дети: Да!
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, но нас ждут новые интересные встречи в нашем музее.
Приложение 1
Алгоритм изготовления Пеленашки
Приложение 2
Тематические физкультурные минутки
Физминутка «Самовар» (стихи Оли Камелиной, музыка народная).
Само – само – самовар, на столе красуется (руки на пояс, повороты влево, вправо).
Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется (руки в стороны, улыбаются)
Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают -опускают их).
Само – самоварит чай, жаром обливается (приседание, «утёрли пот»).
Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением (вдох, выдох - пых).
Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (соединяем каждый пальчик по очереди с большим пальчиком).
Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит (чашка кулак, блюдце ладошка).
В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит (смотрим друг на друга).
Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить (показали ладонь и подули).
Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить (поклонились).
***
Бабушка: Предлагаю перед работой немного размять наши ручки.
С нами вы уже знакомы, (хлопаем в ладоши).
Мы из ярких лоскутков, (сжимаем и разжимаем кулачки),
Людям помогаем, их оберегаем: (обнимаем себя руками).
Кукла Столбушка, кукла Колечко, (загибаем пальцы по очереди),
Кукла Крупеничка, кукла Пеленашка и кукла малышка,
Куколок вместе мы соберем (соединить кулачки),
И в бабушкин старый сундук уберем (соединить пальчики в замочек).