Нестерова А.И

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

Нестерова А.И., учитель-логопед ДОО №15

 

 

 

Конспект

 лексико-грамматического подгруппового

 логопедического занятия с использованием

 развивающего пособия  «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича

 

Тема: «Притяжательные прилагательные»

 Нестерова А.И, учитель-логопед ДОО № 15

 

Аннотация к конспекту

 

Конспект логопедического занятия включает задания на развитие мышления, речевой активности, лексико-грамматического строя и связной речи детей с ОНР, способствующие закреплению речевой материал по теме «Дикие животные» с помощью адаптированного развивающего пособия В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».

Коррекционно-развивающий потенциал занятия позволяет эффективно решать проблемы устранения лексико-грамматических нарушений детей за счет включения образовательных задач в содержание игры, использования наглядности, образности, а также повторяемости речевого материала, динамичности и моторной активности детей. Крепление фигур и деталей пособия на липучках способствует развитию мелкой моторики рук детей в процессе практической деятельности с дидактическим материалом.  

К конспекту разработана мультимедийная презентация в программе PowerPoint, иллюстрирующая игровой сюжет занятия.

Предложенный материал может быть использован для развития речи ребёнка педагогами, как в логопедических, так и в общеобразовательных группах ДОО.  

 

 

 

 

 

Тема: Притяжательные прилагательные

 

Цель: Образование и употребление притяжательных прилагательных.

 

Задачи:

1.       Закрепить навык образования притяжательных прилагательных от существительных и включение их в предложения.

2.       Закрепить у детей правильное употребление предлогов В, НА, ПОД.

3.       Совершенствовать навыки составления связного рассказа по сюжетной картине.

4.       Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, логическое мышление.

5.       Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям; самоконтроль за речью.

6.   Воспитывать сопереживание, желание прийти на помощь персонажам; побуждать к сотрудничеству в коллективном выполнении заданий.

 

Тип занятия: повторение и закрепление знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, фотоальбом для Деда Мороза, коврограф В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», фигурки диких животных и их детенышей из фетра на липучках, сугробы из фетра.

Возрастная категория: дети 5-6 лет.

 

 

Ход занятия

 

 

Дети встают в круг рядом с педагогом.

1. Орг. момент

 

Логопед: Я очень рада видеть вас, дети. Какие у вас красивые и милые улыбки! Замечательно, когда все вокруг счастливы.

Слайд 2.

Логопед: Я бы очень хотела порадовать своего старинного друга – Деда Мороза. Скоро у него День рождения и я подготовила ему в подарок фотоальбом с изображениями животных наших лесов. Но с фотографиями что-то случилось, и они обесцветились. Их нужно восстановить.

- Вы поможете мне сделать подарок к Дню рождения Деда Мороза?  

 

2. Сообщение темы.

Логопед:  Сегодня мы с вами  отправимся в волшебный лес, чтобы сделать фотографии в альбом для Деда Мороза. Вы узнаете много нового и интересного. Чтобы заменить испортившиеся фотографии на новые, вам  нужно ответить на вопросы «Чьи?, Чье?, Чья?».

-Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? Справитесь?

3. Образование притяжательных прилагательных от существительных и включение их в предложение.

 

Слайд 3.       На экране обесцвеченное изображение зверей и их следов.

На полу разложены «следы» зверей, которые ведут к коврографу.

Логопед:  Посмотрите! Что это? (Следы)

Логопед:  А вы знаете, чьи это следы? (Ответы детей).

Логопед: Сами животные нам помогут догадаться, чьи это следы.

Дети с логопедом идут по следам на полу и подходят к коврографу.

На коврографе следы продолжаются и ведут к каждому  из  животных.   Из-за пенька торчит лисий хвост.

Логопед: Чей это хвост?

Дети. Это лисий хвост.

Логопед: По чьим следам мы шли?

Дети: Мы шли по лисьим следам.

 Дети находят по следам зайца, волка, белку, открепляют следы зверей от коврографа и отдают их педагогу.

Логопед: Чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу?

