Константинова Н.А. конспект рассматривание картины

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

Конспект занятия по познавательному развитию

«Рассматривание репродукции картины И.И.Шишкина  «Утро в сосновом лесу»

                                                                                Автор: Константинова Н. А.,

МАДОУ № 62 г. Кандалакша

 

Цель: формирование у детей представлений о пейзажной живописи.

Программные задачи: познакомить детей с картиной художника И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, видеть и понимать красоту родной природы, выделять оттенки цветов, как средство выразительности.

Развивать психические процессы: восприятие, память, воображение.

Развивать связную речь, умение использовать образные сравнения.

Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, мрачный, непроходимый, глухой лес, забавные, игривые, косолапые медвежата).

Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать интерес и  любовь к родной природе.

Материал: репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Портрет И.И. Шишкина (художник И.Крамской).

Музыка П.И.Чайковского «Июнь» («Времена года»).

 

Ход занятия:

Воспитатель:

- Удивительный мир, который окружает нас, дети, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Картины, которые они пишут , называются пейзажами. У нас , в России жил замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Он прославлял в своих картинах красоту русской природы и очень любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, чем -то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется ,что он только что вышел из леса, который виднеется вдали. - Есть у Шишкина картина, которую знают все – и большие , и маленькие. Она называется  «Утро в сосновом лесу»  (педагог выставляет репродукцию картины). Посмотрите внимательно: какие деревья изобразил художник? Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они высокие и могучие. Кругом лес: дремучий, глухой, непроходимый, лесная чаща.

Воспитатель  читает стихотворение:

Сосны до неба хотят дорасти,

Ветвями небо хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

 

-  Дети, как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор. И  бывает, что многие  часто так и называют эту картину Шишкина  -  «Утро в сосновом бору».  Мы же будем называть её правильно, как назвал сам художник – «Утро в сосновом  лесу».

-  Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (Зелёный.)

- Одинаковый ли зелёный цвет использует художник, когда рисует лес, и почему? (Нет, его оттенки, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки,  показать солнечные и теневые места в лесу.)

-  Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? ( Утро, так как солнце только взошло и осветило верхушки деревьев, на траве видна роса.)

-  Кого вы видите в центре картины? ( Медведицу с медвежатами.)

Дети вместе с воспитателем рассказывают, что делают медвежата. (Забавные медвежата лазают по стволу упавшей сосны, один встал на задние лапы и с интересом смотрит вдаль. Медведица наблюдает за их игрой, следит , чтобы они не упали и не ушиблись.)

- Предлагаю вам превратиться в медвежат и сделать зарядку. Вокруг себя повернись -  в медвежонка превратись.

Упражнение «Медвежата»

Медвежата в чаще жили

Нежно, радостно дружили.

Вот так, вот так,

Медвежата те дружили!    (Жмут друг другу руки)

 

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.    (Ходьба на внешней стороне стопы)

 

А потом они плясали

К солнцу лапы поднимали.

Вот  так, вот так,

К солнцу лапы поднимали.  (Прыжки с высоким подниманием колен)

 

Воспитатель предлагает детям послушать музыку Чайковского «Июнь» и подумать, что можно представить,  слушая эту музыку. (Пение птиц, шум листвы и т.д.).

-  Много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину, послушав музыку, прочитав стихотворение.

Сосны чуть пониже туч,

По стволам стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок-луч.

Словно в синем море волны,

Лес шумит,  прохладой полный.

В зелень яркую одетый,

Он хорош в разгаре лета.

 

Как можно назвать художника, который пишет пейзажи? (Художник-пейзажист.)

С помощью чего художник рассказал нам о красоте леса? (Кистью и красками.)

Глядя на эту картину, так и хочется очутиться в сосновом лесу, вдохнуть запах хвои, лесных цветов, послушать щебетание птиц.

Художник учит нас видеть и ценить красоту природы, беречь её, потому что любить и беречь природу – значит любить и беречь свою Родину.

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.04.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения