Конспект
логопедического досуга для детей 6-7 лет с ОНР
в форме квеста с использованием «LEGO» - технологий
Тема: «Мы космонавты»
Никитина Анна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ № 15
Цель: Активизация словаря по теме «Космос» и формирование компонентов речи детей с ОНР.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов.
2. Учить детей отличать предложения от набора слов, определять количество слов в предложении, составлять схему предложения.
3. Продолжать закреплять умение детей соотносить на слух и правильно согласовывать существительные с количественными числительными.
4. Упражнять в словообразовании имен существительных суффиксальным способом и путем сложения основ с помощью соединительной гласной.
5. Совершенствовать навык заучивания стихов по мнемотаблице.
6. Способствовать развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, графомоторных навыков и ориентировки на листе бумаги.
7. Развивать у детей мышление, внимание, память, наблюдательность.
8. Совершенствовать навыки конструктивной деятельности посредством использования «LEGO» -технологий.
9. Воспитывать навыки взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, проведение беседы на тему «Космос», чтение стихов о космосе, изготовление рисунков поделок о космосе, аппликация на тему «Вселенная. Галактика». Активизация словаря сложными словами: андроид, астронавт, космодром, космический корабль, космос, космонавт, марсианин, марсианка, земляне, марсоход, созвездие, спутник.
Оборудование: Проектор, экран, карта Солнечной системы, плоскостные модели планет, 2 мольберта, массажный мяч средних размеров, мячи из фольги, картинки, листы с изображением «космических» лабиринтов, фломастеры на каждого ребенка, два обруча, «LEGO» конструктор, плоскостные геометрические фигуры.
Ход досуга
I. Организационный момент
Логопед: Дети подойдите ко мне и встаньте полукругом.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
- Дети, посмотрите друг другу в глаза и подарите улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение.
II. Введение в тему.
Логопед: Сегодня мне на телефон пришло необычное голосовое сообщение. Послушайте его.
Звучит аудиозапись: «Привет, друзья! Я – Андроид или человекоподобный робот. В Центр управления полетами поступил сигнал, о том, что по солнечной системе на огромной скорости пролетел пиратский корабль и сбил планеты с орбиты. Помогите собрать карту нашей Солнечной системы, и планеты вернутся на свои места. Все задания и маршрут следования астронавтов находятся в бортовом компьютере. Отправляю вам макет карты».
Звучит сигнал бортового компьютера.
Педагог отдает детям пустую карту Солнечной системы.
Логопед: Дети, кто прислал это сообщение?
Дети: Это сообщение прислал Андроид.
Логопед: Дети, что произошло в Солнечной системе?
Дети: Космические пираты сбили планеты с орбиты.
Логопед: А вы бы хотели отправиться в космическое путешествие, чтобы собрать новую карту нашей Солнечной системы и вернуть планеты на свои места?
Дети: Да!
Логопед: Прошу вас пройти на борт космического корабля.
Дети подходят к экрану, на котором изображена кабина космического корабля и встают полукругом. Педагог предлагает детям прикрепить макет карты к мольберту.
III. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня мы вместе отправимся в космическое путешествие и составим новую карту нашей Солнечной системы.
Логопед: Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами.)
Логопед: Дети, на чем мы с вами отправимся в космическое путешествие?
Дети: На космическом корабле.
Логопед: Откуда стартуют космические корабли?
Дети: Космические корабли стартуют с космодрома.
Звучит сигнал бортового компьютера.
Компьютер: Космонавты, я бортовой компьютер. Рад приветствовать вас на борту космического корабля «Брусничка». Каждый будущий космонавт должен знать, какие планеты существуют в нашей Солнечной системе. А вы знаете?
Дети: Да, знаем.
Логопед: Назовите их.
Дети называют некоторые известные им планеты Солнечной системы, которые знают (Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Земля и т.д.).
IV. Формирование навыка согласования существительных с числительными
· Игра с мячом «Два и пять»
Дети встают полукругом возле логопеда.
Логопед: Нас ждет путешествие на космическом корабле. Нам с собой нужно взять то, что потребуется в путешествии.
- Я буду бросать вам мяч и назову вам два предмета, а вы мне вернете мяч и назовёте пять предметов:
Две ложки - пять ложек;
Два шлема- пять шлемов;
Два скафандра - и т.д.
Логопед: А теперь наоборот:
Пять перчаток – две перчатки,
Пять шапок – две шапки,
Пять книг – две книги,
Пять бутылок – две бутылки и т.д.
Логопед: Молодцы, вы справились с этим заданием. За его выполнение получаете модель Земли и разрешение на старт.
Звучит сигнал, логопед достает из-за мольберта модель планеты Земля, вручает детям.
Логопед: Мы можем прикрепить модель Земли на нашу карту.
Прикрепляют на карту.
Логопед: Космонавты, займите свои места на корабле. Пристегните ремни.
Дети проходят к стульям и садятся напротив экрана.
Логопед: Итак, направление задано, космический корабль стартует.
Начинаем обратный отсчет:10 -1 – пуск!!!
Взлет корабля сопровождается «космической» музыкой.
Логопед: 5секунд - полёт нормальный, 10 секунд - полёт нормальный. Полёт проходит в нормальном режиме.
На экране «проплывают» виды космоса.
Логопед: Наш корабль преодолел орбиту Земли. Вот мы и в космосе!
V. Работа над звуковым составом слова
· Звуковой анализ слова
Раздается Звуковой сигнал.
Компьютер: Космонавты, наша ракета подлетает к планете УРАН. Этот гигант совершенно спокойный. На нем нет бурь и вихрей. Это потому, что Уран – самая холодная планета Солнечной системы! Планета интересна тем, что вращается вокруг Солнца, лежа на боку.
Логопед: Уважаемые космонавты! Для выполнения следующего задания подойдите к столам.
Перед детьми лежат «LEGO» -детали: красного, синего и зеленого цветов.
Логопед: Составьте схему слова УРАН с помощью «LEGO» -деталей.
Логопед: Сколько звуков в слове Уран?
Дети: В слове Уран четыре звука.
Логопед: Назовите первый звук в слове Уран.
Дети: Первый звук в слове Уран - звук «У» и т.д.
Дети анализируют звуковой состав слова УРАН.
Логопед: Компьютер, правильно ли космонавты выполнили задание?
Звуковой сигнал. На экране появляется схема звукового состава
слова УРАН.
Компьютер: Молодцы, вы верно составили схему слова Уран.
Звучит сигнал, логопед достает из-за мольберта модель планеты Уран, вручает детям и предлагает занять свои места для продолжения полета.
Логопед: Отлично! Мы можем прикрепить модель Урана на нашу карту. Прикрепляют на карту.
VI. Развитие фонематического слуха
· Игра «Космический завтрак»
Логопед: Космонавтам нужно немного подкрепиться. Все космонавты едят пищу из тюбиков, а вы бы хотели попробовать "Космический завтрак"?
Дети: Да!
Логопед: Встаньте со своих мест, подойдите к космическому табло. (Мольберту).
Дети подходят к космическому табло и встают полукругом.
Картинки с изображением «космического завтрака» лежат на подставке
мольберта.
Логопед: Будьте внимательны. В первом ряду должны размещаться продукты питания с одним слогом, во втором - с двумя слогами, а в третьем - с тремя слогами.
На космическом табло расположены 3 тюбика: на первом одно деление,
на втором - два, на третьем – три.
Логопед: Возьмите картинку, назовите, что на ней изображено. Определите сколько слогов в этом слове и разместите на нашем космическом табло под соответствующим тюбиком.
Дети определяют количество слогов в словах и распределяют картинки
на космическом табло.
Логопед проверяет правильность выполнения задания.
Логопед: Почему вы в первом ряду расположили картинку с соком?
Дети: В слове СОК один слог и на тюбике одно деление.
Дети: В слове СОК один слог и на тюбике одно деление и т.д. …
Логопед проверяет правильности выполнения задания.
Логопед: Молодцы, а теперь спросим у нашего Компьютера, правильно ли вы справились с заданием.
Компьютер: Космонавты, вы верно выполнили задание и подкрепились. Логопед: Пройдите на свои места.
VII. Развитие тонкой моторики пальцев рук
Раздается звуковой сигнал компьютера.
