Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию
для детей старшей группы «Наш помощник вентилятор»
Курова Александра Анатольевна,
воспитатель МАДОУ № 48,
Иванова Наталья Валентиновна,
старший воспитатель МАДОУ № 48
Основная цель:знакомство детей с назначением и функцией вентилятора, формирование предпосылок инженерного мышления, памяти при работе с электронным конструктором "Знаток"
Детская цель: Собрать вентилятор.
Задачи:
- Формировать практические навыки сборки различных электрических схем.
- Содействовать развитию: мыслительных операций (наблюдения, сравнения, анализа); зрительного, слухового внимания и восприятия; активности и самостоятельности в познавательной деятельности.
- Активизировать словарный запас, память детей.
- Развивать познавательные интересы, сообразительность; умение управлять своим поведением, работать в коллективе.
- Формировать интерес к экспериментированию, желание участвовать в совместных играх.
- Содействовать развитию чувства удовлетворения от результатов совместной работы.
Активизация словаря: лаборатория, конструктор, вентилятор, батарейки, пинцет, магнит,провод, кнопка, батарейный отсек, электродвигатель, пропеллер
Предварительная работа: Знакомство с электронным конструктором "Знаток" набор "С" разучивание физминутки «Фиксики. Помогатор».
Оформление: столы для экспериментов с маркировкой «геометрические фигуры»; сундук; метки для столов «геометрические фигуры»; нумерация для столов.
Раздаточный материал: пинцеты; деревянные удочки с магнитом; магниты; металлические ключи; подносы; емкости с водой; схема вентилятора; трафареты ключа, который открывает замок на сундуке; нарукавники с маркировкой «геометрические фигуры»; батарейки; бумажные салфетки; подносы; кисточки; акварельные краски; конструктр "Знаток"(набор "С"
Техническое оснащение: мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр.
Краткая аннотация к работе: Занятие проведено в соответствии с годовым планом работы на 2021- 2022 учебный год в ДОО №48, в рамках реализации проекта «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Благодаря использованию различных приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосферы, у дошкольников формируются предпосылки инженерного мышления, памяти при работе с электронным конструктором. В ходе организационной образовательной деятельности, погружаясь в эксперименты, конструирование и различные игровые упражнения, дети достигают своей детской цели, преодолевают встретившиеся затруднения и сами находят разгадку к получению новых знаний.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Доброе утро! Я рада видеть вас таких взрослых, красивых, добрых, и с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Предлагаю вам поиграть со мной и немного поэкспериментировать.
Воспитатель: Дети, что-то мне жарко в зале, а вам? (ответы детей). Скажите, что можно сделать, что не было так жарко в зале? (ответы детей - открыть форточку, снять лишнюю одежду, помахать на себя, включить кондиционер, вентилятор….)
Воспитатель: Перед вашим приходом, я открывала форточку. Давайте попробуем помахать на себя, подуть друг на друга. Помогает? Может, включим вентилятор? А где он? Нет? Что же делать? (ответы детей - построить, купить, собрать)
Воспитатель: А вы знаете, как собирать вентилятор? (ответы детей). Где мы можем это узнать?
Дети: Прочитать в книге, посмотреть видео, спросить у взрослого
.
Воспитатель: Я предлагаю вам обратиться за помощью к моему другу, профессору Знайке. Он много читает и много знает. Знайка всегда помогает мне ответить на разные вопросы. Сейчас он работает в своей лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
- Правильно. Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, эксперименты, исследования. Давайте заглянем к Знайке. Может быть, он нам расскажет о чем- то новом и интересном.
- Внимание на экран.
Слайд 1.
Профессор Знайка: Здравствуйте, мои друзья. И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Воспитатель: Здравствуй, Профессор Знайка. Нам нужна твоя помощь. Мы с ребятами хотели поиграть и поэкспериментировать в зале, но здесь очень жарко. Вентилятора у нас нет и как его собрать мы не знаем. Помоги нам, пожалуйста.
Слайд 2.
Профессор Знайка: Я помогу, но для этого вам надо выполнить три моих задания - опыта. Выполняя каждый опыт, вы будете приближаться к цели. Но, чтобы приступить к выполнению опытов, давайте вспомним правила, которые вы должны соблюдать в лаборатории.
Слайд 3.
(воспитатель показывает презентацию с картинками, дети называют правила)
Правило №1. Надеть специальную одежду - нарукавники.
Правило №2. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило №3. Пробовать на вкус, брать в рот предметы запрещено.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №5. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №6. Делать все дружно, сообща!
Воспитатель: Давайте выполним правило номер 1. Мои юные лаборанты, встаньте в круг, сделайте из рук солнышко. Посмотрите, у вас на нарукавниках есть метка «геометрическая фигура», предлагаю вам выбрать себе пару по соответствующей геометрической фигуре. (Дети надевают нарукавники с изображением геометрических фигур и находят себе пару)
Воспитатель: Внимание! Профессор Знайка на связи.
Слайд 4.
Профессор Знайка: Вот для вас первое задание. Найдите в вашей лаборатории столы с цифрой 1.
Воспитатель: Найдите стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на вашем нарукавнике.
Дети подходят к столам с №1. На каждом столе наклеена геометрическая фигура. Дети подходят к столу, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на нарукавнике.
Слайд 5.
Профессор Знайка: Посмотрите, перед вами не просто листы, они волшебные! Подумайте, как проявить секретный рисунок? Желаю удачи!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же нам для этого задания оставил профессор? (ответы детей - краски, кисти и листы бумаги). Как можно проявить волшебный рисунок? (ответы детей)
Дети: Можно попробовать раскрасить листы краской? Дети раскрашивают листы, на которых проявляется рисунок ключа.
Воспитатель: Ребята, что же появилось у вас на листах? (ключ) Как вы думаете, что это значит? (ответы детей) Я предлагаю послушать профессора.
Слайд 6.
Профессор Знайка: Молодцы! Вы справились с первым заданием. Ключи у вас на рисунках - это путь ко второму заданию. А где же сундук? Кажется, я его оставил около двери. Принесите его (воспитатель приносит сундук).
Слайд 7.
Профессор Знайка: Перед вами сундук. В нем находятся самые важные части, без которых вентиляторы не будут работать, а так же главная подсказка. Открыть сундук не просто! Ключи, нужно достать из емкости с водой, не намочив руки. Желаю удачи!
Воспитатель: Что ж, давайте пройдём к столам под номером 2, найдите стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на вашем нарукавнике. Посмотрим, что же нам приготовил профессор?
Дети проходят к столам с цифрой 2. На каждом столе наклеена геометрическая фигура. Дети находят стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на нарукавнике. На столе, для каждого ребенка, емкость с водой, на дне которой находится ключ, удочки магнитные, пинцеты, магниты, салфетки.
Воспитатель: Посмотрите, что же лежит рядом со стаканчиками? (магнит, пинцет, удочка). Правильно. Я думаю, что эти предметы лежат не просто так! Давайте попробуем с их помощью достать наши ключи.
Дети, используя магнитные удочки, пинцеты и магниты, пробуют достать ключ в свой емкости. После того, как дети достанут ключ - вытирают его салфеткой.
Воспитатель: Здорово! Никто не намочил руки? Значит, мы справились с заданием! Ребята, мы с вами уже много сделали и устали. Я предлагаю вам отдохнуть.
Слайд 8.
Физминутка «Фиксики. Помогатор»
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! Ребята, какой же ключ подойдет к замку от сундука, ведь у вас все ключи разные? Нужно опять обратиться за помощью к профессору.
Слайд 9.
Профессор Знайка: Какие же вы смышленые ребята!
Ключи вам удалось достать!
Но лишь один вам нужно подобрать!
Теперь на трафарет вы посмотрите
И этот ключ скорее отыщите.
Лишь он откроет вам сундук
И чудо явится вам вдруг!
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежит трафарет. Сравните свой ключ с трафаретом. Кто нашел у себя такой же ключ, поднимите руку.
У каждого ребенка на столе находится трафарет ключа для сундука. Дети прикладывают свой ключ на свой трафарет и так находят нужный ключ. Ребенок с правильным ключом поднимает руку. Если руку поднимают несколько детей, то воспитатель просит попробовать открыть замок «неправильными» ключами и таким способом найти подходящий ключ.
Ребенок с подходящим ключом открывает сундук. Из сундука вылетает шар, с прикреплённой к нему, схемой сборки вентилятора. Так же в сундуке лежат батарейки для вентилятора.
Воспитатель: Вот это и правда, чудеса! Посмотрите, профессор положил нам схему и батарейки. Давайте послушаем профессора, что делать дальше.
Слайд 10.
Профессор Знайка: Поздравляю вас, вы открыли сундук! В нем находится схема сборки вентилятора и батарейки, без которых он не будет работать.
Уверен, что у вас всё получится. Осталось вам только отыскать наборы деталей, а где я их спрятал - вы узнаете, отгадав мою загадку!
«У него спина большая,
И на ней он разрешает,
И писать, и рисовать.
Обитает в кабинетах
Необычный этот зверь,
У него на теле дверь:
А за дверкою есть место
Для учебников, тетрадок,
ручек и шоколадок».- стол
Дети отгадывают загадку и подходят к столам.
Воспитатель: Проходите к своему столу, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на вашем нарукавнике. Откройте ящик и достаньте конструктор.
Дети проходят к столам с номером 3. На каждом столе наклеена геометрическая фигура. Дети находят стол, который соответствует геометрической фигуре, изображенной на нарукавнике.
Слайд 11.
Воспитатель: Молодцы, все нашли свое рабочее место и достали конструкторы. Самое главное, действовать согласно схеме, которая находится у вас на столе и на экране, а я вам буду помогать. Перед тем, как приступить к сборке конструктора, давайте вспомним, какие детали вам для этого будут нужны (ответы детей - провод, кнопка, батарейный отсек, электродвигатель, пропеллер) и последовательность сборки (воспитатель показывает на схеме, изображенной на экране последовательность сборки вентилятора).
Теперь вы можете приступить к работе.
Дети приступают к сборке, воспитатель по мере необходимости помогает детям.
Воспитатель: У всех получилось собрать вентилятор? Здорово, теперь с помощью наших вентиляторов, нам не будет жарко в зале! Попробуйте включить их. (Дети включают вентиляторы. Если у некоторых детей вентиляторы не работают, воспитатель подводит их к тому, что надо вставить батарейки - это самая важная деталь, без которой не будет работать вентилятор.)
Воспитатель: Теперь у нас всё получилось! Поднесите руку к, вентилятору-какой воздух идет от них? (холодный). Предлагаю вам выключить вентиляторы, чтобы в нашем зале было не очень холодно, и подойти к экрану. Профессор Знайка хочет нам что-то сказать.
Слайд 12.
Профессор Знайка: Мои дорогие ребята! Вы все молодцы! Справились с моими заданиями. Буду рад видеть вас у себя в лаборатории. Впереди нас ждут новые эксперименты и открытия! До новых встреч!
Воспитатель: Спасибо профессор Знайка! До свидания!
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? Чем мы сегодня занимались? Для чего мы это делали? Что делали, чтобы достичь цели? Какие знания пригодились? (ответы детей).
Воспитатель: Вы сегодня все молодцы! Теперь можно и поиграть! Спасибо вам!