Дети: Медвежьи следы.

Логопед: Почему? (Дети дают свои объяснения.)

Логопед: Мы с вами распознали все следы и нашли их обладателей.

Логопед: Вот и первое фото проявилось в нашем альбоме для Деда Мороза. Слайд 4. На экране проявляется страничка из фотоальбома – на ней животные и их следы.

 

4. Употребление в речи предлога В с притяжательными прилагательными.

 

Слайд 5.      На экране обесцвеченное изображение зверей и их жилищ.

 

Логопед. Звери играли в прятки и перепутали жилища. Посмотрите внимательно на коврограф и скажите, все ли животные оказались в своем жилище? (Дети рассматривают положение зверей на коврографе).

Логопед. В чьем дупле сидит лиса?

Дети: Лиса сидит в беличьем дупле.

Логопед: В чью нору надо отправить лису?

Дети: Лису надо отправить в лисью нору.

Логопед: В чьей норе спит медведь?

Дети: В лисьей норе спит медведь.

Логопед: Куда ты отправишь медведя?

Дети: Я отправлю медведя в медвежью берлогу. (И т.д.)

Дети открепляют фигурки зверей (все части на липучках)  

  и  перемещают каждого к своему жилищу, исправляя ошибки

на коврографе.

Логопед: Молодцы, дети! Справились с трудным заданием и помогли животным найти свой дом.

 Слайд 6. На экране проявляется следующая страничка из фотоальбома.  

 

Логопед: Дети, Дед Мороз переживает,  как же будут зимовать звери в такую стужу. Нужно проявить фотографии жилищ зверей, чтобы Дед Мороз не волновался. Расскажите,  где перезимует каждый из зверей.

Слайд 7.      На экране обесцвеченное изображение зверей в  их жилищах.

 

5.                Составление предложений с предлогами В, НА, ПОД.

 

Логопед: Дети, скажите, где будет зимовать белка? Отвечай полным предложением! (Белка будет зимовать в дупле.)

Логопед: Где будет зимовать заяц?

       Где будет зимовать лось?

       Где будет зимовать лиса?

       Где будет зимовать медведь?

       Где будет зимовать волк?

Дети: Заяц зимует под кустом, лось будет зимовать в лесу, лиса в норе, медведь в берлоге, волк в логове.

Логопед: Вот, молодцы, все знаете про зверей наших лесов!

Еще один снимок для Деда Мороза проявился.

Слайд 8.  На экране ярко проявляется страничка из фотоальбома – на ней животные в их жилищах.

Логопед: Скоро вы порадуете Деда Мороза фотоснимками животных и их жилищ.

 

6.       Физминутка.

Логопед: Дети, посмотрите на волшебный экран. Лесные жители приготовили для вас танцевальную разминку. Встаньте свободно и выполняйте движения вместе с ними.

Дети повторяют танцевальные движения.

 

7.     Словообразование притяжательных прилагательных от существительных и употребление их в предложении.

 

Слайд 9.      На экране обесцвеченное изображение зверей.

 

Логопед: Дети, посмотрите, заяц танцевал-танцевал и спрятался под куст (на коврографе) , а уши торчат. Это уши зайца, они чьи? (Дети: Это заячьи уши).

Логопед обращает внимание детей на то, как называются части тела у животных.  Даются соответствующие образцы.

Логопед: Лиса спряталась в нору, а морда лисы торчит. Это морда лисы, она чья?

Дети: Это лисья морда.

Логопед: Это хвост белки, он чей?

Дети: Это беличий хвост

Логопед: Это ухо медведя, оно чье? И т.д.

Дети: Это медвежье ухо  

Дети хором и индивидуально повторяют предложения: 

“Это медвежье ухо, беличий хвост ” и т. д.

Слайд 10.  На экране проявляется страничка из фотоальбома с изображением диких животных.

Логопед: И следующая фотография для фотоальбома проявилась.

 

8. Закрепление образования и употребление родительного падежа существительных.

 

Слайд 11.      На экране обесцвеченное изображение зверей и их детенышей.