Компьютер: Космонавты, минуточку внимания: мы подлетаем к планете МЕРКУРИЙ. Это самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета. На ней царит страшная жара! Кроме того, на небе наблюдается интересный эффект: по мере видимого движения скорость Солнца замедляется и наступает такой момент, когда оно начинает двигаться в другую сторону, а вскоре опять меняет направление и движется вперед.
Звук сигнала «SOS»
Компьютер: У нас поломка двигателей. Необходим ремонт! Ремонт!
Логопед: Космонавты, нам нужно срочно отремонтировать двигатели.
Для ремонта разделитесь на две команды. Для этого я приготовила «Волшебный мешочек». В нем лежат «LEGO» -детали двух цветов. Возьмите из мешочка по одной детали и объединитесь в группу по цвету (желтый и зеленый).
Дети достают детали из мешочка и делятся на две команды.
Каждая команда получает набор «LEGO» - деталей для конструирования.
Логопед: Подойдите к столам.
- Компьютер, покажи нам схему двигателей.
На экране появляются схемы двигателей для каждой команды.
Логопед: Ваша задача собрать из «LEGO» - деталей новые двигатели. Команда «желтых» собирает двигатели по схеме в желтой рамке, а команда «зеленых» по схеме в зеленой рамке.
Дети под музыкальное сопровождение конструируют по схеме
двигатели в командах.
Логопед: Космонавты, продемонстрируйте свои двигатели бортовому компьютеру.
Логопед: Уважаемый компьютер, двигатели собраны.
Компьютер: Двигатели собраны, верно. Они стали еще мощней, чем были. Хорошо потрудились! За это вы получаете модель Меркурия.
После звукового сигнала логопед достает из-за мольберта модель планеты.
Логопед: Отлично! Мы можем прикрепить Меркурий на карту Солнечной системы. (Прикрепляют на карту).
Логопед: Космонавты, займите свои места.
Участники садятся на стулья напротив экрана. Полет продолжается.
VIII. Формирование у детей логического мышления
Компьютер: Космонавты, минуточку внимания: мы подлетаем к планете ВЕНЕРА. Венера-вторая планета солнечной системы. Она укутана слоем плотных облаков. На ней постоянные штормы, молнии и извержения вулканов. Кислорода нет! Жизнь на этой планете невозможна.
Логопед: Дети, мы будем высаживаться на этой планете?
Дети: Нет, не будем.
· Игра «Загадки на Венере». Выкладывание схемы слогового состава слова из геометрических фигур (квадратов).
Логопед: Чтобы облака быстрее рассеялись, предлагаю поиграть в «Загадки на Венере». Отгадав загадки, вы получите модель планеты.
Пройдите за столы.
На столах стоят подносы с плоскостными геометрическими фигурами (квадратами).
Логопед: Отгадайте загадку, определите количество слогов в слове и выложите слоговой состав слова с помощью плоскостных геометрических фигур.
Дети берут с подноса плоскостные геометрические фигуры и выкладывают схему слогового состава слова – отгадки.
Логопед: Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … .
Дети: Комета.
Логопед: Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Прохлопайте слово КОМЕТА.
Логопед: Сколько слогов в слове комета?
Дети: В слове комета три слога.
Логопед: Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … .
Дети: Луна.
Логопед: Протопайте слово ЛУНА. Сколько слогов в слове луна?
Дети: В слове луна два слога.
Логопед: У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
Дети: Космонавт.
Логопед: Поднесите руку к подбородку тыльной стороной и произнесите слово КОСМОНАВТ. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
Логопед: Сколько слогов в слове космонавт?
Дети: В слове космонавт три слога.
Компьютер: Какие вы молодцы, справились с этим заданием. За это получаете модель Венеры.
После звукового сигнала логопед достает из-за мольберта модель планеты.
Логопед: Теперь мы можем добавить на карту Солнечной системы еще одну планету (Прикрепляют на карту).
Логопед: Полет продолжается. Пройдите к стульям, сядьте.
IX. Составление предложений из заданных слов
Компьютер: Космонавты, минуточку внимания: мы подлетаем к планете МАРС. Марс-четвертая планета солнечной системы. Кислорода нет. Когда-то здесь была вода. Сейчас на полюсах обнаружен только лед. Марсоходы ищут жидкую воду и следы возможной жизни.
· Словообразование существительных
Логопед: Кого мы можем встретить на Марсе?
