Кабрина Т.В. Консультация

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

Знакомим ребёнка с жанрами живописи

( консультация для родителей и педагогов)

 

Кабрина Татьяна Валентиновна,

воспитатель МАДОУ № 62

 

Чтобы ребенка было интересно на экскурсиях в музее или в галерее, необходимо привить ему любовь к искусству еще с детства. Рекомендуется начинать изучение различных жанров живописи с 3-4 лет, начиная с самых простых: натюрмортов, пейзажей, портретов, мифологических и анималистических сюжетов.

 Важно рассказывать ребенку о главных особенностях каждого жанра и то, что изображается на картинах. Проводите жанровые выставки, изучайте картины в книгах, а также пробуйте рисовать или создавать аппликации в различных жанрах. Компонуйте жанровые картины из доступных предметов, например, портреты из болтов и гаек, натюрморты из игрушек, пейзажи из фруктов и овощей, и так далее.

После первого знакомства с жанрами можно играть в игры. Попросите ребенка назвать жанр картины по ее описанию. Например, "на картинах этого жанра часто изображена природа, деревья, море или океан" (пейзаж). Или "на картинах этого жанра ты найдешь ягоды и фрукты, встречаются вазы и тарелки" (натюрморт). Также можно объяснить, что портреты помогают нам узнавать, как одевались люди в прошлые времена, чем занимались или чем увлекались. Картинки в анималистическом жанре позволяют нам увидеть животных и птиц, и понять они выглядят и чувствуют себя.

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

 

1. Портрет. Здесь можно обратить внимание малыша на то, как художник написал: позу; движение и положение головы; лицо (мимика глаз, губ); руки; одежду; фон.

Например, знакомя детей с картиной В.А. Тропинина «Девочка с куклой», можно составить  такой небольшой рассказ: «Эту картину под названием «Девочка с куклой» написал художник Василий Андреевич Тропинин. Добрый и отзывчивый, Тропинин первый из русских художников создал так много детских портретов. Он изображал детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами. На картине художник показал прекрасную маленькую девочку, в руках у которой кукла, а на заднем фоне виднеются остальные игрушки прекрасной малышки. Смотря на эту картину, на лице появляется улыбка от того, насколько это произведение теплое, живое и лучезарное. Мы можем наслаждаться прекрасной и милой сценой, во время которой проявляется характер ребенка. Выражение её лица задумчиво и умиротворенно. Интересно, о чём она думает сейчас? Может, представляет, каким он будет, когда вырастет? Давай пофантазируем вместе!»

 

2. Натюрморт. Говоря о натюрморте стоит отметить следующее: содержание (что мы видим); эпоху (в какое время люди пользовались такими столовыми приборами и посудой); выразительные средства и манера письма художника (крупные мазки, детализация изображения); напомнить, что картина создана просто для любования.

Рассказывая о натюрморте, следует говорить эмоционально, максимально привлекая внимание малыша: «Название картины Петра Петровича Кончаловского  «Клубника». Как любопытно художник расположил ягодки клубники: на белую тарелочку положил зеленые листочки, а на них - много красных, спелых ягод. Тарелка с горкой ягод здесь самая главная; а рядом, прямо на столе, зеленые листочки и в их центре еще несколько красных ягод. Красные ягоды и зеленые листья смотрятся очень нарядно. Ближе к нам, у края стола, лежит веточка с несколькими ягодками. Весь натюрморт смотрится очень празднично, ярко, так и хочется положить ароматную ягодку в рот»

3. Жанровая картина. Здесь стоит рассказать: о чём картина (что мы видим); кто герои картины, что они чувствуют и как они выражают свое состояние (через позу, выражение лица, одежду и так далее); средства выразительности и взаимосвязь компонентов композиции; идея, загадка картины.

Это произведение можно описать ребёнку так: «Картину написал советский художник Николай Николаевич Жуков. На этой картине художник изобразил пушистую новогоднюю ёлку, которая стала главной героиней сюжета. Лесную красавицу нарядно украсили и установили в гостиной, что можно понять из названия произведения.

Присмотревшись к ёлке, можно заметить, что на ней в изобилии висят флажки, причём на всех из них можно прочитать имена. Это сейчас мы наряжаем елку готовыми  игрушками, купленным в магазине, а раньше игрушки делали своими руками. Ах, как же это было радостно вместе с мамой, бабушкой создавать такие игрушки. А ещё подвешивали за нитки конфеты, яблоки, а потом в сам праздник разрешали их срезать. Скорее всего, елку наряжали члены большой семьи, готовясь к празднику.

Рождественская елка в живописи – это символ праздника, она является неотъемлемой частью рождественской традиции и приносит радость и веселье в каждый дом. Великолепная картина с изображением елки, украшенной яркими огнями, игрушками, погружают нас в атмосферу волшебства и сказки. Нарядная ёлка – это не только отражение праздника, но и символ надежды и счастья»

 

Чтобы ребенок лучше усвоил различные жанры, можно провести с ним занимательные игры и занятия:

1.      Рисуем схемы. Нарисуйте на бумаге простую схему одного из жанров, попросите ребенка определить, какой жанр вы изобразили.

                            

2.      «Какой предмет объединил картины». Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет. Например, корзина — и в натюрморте, и в пейзаже; ковер — и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Попросите малыша найти его. Задайте вопрос, в каких жанрах живописи использовали его художники?

   

 

3.      «Говорящие предметы»  Вместе с ребенком определяем некоторое количество предметов на репродукции натюрморта. Предлагаем выбрать ребенку понравившийся предмет и превратиться в него. Когда роли распределены, взрослый говорит: «Сейчас картина оживает и предметы начинают разговаривать друг с другом …..»

4.      «Я художник» Дайте ребенку альбомный лист с наклеенным фрагментом  картины. Предложите дорисовать картину, так, как будто её рисует настоящий художник.

 

5.      «Четвертый лишний»  Подготовьте карточки с репродукциями с различными жанрами. Расположите перед ребенком четыре картинки в ряд, три из которых будут изображать один жанр, и одна картинка другой.

   

   

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения