Конспект занятия

по познавательному развитию «Дом для домовенка Кузи»

в подготовительной группе

 

Панова Юлия Николаевна,

Никонова  Виолетта Александровна,

воспитатели МАДОУ № 48

г. Кандалакша

 

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Тема: «Профессии»

Основная цель: Создание целостных представлений о строительных профессиях.

Детская цель: Создание плаката о строительных профессиях для домовенка Кузи.

Задачи:

Обогатить представления детей о строительных профессиях (вид выполняемой деятельности, орудия труда, технические средства, значение труда).

Развивать  умение детей отвечать на вопросы полным ответом, образовывать прилагательные от существительных и названия профессий от вида деятельности.

Воспитывать уважение к труду строителя, желание работать в коллективе и помогать друг другу.

Активизация словаря: архитектор, бульдозерист, экскаваторщик, крановщик, сваи, котлован, каменный, кирпичный, деревянный, блочный, панельный, кран подъемный, кран башенный,

Предварительная работа: просмотр мультфильмов про домовёнка Кузю, рассматривание иллюстраций с изображением  строительных профессий, чтение художественной литературы: Борисова  А.В «Найди и покажи. Большая книга. На стройке», А. Корзоватых «Когда я вырасту, я буду строить дома», В. Осеева «Сроитель».

Материалы и оборудование:  мультимедийная установка; четыре стола: стол № 1 (конверт №1 с заданием «Инструменты труда для архитектора», картинка «Архитектор»); стол № 2 (конверт №2 с загадкой, конструктор «Пазл-тетрис деревянный»- 2 шт., схема бульдозера- 2 шт., картинка «Бульдозерист»); стол № 4 (конверт №4 с загадкой, пазлы «Подъемный кран», картинка «Крановщик»); стол № 5 (ватман, клей карандаш,  влажные и бумажные салфетки, разноцветные буквы «Строим дом», фломастеры, восковые мелки); конверт № 3 (игра «Доскажи словечко»); мешок домовенка Кузи с подарком для детей.

Ход занятия

Дети заходят в зал, встают полукругом лицом к воспитателю.

Воспитатель: Сегодня такой чудесный день. У меня сегодня радостное настроение, я хочу подарить его вам, через тепло своих ладошек (все берутся за руки):

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

 

Слайд 2

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, что же с ним случилось, изображение моргает.

На экране появляется домовёнок Кузя.

Слайд 3

Кузя: Здравствуйте дети! Я домовой Кузя.

Дети: Здравствуй, Кузя.

Кузя: Дети, я остался без дома, а домовые без дома жить не могут. Помогите мне, пожалуйста, начать строить новый дом, скажите к людям каких профессий мне нужно обратиться для этого. По почте я отправил вам карту, которая поможет вам справиться с моей просьбой. За каждое выполненное задание вы будете получать картинку с изображением людей строительных профессий. Удачи!

Воспитатель: Вы готовы помочь домовёнку Кузе?

Дети: Да.

Воспитатель: вот и карта, предлагаю подумать, как по ней мы будем ориентироваться (дети рассматривают карту).

Воспитатель: С какой цифры мы начинаем считать?

Дети: Мы начинаем считать с цифры 1.

Воспитатель: Значит, движение по карте начинается с цифры 1. Найдите в группе карточку - обозначение с цифрой 1. Дети находят стол с карточкой-цифрой 1.

Воспитатель: Молодцы! А вот и первое задание от Кузи. На столе с цифрой 1 лежит конверт с заданием. Воспитатель открывает конверт.

Воспитатель: Дети, в конверт вложен лист со стихотворением, послушайте его:

                        Архитектор строит дом
                        Дом многоэтажный,
                        Строит дом карандашом,
                        На листке бумажном.

Воспитатель: Дети, о ком идёт речь в этом стихотворении?

Дети: Об архитекторе.

Слайд 4

Воспитатель: Как вы думаете, что делает архитектор для того чтобы построить дом?

Дети: Рисует дом, планирует помещения, окна, двери...

Воспитатель: Дети, когда будет выбрана модель нового дома, архитектор создаёт план дома, по которому его построят строители.

Воспитатель: Дети, Кузя вложил в конверт изображения различных инструментов, достаньте их и назовите.

Дети: Карандаш, гаечный ключ, градусник, лампа настольная, молоток, ластик, ложка, кастрюля, линейка, бумага, стол архитектора.

Воспитатель: Предлагаю выбрать только те инструменты, которые нужны для работы архитектору, сложите их на поднос (приложение 1).

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, при помощи, каких инструментов архитектор сможет выполнить свою работу?   

Дети: Карандаш, стол архитектора, линейка, ластик, бумага, настольная лампа.

Воспитатель: Какими качествами должен обладать архитектор, чтобы мог планировать удобные и красивые дома? (Дети: умным, внимательным, обладать конструкторскими умениями, иметь чувство вкуса, цвета…)

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, после выполнения чертежа дома его можно начинать строить?

Дети: Нет, нужно купить материал, выбрать место…

Воспитатель: Верно, после того как архитектор разработал проект будущего дома нужно выбрать материал, из которого можно будет построить дом. Как вы думаете, из чего можно построить дом?

Дети: Из кирпича, камня и дерева.

Воспитатель: Дети, приглашаю поиграть в игру «Из чего построим дом». Вставайте в круг, я буду поочередно бросать вам мяч и называть строительный материал, вам нужно образовать прилагательные, ответить на вопрос «какой» и вернуть мяч мне:

дом из камня -     каменный
дом из кирпича - кирпичный
дом из дерева -    деревянный
дом из блоков -   блочный
дом из панелей -  панельный

Воспитатель: Первое задание выполнено. Вот вам картинка с изображением работника одной из строительных профессий - «архитектора» (приложение 2). Саша, прикрепи на мольберт картинку. Ребенок прикрепляет картинку «Архитектор» на мольберт.

Воспитатель: Предлагаю  продолжить движение по карте.  Следующее задание  обозначено цифрой …

Дети: Два.

Воспитатель: Проходите к столу с цифрой два. На столе лежит конверт с заданием номер два. Воспитатель открывает конверт и читает загадку.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.

Воспитатель: Что это за воин, кто догадался?

Дети: Бульдозер.

Воспитатель: Дети, вы знаете кто управляет бульдозером?

Дети: Бульдозерист.

Слайд 5

Воспитатель: Для чего на стройке нужен бульдозер?

Дети: бульдозер выравнивает площадку для строительства будущего дома.

Воспитатель: Верно, бульдозером выравнивают площадку, разравнивают привезённый грунт, перемещают к началу насыпи или удаляют за пределы зоны застройки. Дети, посмотрите, что находится в конверте.  (Ответы детей: чертеж, план, схема…) Верно, это схема сборки бульдозера из конструктора «Пазл-тетрис деревянный» (приложение 3). Дети, предлагаю вам собрать бульдозер по схеме, приготовленной Кузей. Я знаю, что у вас всё получится! Дети самостоятельно собирают по схеме бульдозер (в случае затруднения воспитатель помогает).

Воспитатель: Молодцы! За правильно выполненное задание мы получаем ещё одну картинку – с изображением бульдозериста (приложение 4). Ваня, прикрепи на мольберт картинку. Ребенок прикрепляет картинки «Бульдозерист» на мольберт.

Воспитатель:  Вы выполнили уже два задания, и я  предлагаю отдохнуть.

Слайд 6

Физминутка (физминутка в презентации)

Воспитатель: Предлагаю  продолжить движение по карте.  Следующее задание  обозначено цифрой …

Дети: Три.

Дети находят конверт с цифрой 3. Воспитатель открывает конверт и читает задание.

Воспитатель: Домовёнок Кузя предлагает  поиграть в игру «Доскажи словечко». Я буду называть трудовую деятельность, а вы - профессию человека, который ее выполняет:         
трактор водит – тракторист                                                                              
электричку водит – машинист электропоезда

экскаватором управляет – экскаваторщик                                                               самолётом управляет – лётчик, пилот, авиатор  
от болезней лечит – врач             
хлеб продаст нам – продавец

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много профессий. Человек какой профессии продолжит начатую стройку дома?

Дети: Экскаваторщик.

Слайд 7

Воспитатель: Что на стройке делает экскаватор?

Дети: Экскаватор роет глубокую яму для нового дома.

Воспитатель: Правильно, экскаваторщик с помощью экскаватора делает выемку в грунте, котлован для устройства фундамента, основы дома. Затем в котлован опускаются тяжёлые большие железобетонные сваи, они и служит основой для дома.

