Рекомендации по организации и оформлению музеев в
дошкольных образовательных организациях
Федорова Е.Г., методист МКУ «ИМЦ»
Музейные формирования являются одним из элементов современной предметно-пространственной среды образовательных организаций. Несмотря на то, что технология музейной педагогики используется в практике работы более двадцати лет и в детских садах накоплен положительный опыт, следует актуализировать деятельность музейных формирований в соответствии с требованиями современного дошкольного образования.
Связано это с тем, что музейные формирования детских садов внесены во всероссийский перечень музеев образовательных организаций, а значит должны соответствовать имеющимся нормативным документам. Кроме того, участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и методических мероприятиях так же требует соответствия музейному статусу.
В настоящее время деятельность музеев образовательных организаций регламентируют следующие нормативно-правовые документы:
-Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
-Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 09.07.2020г №06-735 «О направлении методических рекомендаций»;
-Положение о паспортизации школьных музеев РФ утвержденное приказом ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК от 29 апреля 2021 г. №9-ОД;
-Письмо Министерства просвещения РФ от 20.02.2023г. №06-278 «О направлении методических рекомендаций».
Основной целью музея в дошкольной образовательной организации является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
На начальном этапе создания музея образовательной организации уместен термин «музейный уголок», включающий систематизированное собрание копий памятников истории, культуры и природы. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных предметов истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями и макетами.
Рекомендуемые профили музеев:
-историко-краеведческий;
-военно-патриотический;
-художественно-эстетический;
-естественнонаучный;
-технический.
Музейное собрание — это научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. К музейным экспонатам относятся предметы, имеющие культурную ценность, необходимые для сохранения, изучения и публичного представления.
В соответствии с Положением о паспортизации музейные предметы вносятся в книгу учета. Книга учета музейных предметов - это основной документ учёта экспонатов музея образовательной организации. На титульном листе отражается название музея, наименование образовательной организации, адрес, начало внесения записей в книгу. Музеи могут выбирать наиболее удобный вариант ведения документации: в рукописном, печатном или электронном виде.
Примерное ведение книги учета:
|
No
|
Дата поступления
|
Наименование и краткое описание (материал, техника изготовления и т.д)
|
Количество предметов
|
Подпись лица, производившего запись
|
|
|
|
|
|
|
Инвентарные номера ставятся так, чтобы не повредить предмет и чтобы номера не бросались в глаза.
Большое значение для сохранности имеет хранительское и экспозиционное оборудование.
Самое простое оборудование для этих целей - стеллажи и закрывающиеся шкафы. Для лучшей сохранности музейных предметов от света рекомендуется закрывать окна шторами . В экспозиции крупные экспонаты, фотографии, рисунки, схемы располагаются выше (или ниже) уровня глаз. А мелкие – на уровне глаз. В витринах крупные вещи располагаются в глубине, а мелкие (или с мелким шрифтом) – на переднем.
При оформлении экспозиции музея следует помнить, что все светонепрочные материалы (ткани, бумага, книги, фотоматериалы) рекомендуется размещать под стеклом. Одежду желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках.
Не рекомедуется: при наклеивании этикеток использовать клейкую ленту (скотч), прикреплять этикетаж непосредственно на экспонаты, прикалывать музейные предметы кнопками, иголками и прибивать гвоздями, наклеивать музейные предметы сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля музейного предмета.
Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату.
Рекомендуемая структура этикетки:
-название предмета;
-атрибуционные данные;
- дополнительные сведения.
Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Если в музее есть подлинные экспонаты, то нужно указать на этикетке название предмета и кому принадлежала: «Прялка (принадлежала семье Матвеевых, пос. Лесозаводский, Кандалакшский район)».
Если в музее, в основном копии (макеты), то в этикетке подлинного предмета быта нужно написать «подлинник». Если в основном подлинные предметы, то на этикетке макета нужно написать «макет».
Основной функцией музея образовательной организации является проведение культурно-просветительской, методической и информационной деятельности. Кроме приказа и положения о музейном формировании необходимо разработать план деятельности музея на учебный год, создавать и пополнять методическую базу музея конспектами, сценариями, беседами и т. д., завести книгу отзывов о проведенных экскурсиях.
Ведущей формой педагогической деятельности на базе музея являются экскурсии. Экскурсия — это коллективный осмотр музея, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительная беседа, основная часть , заключительная беседа.
Первая часть направлена на установление контакта с аудиторией, знакомства с музеем и правилами поведения в нем. В основной части проводится интерактивное знакомство с экспонатами, в заключение информация обобщается. В третьей части выясняются впечатления группы от только что увиденного и узнанного, предлагается возможность самостоятельного осмотра экспозиции.
Музей, в том числе музей образовательной организации, невозможен без подлинных предметов быта, истории, старины. К музейным экспонатам необходимо трепетное и уважительное отношение, так как это наше историческое достояние и мы должны его сохранять для будущих поколений.
Мы, педагоги, должны помнить, что музеи способствуют воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культуре и истории народа, природе своей страны. Поэтому необходимо стремиться развивать и пополнять музейные формирования дошкольных образовательных организаций, организовывать различные формы музейной педагогики со взрослыми и детьми.