Гончарова конспект

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

Конспект занятия по познавательному развитию

(ознакомление с окружающим миром)

«Весеннее приключение»

в старшей группе

Воспитатель:  Гончарова Ж. В.

 

 

 

Цель: воспитание интереса к окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе закрепления представлений о весне.

Задачи:

Образовательные: · закрепить представления о признаках весны; · закрепить названия зимних и весенних месяцев; · закрепить умение образовывать существительные с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов; · познакомить с первыми весенними цветами, их особенностями.

Развивающие: · развивать логическое мышление, внимание, воображение; · развивать аккуратность, умение вырезать, мелкую моторику; · развивать быстроту реакции. Воспитательные: · воспитывать любовь к природе.

Педагогические технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.

Оборудование: музыкальная портативная колонка, снежинка, скворец, записка, шаблон «Весенняя поляна», коробочка с карточками с изображением первоцветов, желтая цветная бумага, шаблоны – круги, ножницы, клей, влажные салфетки.

Ход занятия Воспитатель собирает детей в круг, приветствует их. Воспитатель: Доброе утро, девочки и мальчики! Как ваше настроение? Покажите мне свои, ладошки, если оно хорошее! А с теми, у кого оно плохое, я поделись своим!

Доброе утро, весеннее солнце и птицы!

Доброе утро, улыбчивые и милые лица!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

(Закончив ритуал приветствия, воспитатель приглашает детей занять места на стульчиках, раздается шум вьюги и тут же умолкает)

Воспитатель: Дети, что это? (Ответы детей) Верно, будто вьюга разбушевалась… Кто мне скажет, какой месяц на дворе? (апрель) Может быть вьюга в апреле? (нет) Наверное, нам показалось! (вновь раздается звук, уже громче, включается звукозапись голоса Зимы) Зима: Не правильно вы говорите! Может быть в апреле вьюга! Не хочу я отдыхать, хочу снова стужу в город запускать! Весна в темнице таится, удастся теперь мне порезвиться! (смеется)

 

Воспитатель: Как же так! Неужели это ты, Зима?! (осматривается) Нет ответа… Кажется, уже холодать стало, вы заметили? Ой, и снежинки появились! (достает из-за ушка у ребенка маленькую заранее подготовленную снежинку)

Как же нам Весну обратно вернуть…? (слышится стук, воспитатель обращает внимание детей на прикрепленного к окну скворца с запиской)

Воспитатель: Ой, это же скворец! Смотрите, у него записка! Давайте прочтем!

Ребята, помогите!

Чары зимние прогоните!

Таюсь в темнице я 3 дня,

6 замков охраняют меня.

Они сами раскроются, друзья,

если вы выполните эти задания!

Весна

(в записку включены задания, дети их выполняют)

Дети, хотите помочь весне? (Ответы детей) Тогда слушайте внимательно первое задание. Скажите, сколько всего в году месяцев? (Ответы детей) Назовите только весенние месяцы. Какой месяц сейчас? (Ответы детей) Какой был до …? (Ответы детей) А какой придет следом за…? (Ответы детей) Весна приготовила для нас второе задание: Вспомните и назовите признаки ранней весны. (Ответы детей) А признаки поздней весны вы знаете? (Ответы детей)

Третье задание называется «Найди лишнее слово».

Слушайте внимательно и назовите лишнее слово:

·                 зима, стужа, вьюга, сосульки;

·                 цветы, почки, снежинки, трава;

·                 одуванчик, морозник, елка, пион;

·                 снегирь, грач, скворец, ласточка.

Молодцы! А сейчас нам предстоит выполнить 4 задание, которое называется «Скажи ласково». Дети, назовите, что услышите ласково: ручей, проталина, облако, солнце, цветок, луч, птица, птенец, гнездо и т.д. Весна предлагает нам немного поиграть и выполнить 5 задание. Слушайте внимательно, если слово весеннее услышите, хлопните в ладоши. Январь, 8 марта, май, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, снеговик, ручьи, новый год, вьюга, проталина, стужа, март, снегири, почки, метель, сугробы, скворечник, подснежники.

 

Дети, вот мы и добрались до последнего задания, которое называется «Скажи наоборот». Готовы его выполнить? (Ответы детей)

Зимой холодно, а весной…(тепло).

Зимой по утрам на улице темно, а весной …(светло).