Воспитатель: Дети, что должен уметь экскаваторщик, чтобы хорошо выполнять свою работу? (Дети: уметь читать схемы, управлять экскаватором и чинить его, уметь определять расстояние…)

Воспитатель: Верно, экскаваторщик важная строительная профессия, от точности выполнения земляных работ зависит насколько ровно будет установлен дом.  Мы выполнили все задания из конверта № 3 правильно и получаем за это ещё одну картинку - с изображением экскаваторщика. (приложение 5). Лиза, прикрепи на мольберт картинку. Ребенок прикрепляет картинку «Экскаваторщик» на мольберт.

Воспитатель: Предлагаю  продолжить движение по карте.  Следующее задание  обозначено цифрой …

Дети: Четыре. Дети находят стол с цифрой 4, на нем лежит конверт.

Воспитатель Сейчас посмотрим, что же интересного нам приготовил домовенок на этот раз. открывает конверт  читает загадку:
        Он высокий и огромный,
        Может дом построить ровный.
        Впереди рука стрелой,
        Груз поднимет-не впервой.
        Догадайся друг мой сам,
        Что же это?

Дети: Подъёмный кран.

Воспитатель: Кто работает на кране?

Слайд 8

Дети: Крановщик.

В конверте есть еще задание. Домовёнок Кузя предлагает нам собрать пазлы (приложение 6). Вы сможете это сделать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приступайте к сборке. Дети собирают картинку.  При затруднении воспитатель помогает детям.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно собрали. Что изображено на собранной картинке?

Дети: Кран /подъемный кран

Воспитатель:  Это подъемный кран. Для чего на стройке нужен подъёмный кран?

Дети: Чтобы поднимать тяжести на высоту.

Слайд 9

Воспитатель: Еще есть на стройке башенный кран. Он строит высокие дома.

Воспитатель: Дети, скажите, каким должен быть машинист крана, чтобы он мог успешно управлять краном на большой высоте? (Ответы детей: умным (уметь читать схемы, управлять краном, чинить его…), смелым, внимательным, осторожным…)

Воспитатель: Молодцы! Чтобы стать хорошим строителем нужно много знать и уметь, чтобы строить красивые и удобные дома, быть очень внимательным и осторожным, чтобы обеспечить безопасность себе и строителям, которые работают рядом. Вы справились с заданием и получаете за это ещё одну картинку - крановщик. (приложение 7). Оля, прикрепи на мольберт картинку. Ребенок прикрепляет картинку «Крановщик» на мольберт.

Слайд 10

Воспитатель: Все картинки собраны. Предлагаю для Кузи оформить плакат, чтобы он точно знал к кому ему нужно обратиться для того, чтобы построить новый дом. Предлагаю  картинки с изображением людей строительных профессий разместить на ватмане. Подойдите к столу с цифрой…. Воспитатель показывает детям карту для определения дальнейшего маршрута.

Дети: Пять.

Воспитатель: Предлагаю вспомнить, какие профессии помогут домовенку Кузе построить дом?

Слайд 9

Дети: Архитектор, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, крановщик.

Дети подходят к столу цифрой 5 и приклеивают собранные картинки с профессиями на ватман.

Воспитатель: Дети, как мы можем назвать наш плакат – подсказку для домовенка Кузи? (Дети называют варианты ответов: строители, строим дом…).

Воспитатель: Обратите внимание, в верхней части ватмана есть цветные круги и такого же цвета Кузя прислал буквы. Как можно решить эту задачу?

Дети: Разместить буквы под кругами такого же цвета.

Воспитатель: Правильно! Вам надо найти для каждой буквы соответствующий ей цветной круг. Затем вы сможете прочитать название плаката. Дети приклеивают буквы в соответствии с цветом.

Воспитатель: Молодцы! Плакат для домовенка Кузи вы сделали. Прочитайте название плаката. Правильно! «Строим дом». Этот плакат я сейчас сфотографирую и отправлю Кузе по электронной почте, чтобы он знал к работникам каких профессий нужно обратиться, чтобы построить новый дом. Если до конца занятия остается время, то можно предложить детям нарисовать дом для домовенка Кузи, деревья и цветы.

Рефлексия

Воспитатель: Дети, кому мы сегодня помогали? Что вы нового узнали?
Что было сложного? Что понравилось больше всего?

Воспитатель:  Ой! Что это лежит за экраном!? Мешок. Это домовенок Кузя нам принес, пока мы играли! Открою, посмотрю. Думаю, что это для вас приготовил подарок Кузя! Воспитатель дарит детям настольную игру «Профессии».

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Приложение

Презентация