КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе для детей с ОНР
на тему «Подарок для Слоненка» (рисование)
Рубенко Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ№15
Задачи:
1. Продолжать знакомить с нетрадиционными методами рисования: с помощью ватных палочек; закреплять умение ритмично располагать элементы рисунка, аккуратно прорисовывать декоративные элементы.
2. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, упражнять в употреблении прилагательных жен. и муж. рода, ед. и мн. числа, в составлении предложения с предлогом «на».
3. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающего мира; воображение, интерес к творческой деятельности.
4. Воспитывать любовь к прекрасному, желание помогать герою.
Предварительная работа: рассматривание снежинок, конструирование снежинок из полосок фетра.
Оборудование: дно цветных пластиковых бутылок, гуашь белая, стаканчики с водой, салфетки, ватные палочки, рукавички – снежинки, фонограмма, компьютер, мультимедийная презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, улыбнитесь, скажите друг другу «Доброе утро»
Воспитатель: Отгадайте мою загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. Какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Действительно. Назовите зимние приметы.
Дети: зимой на улице холодно, лежит снег, дует холодный ветер, наступила полярная ночь, птицы улетели в теплые края, некоторые животные в зимней спячке.
Воспитатель: Мы с вами тоже подготовились к зиме. Надели свои теплые шубы, шапки, комбинезоны, сапоги.
Воспитатель: Дети, скажите: зима, какая?
Дети: холодная, белая, морозная, студёная, ледяная, снежная, вьюжная…
Воспитатель: Молодцы, много слов подобрали.
- Скажите, чем зимой покрыта земля?
Дети: Зимой землю покрыта снегом.
Воспитатель: Снег зимой какой?
Дети: белый, легкий, пушистый, холодный, искристый, серебристый, парящий.
Воспитатель: Из чего состоит снег?
Дети: Снег состоит из снежинок.
Воспитатель: Подберите определения к слову «снежинка». Подумайте и скажите, снежинки, какие? (подбор прилагательных).
Дети: белые, красивые, легкие, нежные, серебристые, кружевные, вырезные, танцующие, парящие, холодные, хрустальные, хрупкие ...
Воспитатель: Ждали зиму мы давно
Все смотрели мы в окно
Наконец она пришла
Здравствуй, Зимушка-зима
Всюду снег на ветках пышный
Ветерка почти не слышно
Словно легкие пушинки
В танцах кружатся снежинки.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, куда падают снежинки?
Дети: Снежинки падают на крышу дома; снежинки падают на реку, снежинки падают на тропинку; на елку, на дерево, на кусты, на мост…
Воспитатель: Подумайте, пожалуйста, и скажите: из чего образуются снежинки?
Дети: Снежинки образуются из воды.
Воспитатель: А вы знаете, откуда они берутся? (Ответы).
Воспитатель: Из морей, океанов, рек и озер постоянно испаряется вода. Легкий пар поднимается вверх высоко над землей, там всегда очень холодно, особенно зимой, там капельки воды замерзают и превращаются в маленькие кристаллики – снежинки. Расскажи, пожалуйста, Денис, стихотворение о снежинке.
Дети: Снежинки танцуют, летают, кружатся,
На солнце в морозный денек серебрятся.
Ажурные платья, резные косынки.
Волшебное зимнее чудо – снежинки.
2. Введение в ситуацию
Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, дети. Я – снежинка. У меня есть друг - Слоненок. Он живет в Африке и никогда не видел снега. Мне очень хочется показать ему, как выглядят мои подружки – снежинки, какие они красивые. Помогите мне, нарисуйте их, пожалуйста».
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, чем можно нарисовать снежинки?
Дети: снежинку можно нарисовать простым карандашом, мелом, зубной пастой, цветными карандашами…
Воспитатель: Дети, вы рисовали когда-нибудь ватной палочкой? Хотите попробовать? (воспитатель показывает детям ватные палочки)
Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать ватной палочкой.
- На чем можно нарисовать снежинку для Слоненка?
Дети: Нарисовать снежинку можно на белой бумаге, на окне, на зеркале, на стене, на пластилине…
Воспитатель: Правильно, рисовать можно на разных материалах, чем они необычнее, тем интересней получается рисунок.
- Сегодня я предлагаю вам нарисовать снежинку на донышке пластиковой бутылки (воспитатель показывает детям донышки, вырезанные из пластиковых бутылок).
- Когда разрисуем эту заготовку, у нас получится вот такая снежинка (показ образца).
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять заготовку с подноса на столе.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к своим стульчикам, сядьте за столы. (Указания на соблюдение правильной осанки).
Воспитатель: Мы с вами уже рассматривали много снежинок и знаем, что каждая из них по-своему красива, потому что имеет неповторимый рисунок. Чтобы нарисовать снежинку, надо поставить точку посередине заготовки и провести линии-лучи прямо по бугоркам. (Показ)
Воспитатель: Какими декоративными элементами можно украсить лучики снежинок? (Линиями, точками, кругами, дугами)
Предлагаются варианты образцов.
3. Изобразительная деятельность.
Воспитатель: Вы уже знаете, что рисунок на всех лучах снежинки одинаковый, поэтому придумайте и нарисуйте узор сначала на одном луче, а потом повторите его на всех остальных лучиках.
Дети рисуют снежинки, звучит спокойная музыка.
Воспитатель дает указания по ходу рисования:
- Держите кисть руки на весу, не прижимая к донышку.
- Вытирайте лишнюю краску о край розетки.
- Одинаково украшайте все лучики.
- Следите за осанкой.
После завершения работы воспитатель хвалит детей и благодарит
за старание.
Воспитатель: Снежинки получились очень красивые. У Юлиной снежинки ровные лучики, у Катиной снежинки очень аккуратные кружочки и дуги. Лера нарисовала свою снежинку очень тонкими линиями. У Вити очень сложный узор на снежинке……
4. Динамическая пауза. Музыкальная импровизация «Снежинки».
Воспитатель: Пока ваши нарисованные снежинки сохнут, мы поиграем.
Воспитатель: Сейчас на поляну я вас приглашаю
И в белых снежинок я вас превращаю.
- Возьмите, пожалуйста, снежинки, наденьте их на руки и повторяйте движения за мной.
Дети имитируют танец снежинок, надев на ладошки бумажные рукавички – снежинки. После окончания танца дети складывают снежинки в «сугроб»
Воспитатель: У вас получился очень красивый, нежный, снежный танец.
Воспитатель приглашает детей взять нарисованные снежинки.
6. Итог занятия.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие красивые снежинки у вас получились.
- Для кого вы их рисовали?
- Вы смогли повторить одинаковый узор на всех лучиках снежинки?
- Подойдите ко мне и положите снежинки в коробку. Эту посылку мы отнесем на почту и отправим в далекую Африку. Теперь Слоненок обязательно узнает, как выглядят снежинки. Они ему очень понравятся, и Слоненок с ними подружится.
Воспитатель: Посмотрите, наш сугроб стал больше… В чем дело?
- Это наша подружка – снежинка в благодарность за помощь приготовила вам подарки.
Воспитатель достает коробку с подарками для детей.