На коврографе за большим сугробом спрятаны детеныши диких животных: зайчонок, бельчонок, медвежонок, лисенок, волчонок (фигурки все на липучках).

Логопед: Детёныши зверей играли в волшебном лесу и захотели к своим мамам. Помогите детенышам найти свои семьи.

Логопед: Кто у зайчихи?

Дети: У зайчихи зайчонок (Прикрепляют фигурку детеныша рядом с зайчихой).

Логопед: Чей это детеныш?

Дети: Это заячий детеныш. (И т.д.)

Дети перемещают фигурки всех детёнышей к их мамам.

Логопед: Дети, спасибо вам, что проводили всех детенышей к их мамам.

Логопед: Еще одно фото в альбоме для Деда Мороза проявилось

Слайд 12. На экране проявляется страничка из фотоальбома – на ней животные и их детеныши.

 

9. Закрепление образования  притяжательных прилагательных с суффиксом -Й- от названия животных и употребление их в предложении.

 

Слайд 13.      На экране обесцвеченное изображение зверей.

 

Логопед: Дети, вы так много знаете о диких животных, а как вы думаете, животные умеют хвалиться (гордиться собой)?

Дети: Да, конечно.

Логопед: Вот как гордится своим хвостом барсук: Лучше всех, мой хвост – барсучий.

Логопед: А что ему ответит лиса? (заяц, медведь, волк, белка).

Дети: Лучше всех, мой хвост – лисий (заячий, волчий, беличий).

Логопед: Посмотрите, у нас в альбоме появилась еще одна фотография

 

Слайд 14.  На экране проявляется страничка из фотоальбома  – на ней дикие животные.

 

10. Образование и применение в предложении сравнительной степени притяжательных прилагательных.

 

 

Логопед: Как вы считаете, чья шуба красивее? Чей хвост длиннее? Чьи уши длиннее? (теплее, короче…).

Дети: Я думаю, что красивее хвост лисий.

Дети: А я думаю, что длиннее хвост волчий.

Дети: А я думаю, что  пушистее всех хвост беличий.

Логопед: Как вы считаете, чья шуба красивее?

Дети: Я думаю, что красивее шуба лисья.

Дети: А я думаю, что красивее шуба волчья.

Дети: А я думаю, что  красивее шуба беличья. И т.д.

Логопед: Какие интересные и разные мнения у вас,  дети.

 

11. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимовье зверей»

 

Слайд 15.  На экране общая фотография леса: как звери подготовились к зиме.

Логопед: Дети, посмотрите на экран и вспомните, кто из зверей где будет зимовать.

Составьте рассказ о том, как звери  подготовились к зимовке.

Рассказ по цепочке.

Дети: Медведь нашел себе берлогу и лег спать на всю зиму.

Дети: Лиса вырыла себе нору и будет зимовать в норе.

Дети: Заяц поменял шубку с серой на белую и всю зиму будет прятаться в лесу от диких животных.

Дети: Белка нашла себе дупло, в котором переждет зиму.

Дети: Волк вырыл себе логово, в котором перезимует.

Предлагает составить рассказ нескольким детям.

Логопед: Молодцы, дети! Вы очень много знаете о диких животных.

Наконец фотоальбом в подарок Деду Морозу готов! Спасибо вам за помощь! Вы выполнили все задания и смогли восстановить фотографии животных наших лесов.

Под музыкальный сигнал из-за доски логопед достает фотоальбом. В нём фото всех картинок, которые  были на экране. Показывает альбом детям.

 

12. Итог занятия:

Логопед: Дети, что вам понравилось больше всего в волшебном лесу? Что показалось трудным? (ответы детей)

Логопед: Дед Мороз будет очень рад вашему подарку.

Он тоже прислал вам небольшие сувениры и хочет поздравить вас с наступающим Новым Годом.

Достает большое письмо от Деда Мороза, внутри которого открытки с маленькими шоколадками в виде кусочков торта, раздает детям.

 

Презентация к конспекту

 

Дата последнего обновления страницы 24.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения