Конспект
подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [л]
для обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР
«Лунтик ждет гостей»
Макарова А.В.учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №16»
Цель: автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях и предложениях
Коррекционно-образовательные задачи:
• закрепить навык чёткого произношения звука [л] в речи;
• развивать фонематические процессы: закреплять умение определять наличие звука [л] в словах и определять его позицию;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи: продолжать учить согласованию имён существительных с именами прилагательными;
• учить отвечать развёрнутым предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную моторику, интонационную выразительность, память, внимание, мышление, координацию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать речевой самоконтроль.
Оборудование:
• Презентация с изображением героев мультфильма (Лунтик, Пчеленок, Мила, жаба Клава, Кузя);
• Предметные картинки: одуванчик, ландыш, колокольчик, гладиолус, ромашка, фиалка;
• Планшет «Слоговой поезд»;
• Нейромонеты (яблоки);
• Набор деревянных фигурок для автоматизации звука Л;
• Пособие «Чудоцветик»;
• Нейродорожка «Ножки-ладошки»;
• Деревянные фигурки-раскраски.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
Сегодня утром мне пришло видеосообщение, угадайте, от кого оно?
-На Луне родился, на Землю спустился
-У пруда живет, нас в гости ждет.
Правильно. Это Лунтик. Посмотрим, что же он нам сообщит.
Сообщение темы занятия.
Лунтик: Здравствуйте, я пригласил в гости своих друзей, но они задерживаются. Может им нужна помощь? Помогите им добраться скорее. Чтобы вы знали где их искать, я пришлю карту с геолокацией.
Логопед: Дети, поможем друзьям Лунтика? Чтобы поскорей добраться, нам нужен транспорт. На каком транспорте быстрее всего добираться? (на самолете)
Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Логопед: Возьмите зеркала. Вспомните как правильно произносится «Песенка самолета»-звук [л].
Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]
Яна, как нужно правильно произносить звук [Л]?
Когда мы произносим звук [Л] – губы улыбаются, зубы сближены, язык упирается в верхние зубы, воздушная струя теплая. Положите зеркала. Диана, звук [Л] гласный или согласный. Кирилл, скажи, этот звук мягкий или твердый? Тася, звук [Л] звонкий или глухой? (на экране появляется схема)
Логопед: заводим самолет Ла, Ло , Лу, Лы. Полетели!
(логопед с детьми передвигается и возвращается к экрану)
Развитие фонематических представлений.
(На экране Пчеленок)
Логопед: Здравствуй, Пчеленок, мы пришли сказать, что Лунтик ждет тебя в гости.
Пчеленок: Здравствуйте, дети. Я спешу к нему, но мне нужно собрать нектар для меда по специальному рецепту. Помогите мне выбрать только те цветы, в названии которых есть звук л.
-Перед вами есть звонок,
-слушайте внимательно.
-Как услышите звук Л
-Звоните обязательно.
Д/У «Поймай звук в слове»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия
Логопед: Возьмите звонок и поставьте на ладонь.
На экране появляются цветы. Логопед называет их.
Роза, ландыш, гладиолус, фиалка, ромашка, одуванчик, колокольчик.
Логопед:Поставьте звонки на место.
Пчеленок: Вот спасибо, теперь я смогу сделать мед и отправиться к Лунтику в гости.
Логопед: До свидания, нам пора. Заводим самолет: Ла, Ло, Лу, Лы. Полетели!
(логопед с детьми передвигается и возвращается к экрану)
Автоматизация звука [л] в словах.
Логопед: Здравствуй, Кузя, мы пришли сказать, что Лунтик ждет тебя в гости.
Кузя: Здравствуйте дети. Я хотел пойти к нему в гости, только Вупсень и Пупсень перепутали все лепестки, а я так хотел подарить Лунтику букет.
Логопед: Не переживай, Кузя, дети помогут тебе вернуть лепестки на свои места.
Д\У «Собери цветок»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия
Подойдите к столу. В сердцевине цветка нарисованы символы гласных. Определите, с каким гласным встретится звук Л, и подберите слова с таким слогом.
-Кирилл, назови какие слова со слогом ЛА ты собрал? Диана, назови слова со слогом ЛО? и т.д.
Кузя: Спасибо за помощь, теперь я могу отправляться в гости к Лунтику.
Логопед: Нам пора отправляться дальше. Заводим самолет: Ла, Ло, Лу, Лы. Полетели!
(логопед с детьми передвигается и возвращается к экрану)
Определение положения звука [л] в словах.
Логопед: Здравствуй, Мила. Мы пришли сказать, что Лунтик ждет тебя в гости.
Мила: Здравствуйте. Я собираюсь к нему, но еще не успела закончить уборку. Мне надо разложить вещи на свои места.
Логопед: Не переживай, Мила, дети помогут тебе.
Д\у «Определи место звука в слове»
Цель: развитие фонематического слуха
Подойдите к столу. Определите, в какой части слова находится звук Л и разложите предметы в сундук. (В слове стул звук Л находится в конце слова...и т.д.)
Мила: Спасибо, вот вам за помощь.
Согласование существительных с прилагательными
Логопед: Нам пора отправляться дальше. Заводим самолет: Ла, Ло, Лу, Лы. Полетели!
Логопед: Здравствуй, Клава, мы пришли сказать, что Лунтик ждет тебя в гости.
Жаба Клава: Здравствуйте дети. Я уже собралась, даже набрала волшебных яблок для Лунтика. Но мешок прохудился и пока прыгала с кочки на кочку, потеряла все яблоки.
Логопед: Не переживай, Клава, дети помогут тебе собрать яблоки. (Дети подходят к нейродорожке).
Д\У «Нейродорожка»
Цель: развитие моторной координации и грамматического строя речи
-По очереди пройдите по дорожке выполняя задание. Возьмите яблоко и подойдите к столу. По очереди проговорите словосочетания, называя цвет яблока, одновременно выполняя жест. (автоматизация звука Л с элементами биоэнергопластики)
Жаба Клава: Спасибо, наконец-то я могу отправиться в гости.
Логопед: До свидания, нам пора. Заводим самолет: Ла, Ло, Лу, Лы. –Полетели!
Логопед: Подойдите к столу. К Лунтику собрались ехать и другие гости. Посчитайте слоги и рассадите пассажиров по вагонам.
Д\У «Рассади игрушки»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников
Кто поедет во втором вагоне? Почему ты посадила куклу во второй вагон? и т.д.
Лунтик: Спасибо вам за помощь. Наконец все гости собрались, пора начинать веселиться.
Мы очень любим петь песенки, пойте вместе с нами. Я буду петь, а вы послушайте и повторяйте.
Автоматизация звука [л] в предложениях.
Логопед: Для этого нам понадобится волшебный микрофон. Повторите песенку Лунтика и передайте микрофон другому.
Лу – лу – лу –Купили мы юлу
Ла –ла – ла –У Лунтика юла.
Лу – лу – лу – Играем на полу.
Ла –ла – ла - На столе юла.
Заключительная часть. Рефлексия
Лунтик: Отлично получилось. Пора прощаться.
Логопед: Понравилось вам помогать друзьям Лунтика? Какие задания понравились больше всего? Что было самым сложным? На память о нашей встрече Лунтик приготовил вам подарки.
Наше путешествие закончено, до новых встреч.