Конспект
лексико-грамматического подгруппового
логопедического занятия с использованием
развивающего пособия «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича
Тема: «Притяжательные прилагательные»
Нестерова А.И, учитель-логопед ДОО № 15
Аннотация к конспекту
Конспект логопедического занятия включает задания на развитие мышления, речевой активности, лексико-грамматического строя и связной речи детей с ОНР, способствующие закреплению речевой материал по теме «Дикие животные» с помощью адаптированного развивающего пособия В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
Коррекционно-развивающий потенциал занятия позволяет эффективно решать проблемы устранения лексико-грамматических нарушений детей за счет включения образовательных задач в содержание игры, использования наглядности, образности, а также повторяемости речевого материала, динамичности и моторной активности детей. Крепление фигур и деталей пособия на липучках способствует развитию мелкой моторики рук детей в процессе практической деятельности с дидактическим материалом.
К конспекту разработана мультимедийная презентация в программе PowerPoint, иллюстрирующая игровой сюжет занятия.
Предложенный материал может быть использован для развития речи ребёнка педагогами, как в логопедических, так и в общеобразовательных группах ДОО.
Тема: Притяжательные прилагательные
Цель: Образование и употребление притяжательных прилагательных.
Задачи:
1. Закрепить навык образования притяжательных прилагательных от существительных и включение их в предложения.
2. Закрепить у детей правильное употребление предлогов В, НА, ПОД.
3. Совершенствовать навыки составления связного рассказа по сюжетной картине.
4. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, логическое мышление.
5. Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям; самоконтроль за речью.
6. Воспитывать сопереживание, желание прийти на помощь персонажам; побуждать к сотрудничеству в коллективном выполнении заданий.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, фотоальбом для Деда Мороза, коврограф В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», фигурки диких животных и их детенышей из фетра на липучках, сугробы из фетра.
Возрастная категория: дети 5-6 лет.
Ход занятия
Дети встают в круг рядом с педагогом.
1. Орг. момент
Логопед: Я очень рада видеть вас, дети. Какие у вас красивые и милые улыбки! Замечательно, когда все вокруг счастливы.
Слайд 2.
Логопед: Я бы очень хотела порадовать своего старинного друга – Деда Мороза. Скоро у него День рождения и я подготовила ему в подарок фотоальбом с изображениями животных наших лесов. Но с фотографиями что-то случилось, и они обесцветились. Их нужно восстановить.
- Вы поможете мне сделать подарок к Дню рождения Деда Мороза?
2. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес, чтобы сделать фотографии в альбом для Деда Мороза. Вы узнаете много нового и интересного. Чтобы заменить испортившиеся фотографии на новые, вам нужно ответить на вопросы «Чьи?, Чье?, Чья?».
-Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? Справитесь?
3. Образование притяжательных прилагательных от существительных и включение их в предложение.
Слайд 3. На экране обесцвеченное изображение зверей и их следов.
На полу разложены «следы» зверей, которые ведут к коврографу.
Логопед: Посмотрите! Что это? (Следы)
Логопед: А вы знаете, чьи это следы? (Ответы детей).
Логопед: Сами животные нам помогут догадаться, чьи это следы.
Дети с логопедом идут по следам на полу и подходят к коврографу.
На коврографе следы продолжаются и ведут к каждому из животных. Из-за пенька торчит лисий хвост.
Логопед: Чей это хвост?
Дети. Это лисий хвост.
Логопед: По чьим следам мы шли?
Дети: Мы шли по лисьим следам.
Дети находят по следам зайца, волка, белку, открепляют следы зверей от коврографа и отдают их педагогу.
Логопед: Чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу?
Дети: Медвежьи следы.
Логопед: Почему? (Дети дают свои объяснения.)
Логопед: Мы с вами распознали все следы и нашли их обладателей.
Логопед: Вот и первое фото проявилось в нашем альбоме для Деда Мороза. Слайд 4. На экране проявляется страничка из фотоальбома – на ней животные и их следы.
4. Употребление в речи предлога В с притяжательными прилагательными.
Слайд 5. На экране обесцвеченное изображение зверей и их жилищ.
Логопед. Звери играли в прятки и перепутали жилища. Посмотрите внимательно на коврограф и скажите, все ли животные оказались в своем жилище? (Дети рассматривают положение зверей на коврографе).
Логопед. В чьем дупле сидит лиса?
Дети: Лиса сидит в беличьем дупле.
Логопед: В чью нору надо отправить лису?
Дети: Лису надо отправить в лисью нору.
Логопед: В чьей норе спит медведь?
Дети: В лисьей норе спит медведь.
Логопед: Куда ты отправишь медведя?
Дети: Я отправлю медведя в медвежью берлогу. (И т.д.)
Дети открепляют фигурки зверей (все части на липучках)
и перемещают каждого к своему жилищу, исправляя ошибки
на коврографе.
Логопед: Молодцы, дети! Справились с трудным заданием и помогли животным найти свой дом.
Слайд 6. На экране проявляется следующая страничка из фотоальбома.
Логопед: Дети, Дед Мороз переживает, как же будут зимовать звери в такую стужу. Нужно проявить фотографии жилищ зверей, чтобы Дед Мороз не волновался. Расскажите, где перезимует каждый из зверей.
Слайд 7. На экране обесцвеченное изображение зверей в их жилищах.
5. Составление предложений с предлогами В, НА, ПОД.
Логопед: Дети, скажите, где будет зимовать белка? Отвечай полным предложением! (Белка будет зимовать в дупле.)
Логопед: Где будет зимовать заяц?
Где будет зимовать лось?
Где будет зимовать лиса?
Где будет зимовать медведь?
Где будет зимовать волк?
Дети: Заяц зимует под кустом, лось будет зимовать в лесу, лиса в норе, медведь в берлоге, волк в логове.
Логопед: Вот, молодцы, все знаете про зверей наших лесов!
Еще один снимок для Деда Мороза проявился.
Слайд 8. На экране ярко проявляется страничка из фотоальбома – на ней животные в их жилищах.
Логопед: Скоро вы порадуете Деда Мороза фотоснимками животных и их жилищ.
6. Физминутка.
Логопед: Дети, посмотрите на волшебный экран. Лесные жители приготовили для вас танцевальную разминку. Встаньте свободно и выполняйте движения вместе с ними.
Дети повторяют танцевальные движения.
7. Словообразование притяжательных прилагательных от существительных и употребление их в предложении.
Слайд 9. На экране обесцвеченное изображение зверей.
Логопед: Дети, посмотрите, заяц танцевал-танцевал и спрятался под куст (на коврографе) , а уши торчат. Это уши зайца, они чьи? (Дети: Это заячьи уши).
Логопед обращает внимание детей на то, как называются части тела у животных. Даются соответствующие образцы.
Логопед: Лиса спряталась в нору, а морда лисы торчит. Это морда лисы, она чья?
Дети: Это лисья морда.
Логопед: Это хвост белки, он чей?
Дети: Это беличий хвост
Логопед: Это ухо медведя, оно чье? И т.д.
Дети: Это медвежье ухо
Дети хором и индивидуально повторяют предложения:
“Это медвежье ухо, беличий хвост ” и т. д.
Слайд 10. На экране проявляется страничка из фотоальбома с изображением диких животных.
Логопед: И следующая фотография для фотоальбома проявилась.
8. Закрепление образования и употребление родительного падежа существительных.
Слайд 11. На экране обесцвеченное изображение зверей и их детенышей.
На коврографе за большим сугробом спрятаны детеныши диких животных: зайчонок, бельчонок, медвежонок, лисенок, волчонок (фигурки все на липучках).
Логопед: Детёныши зверей играли в волшебном лесу и захотели к своим мамам. Помогите детенышам найти свои семьи.
Логопед: Кто у зайчихи?
Дети: У зайчихи зайчонок (Прикрепляют фигурку детеныша рядом с зайчихой).
Логопед: Чей это детеныш?
Дети: Это заячий детеныш. (И т.д.)
Дети перемещают фигурки всех детёнышей к их мамам.
Логопед: Дети, спасибо вам, что проводили всех детенышей к их мамам.
Логопед: Еще одно фото в альбоме для Деда Мороза проявилось
Слайд 12. На экране проявляется страничка из фотоальбома – на ней животные и их детеныши.
9. Закрепление образования притяжательных прилагательных с суффиксом -Й- от названия животных и употребление их в предложении.
Слайд 13. На экране обесцвеченное изображение зверей.
Логопед: Дети, вы так много знаете о диких животных, а как вы думаете, животные умеют хвалиться (гордиться собой)?
Дети: Да, конечно.
Логопед: Вот как гордится своим хвостом барсук: Лучше всех, мой хвост – барсучий.
Логопед: А что ему ответит лиса? (заяц, медведь, волк, белка).
Дети: Лучше всех, мой хвост – лисий (заячий, волчий, беличий).
Логопед: Посмотрите, у нас в альбоме появилась еще одна фотография
Слайд 14. На экране проявляется страничка из фотоальбома – на ней дикие животные.
10. Образование и применение в предложении сравнительной степени притяжательных прилагательных.
Логопед: Как вы считаете, чья шуба красивее? Чей хвост длиннее? Чьи уши длиннее? (теплее, короче…).
Дети: Я думаю, что красивее хвост лисий.
Дети: А я думаю, что длиннее хвост волчий.
Дети: А я думаю, что пушистее всех хвост беличий.
Логопед: Как вы считаете, чья шуба красивее?
Дети: Я думаю, что красивее шуба лисья.
Дети: А я думаю, что красивее шуба волчья.
Дети: А я думаю, что красивее шуба беличья. И т.д.
Логопед: Какие интересные и разные мнения у вас, дети.
11. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимовье зверей»
Слайд 15. На экране общая фотография леса: как звери подготовились к зиме.
Логопед: Дети, посмотрите на экран и вспомните, кто из зверей где будет зимовать.
Составьте рассказ о том, как звери подготовились к зимовке.
Рассказ по цепочке.
Дети: Медведь нашел себе берлогу и лег спать на всю зиму.
Дети: Лиса вырыла себе нору и будет зимовать в норе.
Дети: Заяц поменял шубку с серой на белую и всю зиму будет прятаться в лесу от диких животных.
Дети: Белка нашла себе дупло, в котором переждет зиму.
Дети: Волк вырыл себе логово, в котором перезимует.
Предлагает составить рассказ нескольким детям.
Логопед: Молодцы, дети! Вы очень много знаете о диких животных.
Наконец фотоальбом в подарок Деду Морозу готов! Спасибо вам за помощь! Вы выполнили все задания и смогли восстановить фотографии животных наших лесов.
Под музыкальный сигнал из-за доски логопед достает фотоальбом. В нём фото всех картинок, которые были на экране. Показывает альбом детям.
12. Итог занятия:
Логопед: Дети, что вам понравилось больше всего в волшебном лесу? Что показалось трудным? (ответы детей)
Логопед: Дед Мороз будет очень рад вашему подарку.
Он тоже прислал вам небольшие сувениры и хочет поздравить вас с наступающим Новым Годом.
Достает большое письмо от Деда Мороза, внутри которого открытки с маленькими шоколадками в виде кусочков торта, раздает детям.
Презентация к конспекту