Консультация
«Образовательные комиксы в практике работы с детьми старшего
дошкольного возраста»
Федорова Е.Г.,
методист МКУ «ИМЦ»
Многие из нас твёрдо уверены в том, что комиксы являются низкосортной литературой американского производства. Но, вспоминая журнал «Веселые картинки» из нашего детства с комиксами про Самоделкина и его друзей, а также знаменитые «Рассказы в картинках» Владимира Сутеева, можно с уверенностью сказать, что эти рисованные истории доставили немало приятных минут и желание встречаться с героями снова и снова.
Комикс (от англ. comic – смешной) – серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Из этого определения можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста комиксы - это прекрасная альтернатива чтению сказки. Яркие картинки и минимум слов позволяют малышам «читать» самостоятельно, без взрослых.
Кроме того, наглядные картинки способствуют запоминанию текста и поэтому их можно эффективно использовать в практике работы специалистов детского сада. Создание комиксов – это увлекательная творческая деятельность, которая сплачивает воспитанников, способствует развитию речи, мыслительной активности, воображения.
Исследования теоретиков дошкольной педагогики (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков) определяют дошкольный период, как возраст образных форм сознания, и поэтому основными педагогическими приемами являются наглядные: разного рода модели, схемы, символы, знаки и тому подобное.
Комиксы можно отнести к наглядным моделям. Широко использующиеся в дошкольном образовании мнемотаблицы и мнемодорожки так же относятся к наглядному методу, но они носят более дидактический характер, так как в этих схемах нет изображения героев, которые создают интересную для ребенка сюжетную линию рассказа, истории.
Используя комиксы в образовательной деятельности, педагог помогает ребенку обобщить и зафиксировать знания и умения с помощью наглядных средств: символов, условных заместителей, моделей.
Существует ряд особенностей, которые делают образовательные комиксы актуальными в работе с детьми дошкольного возраста:
-визуализация – помогает облегчить процесс восприятия информации благодаря изображению. Комиксы помогут детям изучить явления природы и времена года (приключения Капельки, история Росточка, рассказ Веточки и т.д.).
-увлекательный сюжет – помогает обернуть сложную для детского восприятия тему (безопасность, социальные отношения, финансовая грамотность, культура поведения) в увлекательную историю с незадачливым персонажем, которому дети помогают найти правильное решение в сложившейся ситуации.
-повторение образа главного героя комикса, который ассоциируется с изучаемыми понятиями, создает мотивацию к закреплению определенных знаний.
-творчество в процессе создания комикса поддерживается использованием различных нетрадиционных изобразительных средств (штампы, ватные палочки, трафареты и т.д.), так как они упрощают изобразительный процесс и позволяют добиться повторяющегося изображения в серии картинок.
-развитие логики и речевых умений происходит в процессе сочинения и иллюстрирования логически выстроенного рассказа. Начинать нужно с простого сюжета из 2 – 3 картинок, рассказывать историю простыми предложениями, а в дальнейшем, творческие рассказы дошкольников будут наполняться более развернутыми сюжетами с большим количеством героев.
-универсальность – комиксы можно использовать для решения задач воспитания и обучения всех образовательных областей, определенных стандартом.
Еще одним достоинством комиксов можно считать привлечение детей к чтению, к книге. Педагоги и родители много говорят о том, что дети стали меньше читать, утрачен навык смыслового чтения. Но, качественный комикс может так мотивировать ребенка, что полученный интерес к сюжету распространится на сам процесс чтения. Дошкольник, желая узнать, что будет с героем дальше, потянется к чтению.
Кроме того, технологию образовательных комиксов возможно использовать в работе с родителями. Например, предложить придумать фото-комикс на различные темы: «Как мы провели выходные», «Моя семья», «Что мы увидели на прогулке». Придуманные истории дети с увлечением расскажут своим друзьям в группе, опираясь на изображения картинок, применяя весь свой словарный запас, развивая связную речь.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что у технологии образовательных комиксов достаточно преимуществ. Но все же, использовать ее в педагогической практике часто не стоит, иначе потеряется уникальность этого процесса, дети привыкнут и у них пропадёт интерес. Но, тем не менее, рисование комиксов будет полезно, особенно тем специалистам, кто увлеченно занимается творческой деятельностью по созданию с воспитанниками авторских анимационных фильмов, так как эти процессы схожи.
В заключение, в качестве подтверждения эффективности использования комиксов в педагогической практике, привожу высказывание итальянского писателя Джанни Родари из его известной книги «Грамматика фантазии»:
«Если кинематограф можно уподобить обычному тексту, то комикс – стенографической записи: чтобы получить текст, ее еще надо расшифровать…
Чтобы восполнить пустоту между одним рисунком и другим, требуется активная, сверхактивная работа воображения. Предметы все время меняют ракурсы, надо представить себе, какой они проделали путь от первоначального положения к новому. Всю эту работу должен проделать мозг читателя. Читатель – главная фигура, только благодаря его усилиям приобретает смысл все, что содержится в комиксе: характеры действующих лиц – они не описаны, а выявляются через поступки, само действие, предстает перед читателем скачкообразно.
Воображение ребенка не остается пассивным, комикс его все время подстегивает, заставляет анализировать и синтезировать, классифицировать, делать вывод. Раз от ребячьей головы требуется усиленное внимание, а от фантазии – выполнение самого высокого ее назначения, для пустопорожних домыслов места нет».