Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Декоративное рисование «Цветочные узоры»

(по мотивам гжельской росписи)

 

                                                                                                                  Панфилова А.Э, воспитатель МБДОУ № 16

Цель–формирование умения расписывать посуду по мотивам гжельской росписи, расширение представлений о русском народном искусстве.

Задачи

Образовательные:

1.     Формировать умение расписывать предметы (шаблоны) посуды элементами гжельской росписи, закреплять знания о цветах, используемых в ней, совершенствовать композиционные умения.

Развивающие:

1.     Закреплять умение рисовать характерные элементы росписи концом и всем ворсом кисти.

2.     Развивать мелкую моторику, внимание, творческое воображение.

3.     Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Посуда» и за счёт названий элементов гжельской росписи.

Воспитательные:

1.     Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, развивать желание любоваться красотой гжельской росписи.

2.     Воспитывать аккуратность при выполнении росписи, умение доводить работу до конца.

Предварительная работа: работа по лексической теме «Посуда», занятие по ознакомлению с искусством «В гостях у мастеров Гжели» (история промысла, элементы узора и цвета).

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, шаблоны посуды для нанесения элементов росписи, синяя и белая гуашь, палитра, кисти, стаканчики для воды, салфетки, клеенки.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на то, что сегодня в детском саду много гостей.

- Дети, встанем рядышком по кругу и скажем друг другу: пусть добрым и бодрым будет утро твое сегодня, несмотря ни на что!(протянуть руки вперед и соединить их в центре круга).

2.Основная часть.

- Дети, садитесь на стулья. Посмотрите на экран, мы с вами были в гостях у народных умельцев в селе Гжель. (слайд 2)Вспомните, какие изделия ручной работы показали нам гжельские мастера? (слайд 3).Назовите? (чайник, чашка и т.д.) Как можно назвать одним словом? (посуда). Правильно! Вот видите, какое разнообразие гжельской посуды! Мы знаем, что у гжельской посуды всегда белый фон. Вспомним - какие цвета используют мастера, расписывая посуду? (синий, голубой). А какие элементы? (волнистые линии, прямые линии, точки, сеточки, завитки, дуги, капельки, веточки, цветы)(слайд 4).Я предлагаю вам самим превратиться в гжельских мастеров, расписать чайную посуду и устроить выставку своих изделий. Сегодня мы будем рисовать самый красивый элемент – гжельскую розу(слайд 5).Рисуют ее широкой кистью в центре всех изделий, мазками (мазок— это лепесток розы).

Воспитатель предлагает детям модель наложения элементов розы(слайды 6-10).

- Посмотрите: от центра изделия отступим немного и нарисуем один мазок справа, другой слева, потом еще один мазок справа чуть ниже, потом слева также, обращаем внимание на то, чтобы снизу мазки (лепестки) соединились. Нарисуем еще мазок ниже, с другой стороны, так же. Три мазка справа, три – слева. А внутри цветка - сеточка, которая рисуется концом тонкой кисти. Между первыми лепестками розы нарисуем маленький круг – это сердцевина розы. А украсить изделия можно уже знакомыми элементами росписи (волнистыми линиями, точками, завитками, веточками, капельками, используя тонкую кисть)(слайд 11).

- Теперь вы готовы превратиться в мастеров. Дети, встаньте, пожалуйста, подойдите ко мне: повернись, покружись и в гжельского мастера превратись. Вот теперь вы мастера. Выберите, какой предмет посуды будете расписывать.

На столе лежат заготовки посуды из бумаги, дети подходят и выбирают.

- Мастера, проходите на свои места.

- Возьмите толстую сухую кисть. Покажите центр вашего изделия, отступите немного вправо и нарисуйте первый мазок (лепесток), прикладывая весь ворс кисти к поверхности бумаги. С другой стороны, делаем второй мазок также, потом еще один мазок справа чуть ниже, потом слева так же, третий мазок еще ниже, с другой стороны также. Сколько мазков справа, слева? А чтобы нам было легче расписывать посуду, гжельские мастера, у которых мы были в гостях, подарили нам схему - помогалочку рисования гжельской розы (слайд 12).

- Но перед началом работы разомнем наши пальцы. Встаньте у своих стульев.

Проводится пальчиковая гимнастика «Прежде, чем нам рисовать…»

Прежде, чем нам рисовать,

Нужно пальчики размять. (сжимают и разжимают кулачки)

Указательный и средний,  (разгибают пальчики)

Безымянный и последний

Поздоровались с большим. (соединяют с большим пальцем)

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко,

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли!

- Начинайте работать, чтобы работа ладилась я вам включу музыку.

Дети расписывают посуду, воспитатель проводит индивидуальную работу, обращает внимание детей на осанку, поддерживает словами: Мастера стараются - узоры получаются!

3. Заключительная часть.

-Мастера, подойдите ко мне, пожалуйста. Посмотрите на свои изделия. Какая замечательная посуда у вас получилась! Загляденье просто! Молодцы! Когда наши работы подсохнут, мы обязательно организуем выставку. Но, настало время обратно превратиться в детей. Повернитесь, покружитесь и в мальчишек и девчонок превратитесь! Дети, вам понравилось быть мастерами? А какими вы были мастерами? Какой элемент росписи научились рисовать? Были у вас затруднения?

- Молодцы! А вам, гости, интересно было побывать в гжельской мастерской? Дети, попрощайтесь с гостями, нам пора возвращаться в группу.


Презентация к занятию