Конспект занятия
в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон «Ситуация»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Тема: «Что такое природа?»
Горшкова Наталья Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ № 15
Цель: выявить отличие природных объектов от искусственных, созданных человеком.
Детская цель: помочь Маше узнать, что такое «природа».
Материал: кукла Маша, мультимедийный проектор, экран для демонстрации слайдов, фонограмма, зонтик, чудесный мешочек, шишка, веточка, камень, ракушка, морская звезда, расчёска, зеркало, кисточка, карандаш, книжка, чашка.
Ход образовательной ситуации.
1.Введение.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель. Дети! У каждого человека есть свой дом. Но как только мы выходим из своего дома, мы оказываемся в другом доме – на природе. Природа – это дом для людей, животных, растений, птиц.
Стук в двери. Появляется кукла Маша.
Маша. Здравствуйте, дети! Я пришла к вам за помощью. Медведь подарил мне вот эту большую красивую шишку и сказал, что её создала природа. А что такое «природа», я не знаю. Помогите мне разобраться.
Воспитатель. Хотите помочь Маше?
-Сможете?
2.Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать знания о строении, разновидностях, значении дома, тренировать мыслительные операции, развивать мышление.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Давайте сначала вспомним, что есть у дома (стены, крыша, пол, двери, окна).
– Какие бывают дома? (деревянные, каменные, панельные, кирпичные, одноэтажные, многоэтажные).
–Для чего нужны дома? (чтобы жить).
– Кто строит дома? (человек).
Воспитатель. Молодцы!
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины, развивать речь.
Воспитатель. А Медведь вышел из своего дома и оказался в другом доме – на природе. Нашёл шишку и сказал Маше, что её создала природа. Объясните Маше, что такое «природа» (дети задумались, затрудняются).
- Смогли помочь Маше? (нет).
- Почему? (не знаем, что такое природа).
- Что нужно сделать, если что-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, узнать в Интернете, библиотеке, книге, энциклопедии, журнале, газете, придумать самому).
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи: сформировать эмоциональное переживание радости открытия, развивать внимание.
Воспитатель. Вы, знаете, я училась в школе и там нам рассказывали, что такое природа. Слушайте, я вам расскажу.
Дети садятся на стульчики. Рассказ воспитателя с показом мультимедийной презентации.
(слайд 1). Природа – это то, что существует без помощи человека, а не природа – это то, что сделано руками человека. (слайд 2). Вот в природе есть солнце, а в своём доме человек придумал лампу. (слайд 3). В природе есть дождь, а в нашем доме есть душ. (слайд 4). В природе ветер, а в доме кондиционер. (слайд 5). В комнате есть пол, а в природе – земля. (слайд 6). В природе трава, а в комнате ковёр. (слайд 7). В комнате у нас потолок, а в природе – небо. (слайд 8). В доме – стены, а в природе – деревья, горы. Так, что слушай, Маша. Шишку создала природа. В лесу выросла большая ёлка, а на ней шишка. Этот подарок тебе от природы.
(слайд 9). Солнце, дождь, ветер, земля, трава, небо, деревья, горы -
это всё относится к природе и сделано без помощи человека.
Воспитатель. Вы, запомнили, что такое природа? (да).
- Назовите, что относится к природе? (солнышко, дождь, трава и т.д.)
- А капли дождя – это природа? (да)
(слайд 10) Воспитатель. Дети, я предлагаю поиграть в игру «Солнышко и дождик» вместе с нашей гостьей Машей. По сигналу «Солнышко» вы будете двигаться под музыку, а по сигналу «Дождик» соберетесь под зонтик.
Звучит фонограмма, дети и воспитатель играют. После игры садятся на стулья.
Воспитатель. Дети, слушайте, дальше. Оказывается, человек многому научился у природы.
(слайд 11) Человек наблюдал за полётом птиц и придумал самолёты (слайд 12) Увидел паутину и придумал нитки (слайд 13) На основе комариных хоботков, человек придумал иглы у шприцов. (слайд 14) Наблюдал за образом жизни кротов и придумал метро. (слайд 15) Зафиксировал поведение кита и изобрёл подводную лодку. (слайд 16) Рассмотрел клешни рака и придумал ножницы. (слайд 17) На основе гриба, человек изобрёл зонтик. И многому другому человек научился у природы.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: развивать ассоциативную память, речь, активизировать словарь. (слайд 18)
Воспитатель. Дети, поиграем в игру «Доскажи словечко».
Правило игры: назвать правильное слово в предложении.
В природе солнце, а в доме…(лампа).
В природе дождь, а в доме…(душ).
В природе ветер, а в доме…(кондиционер).
В природе земля, а в доме…(пол).
В природе деревья, а в доме…(стены).
В природе небо, а в доме…(потолок).
В природе трава, а в доме…(ковёр).
Воспитатель. Молодцы! Правильно назвали слова. А теперь новая игра - «Будь внимательный».
Правило игры: запомнить пары слов, а затем назвать второе слово в каждой паре.
Птица - самолёт
Паутина - нитки
Комар - шприц
Крот - метро
Подводная лодка - кит
Клешни рака - ножницы
Зонтик - гриб
Паутина - …
Крот - …
Клешни рака - …
Птица - …
Комар - …
Подводная лодка - …
Зонтик - …
Воспитатель. Молодцы! Верно, всё сказали! Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек».
Правило игры: отгадать, не доставая из мешочка, один предмет, назвать и определить, относится он к природе или к не природе.
Маша, а ты запомнила, что такое природа? (да, запомнила).
6.Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они узнали, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кому мы сегодня помогали? (Маше).
- Смогли мы помочь? (Да).
- Почему? (потому что узнали, что такое «природа», природа сделана без помощи человека).
- Вы, сегодня все молодцы и Маша очень вам благодарна!
Презентация к занятию