Природа наш дом Горшкова

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

Конспект занятия

в технологии деятельностного метода  Л.Г. Петерсон «Ситуация»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа:  средняя группа (4-5 лет)

Тема: «Что такое природа?»

 

Горшкова Наталья Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ № 15

 

Цель: выявить отличие природных объектов от искусственных, созданных человеком.

Детская цель: помочь Маше узнать,  что такое «природа».

Материал: кукла Маша, мультимедийный проектор, экран для демонстрации слайдов, фонограмма, зонтик, чудесный мешочек, шишка, веточка, камень, ракушка, морская звезда, расчёска, зеркало, кисточка, карандаш, книжка, чашка.

 

Ход образовательной ситуации.

1.Введение.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель. Дети! У каждого человека есть свой дом. Но как только мы выходим из своего дома, мы оказываемся в другом доме – на природе. Природа – это дом для людей, животных, растений, птиц.

Стук в двери. Появляется кукла Маша.

Маша. Здравствуйте, дети! Я пришла к вам за помощью. Медведь подарил мне вот эту большую красивую шишку и сказал, что её создала природа. А что такое «природа», я не знаю. Помогите мне разобраться.

Воспитатель. Хотите помочь Маше?

-Сможете?

 

2.Актуализация.

Дидактические задачи: актуализировать знания о строении, разновидностях, значении дома, тренировать мыслительные операции, развивать мышление.

Дети садятся за столы.

Воспитатель. Давайте сначала вспомним, что есть у дома (стены, крыша, пол, двери, окна).

– Какие бывают дома? (деревянные, каменные, панельные, кирпичные, одноэтажные, многоэтажные).

–Для чего нужны дома? (чтобы жить).

– Кто строит дома? (человек).

Воспитатель. Молодцы!

 

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины, развивать речь.

Воспитатель. А Медведь вышел из своего дома и оказался в другом доме – на природе. Нашёл шишку и сказал Маше, что её создала природа. Объясните Маше, что такое «природа» (дети задумались, затрудняются).

- Смогли помочь Маше? (нет).

- Почему? (не знаем, что такое природа).

- Что нужно сделать, если что-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, узнать в Интернете, библиотеке, книге, энциклопедии, журнале, газете, придумать самому).

 

4. «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи: сформировать эмоциональное переживание радости открытия, развивать внимание.

Воспитатель. Вы, знаете, я  училась в школе и там нам рассказывали, что такое природа. Слушайте, я вам расскажу.

Дети садятся на стульчики. Рассказ воспитателя с показом мультимедийной презентации.

(слайд 1). Природа – это то, что существует без помощи человека, а не природа – это то, что сделано руками человека.                                                                                                              (слайд 2). Вот в природе есть солнце, а в своём доме человек придумал лампу.            (слайд 3). В природе есть дождь, а в нашем доме есть душ.                                              (слайд 4). В природе ветер, а в доме кондиционер.                                                                                            (слайд 5). В комнате есть пол, а в природе – земля.                                                                    (слайд 6). В природе трава, а в комнате ковёр.                                                                           (слайд 7). В комнате у нас потолок, а в природе – небо.                                                               (слайд 8). В доме – стены, а в природе – деревья, горы. Так, что слушай, Маша. Шишку создала природа. В лесу выросла большая ёлка, а на ней шишка. Этот подарок тебе от природы.

(слайд 9). Солнце, дождь, ветер, земля, трава, небо, деревья, горы -
 это всё относится к природе и сделано без помощи человека.

Воспитатель. Вы, запомнили, что такое природа? (да).

-  Назовите, что относится к природе? (солнышко, дождь, трава и т.д.)

- А капли дождя – это  природа? (да)

(слайд 10) Воспитатель. Дети, я предлагаю поиграть в игру «Солнышко и дождик» вместе с нашей гостьей Машей. По сигналу «Солнышко» вы будете двигаться под музыку, а по сигналу «Дождик» соберетесь под зонтик.

 Звучит фонограмма, дети и воспитатель играют. После игры садятся на стулья. 

Воспитатель. Дети, слушайте, дальше. Оказывается, человек многому научился у природы.

(слайд 11) Человек наблюдал за полётом птиц и придумал самолёты                                                                                                          (слайд 12) Увидел паутину и придумал нитки                                                                   (слайд 13) На основе комариных хоботков, человек придумал иглы у шприцов.                        (слайд 14) Наблюдал за образом жизни кротов и придумал  метро.                                (слайд 15) Зафиксировал поведение кита и изобрёл подводную лодку.                                                                       (слайд 16) Рассмотрел клешни рака и придумал ножницы.                                              (слайд 17) На основе гриба, человек изобрёл зонтик. И многому другому человек научился у природы.

 

 

 

 

 

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: развивать ассоциативную память, речь, активизировать словарь. (слайд 18)                                                                                       

Воспитатель. Дети, поиграем в игру «Доскажи словечко».

Правило игры: назвать правильное слово в предложении.

В природе солнце, а в доме…(лампа).

В природе дождь, а в доме…(душ).

В природе ветер, а в доме…(кондиционер).

В природе земля, а в доме…(пол).

В природе деревья, а в доме…(стены).

В природе небо, а в доме…(потолок).

В природе трава, а в доме…(ковёр).

Воспитатель. Молодцы! Правильно назвали слова. А теперь новая игра - «Будь внимательный».

Правило игры: запомнить пары слов, а затем назвать второе слово в каждой паре.

Птица - самолёт

Паутина - нитки

Комар - шприц

Крот - метро

Подводная лодка - кит

Клешни рака - ножницы

Зонтик - гриб

Паутина - …

Крот - …

Клешни рака - …

Птица - …

Комар - …

Подводная лодка - …

Зонтик - …

Воспитатель. Молодцы! Верно, всё сказали!  Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек».

Правило игры: отгадать, не доставая из мешочка, один предмет, назвать и определить, относится он к природе или к не природе.

Маша, а ты запомнила, что такое природа? (да, запомнила).

 

6.Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они узнали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

-  Кому мы сегодня помогали? (Маше).

-  Смогли мы помочь? (Да).

- Почему? (потому что узнали, что такое «природа», природа сделана без помощи человека).

-  Вы, сегодня все молодцы и Маша очень вам благодарна!

 

Презентация к занятию
Дата последнего обновления страницы 17.11.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения