Образовательная среда «print-rich» в формировании предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста

Федорова Е.Г., методист МКУ «ИМЦ»

Федеральная образовательная программа ставит определенные цели по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Помимо традиционных задач по развитию фонематического слуха и звукового анализа слова, в области речевого развития детей от 6 до 7лет в разделе подготовка детей к обучению грамоте определено: «знакомство детей с буквами, развитие умения читать слоги, слова, простые предложения» (ФОП ДО п.20.7.1).

Решение данных задач целесообразно проводить не в рамках специально организованной деятельности, а ненавязчиво, окружая ребенка разного рода коммуникативными ситуациями, культурно – знаковыми средствами, которые будут привлекать внимание детей к букве и чтению.

Такими возможностями обладает технология  образовательной среды «print-rich» (с английского переводится буквально «печатать-читать»). Педагоги с большим стажем работы помнят, что в 90-е годы в детских садах широко использовались распечатанные слова для обозначения предметов, окружающих ребенка в группе. Сегодня, в свете реализации ФОП дошкольного образования, подобные приемы вновь становятся актуальными.

В основе создания образовательной среды «print-rich» лежит понятие «зарождающейся грамотности», которое было введено в 1966 году новозеландской ученой Мэри Клей для описания разнообразных способов взаимодействия со знаками, которые складываются у ребенка еще в раннем дошкольном возрасте и являются предшественниками обучения письму и чтению в школе. Знаковая деятельность (письмо или чтение) является не только когнитивной способностью, но зависит от мотивации человека, социального контекста. Умения читать и писать связаны не только с расшифровкой и пониманием текстов, но и с освоением самой позиции «пишущего» и «читающего» человека.

В связи с этим, как предтечи будущих чтения и письма значение приобретают «пред-чтение» (имитация чтения, рассказы по картинкам) и «пред-письмо» (каракули, изображающие письмо), когда дети осваивают смысл этих умений прежде их технических сторон. Оказалось, что освоение письма и чтения может идти параллельно с освоением устной речи и даже способствует ее развитию. Дети довольно рано (если для этого созданы условия) могут обнаружить, что знаки имеют значение, и увлечься их расшифровкой.

Кодирование информации – основа письменной речи. Кодирование информации в текстовую запись (а кодировать можно не только в текст) позволяет ее сохранять, накапливать и передавать другим. Дошкольники могут кодировать («прятать») информацию в рисунках, символах, схемах. Сначала кодируют (создают) запись, а потом декодируют, вербализируют - рассказывают другим. Или наоборот, сначала рассказывают, а потом фиксируют с помощью образов, символов, знаков. Так дети создают первые письменные («рисунковые») записи и читают (рассказывают) их другим.

В итоге дети сначала постигают смысл кодирования информации (то есть письменной речи), который заключается в ее сохранении и передаче другим. А потом, через опыт создания собственных записей и записей других, приходят к пониманию, что более точно информацию можно закодировать («спрятать») в текст.

 «Рrint-rich» – это образовательная среда, насыщенная знаками, разного рода коммуникативными ситуациями, в которых использование культурных – знаковых средств оказывается необходимым. Привлекать детей к письменной речи, кодированию и декодированию знаков можно различными способами: коммуникативные стенды («как ты поздороваешься», «какое у тебя настроение», «правила поведения в группе»), создание стенгазет, рисунковых открыток - поздравлений.

Для организации образовательной среды «print-rich» требуется немногое: напечатать слова на листе бумаги.  Сегодня – это не является проблемой и, поэтому, в некоторых детских садах. в приемных помещениях на шкафчиках размещены имена детей. Это прекрасный прием не только для того, чтобы ребенок находил индивидуальное место для хранения вещей, но и для того, чтобы увидел как пишется его имя, захотел скопировать его.

Помимо этого, будет полезным, если в приемной будут размещены правила поведения в группе, созданные детьми и обозначенные картинками. Дошкольники с удовольствием будут их расшифровывать (декодировать) и выполнять.

К образовательной среде «print-rich» так же можно отнести календарь природы (знаковая схема с изображением признаков погоды), календарь событий  (праздники в мире, стране, регионе, которые отмечают в детском саду). В этих календарях, помимо знаковых «рисунковых» обозначений, появляются слова, которые дети либо переписывают, либо  пишут самостоятельно (кто умеет).

 В групповой комнате могут быть размещены планы реализации детских проектов; распорядок дня (нарисованный детьми); различные схемы и алгоритмы, оформленные дошкольниками; рукописные книги; детские рефераты в картинках и/или символах; комиксы.

В пространстве групповой комнаты обязательно должны быть напечатанные слова, обозначающие предметы; различные игры, связанные с буквами; разнообразные модификации азбук.

К воспитательному процессу по приобщению дошкольников к грамоте необходимо привлекать родителей. Например, дать задание: на выходных «записать» рисунками придуманную детскую историю; создать фотокомикс. Дети, придя в детский сад,  расскажут друзьям эту  нарисованную историю.

К технологии  образовательной среды «print-rich» относится прием - «облако тегов» - визуализация информации, изображение ключевых слов, объединенных общей темой. Например, в завершение недели дети подбирают слова по теме, а воспитатель их фиксирует. Изображение слов размещается в центре «Познания и коммуникации» вместе с художественной и детской энциклопедической литературой.

                                

 

Таким образом использование технологии образовательной среды «print-rich» будет способствовать ежедневному приобщению детей к букве, слову, чтению, письму, а значит формировать предпосылки к обучению детей грамоте и школьному обучению.