Конспект тематического развлечения для детей разновозрастной группы

«Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья»

 

Автор: Семушина Ю.В.,

музыкальный руководитель МАДОУ

«Детский сад №62» г. Кандалакша

 

Цель: формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства.

Задачи:

1.     Обучающая:

знакомить с художниками, которые изображали птиц на своих полотнах; учить определять, с какой целью они использовали образы птиц в своих картинах.

2.     Развивающая:

развивать внимание, мышление, память, творческое воображение, формировать художественно-эстетическое восприятие;

побуждать к речевой активности через вопросы обобщённого характера относительно изображений и музыки, загадки, названия и описания картин;

продолжать работу по развитию познавательных интересов.

3.     Воспитательная:

прививать детям любовь к различным видам искусства: музыке и живописи.

Материалы: дерево с гнёздами, свитки бумаги с загадками, репродукции семи картин русских художников (А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; А.А. Рылов «В голубом просторе»; Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; С.И. Светославский «Пейзаж с аистами»; Н.К. Рерих «Заморские гости»; А.С. Степанов "Журавли летят", семь аудиофайлов с произведениями русских композиторов к каждой картине (А.К. Глазунов «Весна» из цикла «Времена года», Н.А. Римский-Корсаков «Вступление к теме Весны» из оперы «Снегурочка», П.И.Чайковский «Белые ночи. Май» из альбома «Времена года», С.В. Рахманинов 2 ч. кантаты «Весна» (соч.№ 20), Ц.А. Кюи «Модерато»  из сюиты №3, Г.В. Свиридова «Весна», И.Ф. Стравинский «Поцелуй земли», 1 ч., вступление из балета «Весна Священная»).

Предварительная работа: краткое знакомство с картинами художников, изобразивших птиц на картинах (картины представлены ниже) Рассматривание репродукций, описание сюжета картин, обсуждение, беседа о каждом представленном произведении изобразительного искусства.

Действующие лица: Весна.

Ход занятия:

Включенный экран на центральной стене в музыкальном зале для показа репродукций в электронном виде или репродукции картин в рамках на мольбертах). Возле центральной стены стоит дерево со скворечниками и гнёздами.

Под музыку входит Весна.

Весна:

Здравствуйте, мои друзья,

Рада встрече с вами я.

Знаю, ждут меня повсюду,

Всем на свете я нужна,

Приношу я радость людям,

А зовут меня…

Дети: (отвечают хором) Весна!

Весна: На леса, поля и реки щедро лью тепло и свет,

Чтоб росли хлеба и травы, и сады усыпал цвет.

Рада видеть вас, друзья. Ну, а вы мне рады?

(дети отвечают хором «Да!»)

(Весна обращает внимание на дерево):

Какое деревце растёт,

С прилётом птичек оживёт.

В каждом гнёздышке – загадка.

Вы не бойтесь их, ребятки!

Вы загадки угадайте,

Вернуться птицам помогайте!

Как только вы их разгадаете, тогда перелетные птицы получат наш сигнал смогут собираться в дорогу, что бы успеть принести на своих крыльях тепла. Хотите помочь птицам? (дети отвечают). Тогда внимательно слушайте и смотрите. Так, подойду поближе осторожно, загляну… А вот и загадка! (достаёт свиток)

Солнце греет у порога,

 И расстаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам ( грачи)

    На экране  под музыку А.К. Глазунова «Весна» из цикла «Времена года» появляется картина. Весна озвучивает её автора и название.

    *Для старшего и подготовительного возраста можно дополнять информацию о полотне подробностями.

 

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

* Дата создания – 1871 году, техника – масляная живопись, материал – холст. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

 

Весна: Послушайте  еще одну загадку:

Вот уж диво, вот уж птица!

На воде словно царица,

Белоснежный цвет под стать,

Глаза трудно оторвать (лебедь).

На экране d под музыку Н.А. Римского-Корсакова «Вступление к теме Весны» из оперы «Снегурочка» появляется картина. Весна озвучивает её автора и название.

А.А. Рылов «В голубом просторе»

* Дата создания – 1918 г., техника – масло, материал – холст.

Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

 

Весна: Следующая загадка

Хоть не роза я, а птица,

Но сумею защититься!

Растопырю коготки —

 Только тронь мои цветки! (маленькая птичка) 

На экране d под музыку П.И.Чайковского «Белые ночи. Май» из альбома «Времена года» появляется картина. Весна озвучивает её автора и название.

 

Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

*Дата создания – 1820 г., техника – акварель, белила; материал – коричневая бумага. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. 

Весна: На шесте, ветвях, на крыше

Гнёзда вьёт он, где повыше,

Ест лягушек, что попались,

С клювом длинным белый… (аист).

На экране d под музыку С.В. Рахманинова из кантаты «Весна» (соч.№ 20) появляется картина. Весна озвучивает её автора и название.

 

 «Пейзаж с аистами» С.И. Светославский.

* Дата создания – 1886 г., техника – масло, материал – холст.

Хранится в Муромском историко-художественном музее в г. Муроме. 

 Весна: Над волнами всё летает, Корабли сопровождает. Эту птицу угадай-ка! А она зовется … (чайка)

На экране d под музыку Ц.А.Кюи «Модерато»  из сюиты №3 появляется картина. Весна озвучивает её автора и название.

Н.К. Рерих «Заморские гости»

* Дата создания – 1901 г., техника – масло, материал – холст.

Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. 

На экране d под музыку И.Ф. Стравинского «Поцелуй земли», 1 ч., вступление из  балета «Весна священная» появляется картина. Весна озвучивает её автора и название

Весна: Ручейки бегут с холма

- До свидания, зима!

 Слышишь чей-то клич вдали?

 К нам вернулись …(журавли).

 

 

А.С. Степанов "Журавли летят" * Дата создания – 1891 г., техника – масло, материал – холст. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Весна: Какие молодцы, ребятки!

Отгадали все загадки.

Звучит запись птичьего гомона

Весна читает детям стихотворение:

 

А вот птички прилетели,

В гнёздышки свои присели.

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

 

Весна (держит в руках корзинку):

              В этот день прекрасный, яркий

              Подарю я вам подарки.

 

Весна дарит детям материалы для творчества и предлагает нарисовать весенний пейзаж.

Весна:   Очень весело мне было,

Всех ребят я полюбила

Но прощаться нам пора.

Что поделать – ждут дела!

Проводится  продуктивная деятельность с детьми.