Дети: На Марсе мы можем встретить марсиан.
Логопед: Мужчину, живущего на Марсе, называют ... (марсианин),
Логопед: Женщину - ... (марсианка).
Логопед: А мы кто? (Земляне.)
Логопед: Почему нас так называют?
Дети: Мы живем на планете Земля.
Звуковой сигнал.
Компьютер: Внимание! Опасность! На планете появились роботы! Они могут испортить ракету! Срочно требуется отключить роботов!
Логопед: Как мы можем отключить машины прямо из ракеты? (Предположения детей)
Логопед: Дети, я предлагаю вам, составить предложения из кодовых слов и «зарисовать» схему предложений с помощью «LEGO» - деталей. Тогда мы сможем отключить программу роботов. Пройдите за столы.
Логопед: Я прочитаю вам слова, а вы составьте из них предложение:
мама, шесть, купить, пирожное, кремовый.
Логопед: Что я прочитала?
Дети: Слова
Логопед: Составьте из них предложение.
Дети: Мама купила шесть кремовых пирожных.
Логопед: Из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Логопед: Сколько слов в этом предложении?
Дети: В этом предложение пять слов.
Логопед: Составьте схему предложения с помощью «LEGO» деталей.
На столе стоят коробочки с «LEGO» деталями и строительная пластина.
Логопед: Предложение начинается с заглавной буквы. Что ставится в конце предложения? (Точка).
Логопед: Семь, Катя, разбить, тарелки, стеклянный
Дети: Катя разбила семь стеклянных тарелок.
Логопед: Котенок, два, съесть, рыбка, вкусный
Дети: Котенок съел две вкусных рыбки.
Логопед: Папа, табуретка, четыре, сделать, деревянных
Дети: Папа сделал четыре деревянных табуретки.
Логопед: Паша, мультфильм, посмотреть, три.
Логопед: Школьник, интересных, прочитать, два, книги
Логопед: Проверьте правильность выполнения задания (на экране появляются схемы предложения для проверки).
Логопед: Вы разгадали пароли и отключили программу роботов. Космический корабль может двигаться дальше.
Компьютер: Ура, у вас получилось отключить роботов!!! Вы получаете модель Марса.
После звукового сигнала логопед достает из-за мольберта модель планеты.
Логопед: Теперь мы можем добавить Марс на карту Солнечной системы (Прикрепляют на карту).
Логопед: Полет продолжается.
XI. Развитие общей моторики и двигательной активности.
Компьютер: Космонавты, минуточку внимания: мы подлетаем к планете САТУРН. Сатурн - еще одна газовая планета – гигант! Планета окружена кольцами, которые состоят из газа и пыли.
Логопед: Уважаемые участники! Предлагаю вам немного размяться и потренироваться в меткости.
· Игра «Спутники Сатурна»
Логопед: Космонавты, подойдите к экрану.
Логопед: Вы знаете, у Сатурна есть целых 62 спутника. У Земли же он всего один - Луна!
Логопед: Разделитесь на две команды. Постройтесь за капитанами команд.
Логопед: У каждой команды стоит корзина с мячами из фольги. Это спутники.
Участники команд выстраиваются в колонны по одному.
Логопед: По сигналу участники команд должны по очереди бросать мячи в обруч, на это задание вам дается одна минута.
- Выиграет та команда, которая за минуту забросила наибольшее количество мячей.
Звучит веселая музыка. Команды выполняют метание мячей в обруч.
Логопед: Время вышло. Космонавты, посчитайте, сколько спутников забросила каждая команда.
Дети: Один спутник, два спутника…и т.д.
Логопед: Победила дружба!
Компьютер: Вы справились с этим сложным заданием, потому что были внимательными и ловкими, и получаете модель Сатурна.
После выполнения задания логопед вручает участникам модель Сатурна.
(прикрепляют ее на карту).
XI. Обучение детей ориентировке на листе бумаги и развитие графомоторных навыков
Компьютер: Космонавты, минуточку внимания: мы подлетаем к планете ЮПИТЕР. Юпитер - самая большая планета солнечной системы. Он весит в два раза больше, чем все остальные планеты вместе взятые! Планета состоит из газа, почвы и воды на планете нет.
Логопед: Уважаемые космонавты, у нас проблема. Из- за сильной плотности газового слоя планеты корабль теряет ориентацию. Нельзя лететь на автопилоте. Необходимо перейти на ручное управление!
Логопед: Предлагаю вручную определить дальнейший путь нашего корабля. Пройдите за столы.
Логопед раздает каждому ребенку космический лабиринт и карандаши.
Логопед: Прорисуйте путь космического корабля до планеты Юпитер.
Дети соединяют линией путь по лабиринту от ракеты до Юпитера.
Компьютер: Космонавты, вы справились с этим сложным заданием, и корабль может двигаться дальше.
После выполнения задания космонавты получают модель Юпитера и
прикрепляют ее на карту.
XII. Закрепление темы
Компьютер: Космонавты, наша ракета подлетает к планете НЕПТУН. Это самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун относится к ледяным планетам. На нем бушуют самые сильные ветра. Удивительно, что эту планету открыли не благодаря наблюдениям, а с помощью математических вычислений!!!
Логопед: Известно, что космонавты должны быть не только сильные и смелые, но еще и умные, ведь в космосе они ведут научные исследования. Сейчас мы это и проверим.
· Игра «Посчитай»
Логопед: Космонавты, посмотрите в иллюминатор (на экран) и посчитайте от 1 до 5…созвездия (далёкие планеты, искусственные спутники, межпланетные корабли).
Дети: Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.
Одна далёкая планета, две далекие планеты и т.д. .
Один спутник,… .
Один космический корабль, ...
Логопед: Обратимся к нашему бортовому компьютеру.
Компьютер: Действительно, наши космонавты – очень умные!!! За правильное выполнение задания вы получаете модель Нептуна.
После звукового сигнала логопед достает из-за мольберта модель планеты. Дети прикрепляют ее на карту.
Компьютер: Ура, космонавты! Вы собрали все планеты нашей Солнечной системы!
· Заучивание стихотворения по мнемотаблице
Логопед: Чтобы планеты вернулись на свои орбиты, назовите их по порядку.
Дети затрудняются назвать все планеты по порядку.
Логопед: Не получается? Не беда! В этом вам поможет стихотворение Аркадия Хайта «Планеты».
Разучив стихотворение, вы сможете назвать все планеты нашей Солнечной системы по порядку.
Логопед выразительно читает стихотворение.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
После прочтения выдерживается небольшая пауза, чтобы дети смогли осмыслить стихотворение.
Логопед: Космонавты, вам понравилось это стихотворение?
Дети: Да, понравилось.
Логопед: Как называется стихотворение? Кто автор?
Логопед: О чем это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о планетах.
Логопед: Какими, словами начинается стихотворение?
Дети: По порядку все планеты назовёт любой из нас…
Логопед: Какими словами заканчивается стихотворение?
Дети: Семь - Уран, за ним - Нептун.
Повторное чтение стихотворения логопедом с опорой на мнемотаблицу.
Логопед: Космонавты, посмотрите на экран. С помощью таблицы прочитайте стихотворение.
Один-два ребенка рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Логопед: Сколько планет перечисляется в стихотворении? (Восемь).
Логопед: Кто сможет расставить планеты на свои места по порядку?
Один ребенок выходит к мольберту, где расположен макет карты и прикрепляет планеты в правильной последовательности. На карте и на каждой планете указан порядковый номер.
Логопед: Еще раз прочитайте стихотворение и проверьте, правильно ли вы расставили планеты на карте.
Дети повторно вместе читают стихотворение и проверяют правильность выполнения задания.
Логопед: Космонавты, миссия выполнена, займите свои места, мы возвращаемся на Землю!
Имитация полета и приземления космического корабля под музыкальное сопровождение.
XIII. Итог мероприятия
· Возвращение на Землю
Логопед: Космонавты, подойдите ко мне, встаньте полукругом.
- Где вы сегодня побывали? (В космическом путешествии)
- Какое задание выполняли? (Составляли новую карту нашей Солнечной системы).
- Вам было трудно?
- А что было самым трудным?
- Что помогло вам справиться с заданиями? (Ответы детей)
Логопед: Поздравляем вас с успешным окончанием миссии. Присваиваем вам звание: «Герои космоса».
Вручение медалей под торжественную музыку.
Презентация к конспекту