Зимой солнце тусклое, а весной …(яркое).

Зимой песни у птиц грустные, а весной …(весёлые).

Зимой лёд на реке толстый, а весной …(тонкий).

Зимой снег лёгкий, а весной …(тяжёлый).

Зимой снег чистый, а весной …(грязный).

Зимой день короткий, а весной …(длинный).

На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной… (возвращаются).

(включается музыкальное сопровождение, выходит взрослый или ребенок в костюме Весны, можно заменить на голосовой файл)

Весна: Спасибо, дети, что освободили вы меня! Но первоцветы мои, к сожалению, от Зимы пострадали, в лед превратились! Отогрейте их, милые, прошу!

Весна передает коробочку с карточками, на одной стороне которых изображена льдинка, а на другой – фото первоцвета, уходит; воспитатель демонстрирует детям сторону с льдинкой и предлагает отогреть цветы, выполнить физкультурную минутку:

Мы мороза не боимся, (шагают на месте)

Можем от него отгородится (хлопают в ладоши).

Подойдет к нам вдруг мороз (приседают),

Тронет руку, тронет нос (показывают на руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопают в ладоши),

Прыгать, бегать и играть (прыгают на месте).

Воспитатель: Кажется, мороз и отступил! Дети, вы знаете какие цветы называют первоцветами? (ответы детей) Ах, да! Это первые цветы! Давайте посмотрим, не отогрелись ли наши цветочки? Воспитатель последовательно демонстрирует детям изображение первоцветов и рассказывает о каждом.

Воспитатель: Этот цветок известен каждому. О нем говорится в сказке Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнили, как он называется? А что вы знаете о нем?  (Ответы детей). 

Подснежники первыми показывают свои хрупкие головки из-под снега. Посмотрите на фотографию, это необычайно нежные растения с небольшой белой головкой-колокольчиком, невысоким стеблем и длинными узкими зелеными листьями. Эти цветы находятся под защитой государства и занесены в Красную книгу. Собирать их запрещено.

А этот цветок (воспитатель обращает внимание детей на следующее изображение)  называется -  пролеска. Правда, похож на подснежник? Но это лишь на первый взгляд. Посмотрите, в отличии от подснежника, на его стебле имеется по 2 – 4 цветочка. Пролеска бывает 3 цветов: синего, белого и розового.

Эти чудесные цветы (демонстрация изображения) - крокусы. Они имеют и второе название – шафран. Интересно, что из пыльцы этих цветов раньше делали желтую краску. В природе встречается несколько видов крокусов: желтые, фиолетовые и белые.

А этот цветок (демонстрация изображения) называется - морозник. Его народное название «рождественская роза». В давние времена люди часто высаживали его у своих домов. Эти цветы бывают разного цвета: белые, бордовые, желтоватые, красные и т.д.

Дети, как называется цветок, изображенный на картинке? (ответы детей) Верно, это мать - и - мачеха. А знаете ли вы, почему цветок получил такое название? (дети высказывают предположения) Все дело в том, что нижняя часть их листьев покрыта мягкими белыми волосками. Люди сравнивали их с прикосновениями ласковой мамочки. А верхняя часть листа – гладкая и холодная. И ее сравнивали со злой мачехой. Так и прозвали цветок мать-и-мачеха. Кстати, это растение является лекарственным. Его используют при лечении кашля. Воспитатель: Дети, весенние цветы украшают полянки и проталины, предлагаю создать весеннюю полянку в группе и украсить её одуванчиками. Хотите? Воспитатель приглашает детей пройти за столы, воспитатель предлагает размять пальчики при помощи кинезиологической гимнастики «Колечко», демонстрирует показ образца выполнения работы: Вырезаем круг из желтой бумаги (по шаблону). Складываем пополам 2 раза. Держа за уголок, аккуратно надрезаем. А теперь развернем – какие чудесные цветочки у нас получились! Давайте высадим их на полянку. (выполняется коллективная аппликация на заранее подготовленное поле

Воспитатель: Дети, вот так приключение сегодня произошло! Мы ведь чудом избежали возвращения Зимы! А все, благодаря вашим знаниям!

Я очень горжусь вами!

Скажите, какие задания вам показались самыми сложными?

А самыми легкими?

Что нового вы узнали?

Названия каких первоцветов вы запомнили?

Дети, давайте радоваться возвращению Весны, пора собираться на прогулку!

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения