Конспект интегрированного занятия
воспитателя и учителя-логопеда
по формированию математических представлений
у старших дошкольников логопедической группы.
Воспитатели: Бондаренко О. П.
Любовенко Е. А.
Учитель – логопед: Макушева И.А.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ
Цель:
Использование развивающих игр В.В. Воскобовича с детьми с ОВЗ.
Задачи:
· Совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10 используя числовую линейку.
· Закреплять умение ориентироваться на плоскости и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине.
· Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
· Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; последовательно называть дни недели.
· Развивать фонематический анализ: закрепить умение выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
· Обогащать словарный запас, развивать умение отвечать полным предложением и проговаривать слова сложной слоговой структуры.
· Развивать внимание, память, логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять.
· Развивать мелкую моторику рук, сенсорные способности; умение отвечать полным предложением.
Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», игра «Шнур малыш» по количеству детей, шнурки зеленого, красного и синего цвета, графический тренажер «Игровизор» по количеству детей, презентация, математический пенал (цифры и знаки), маркеры по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед: Доброе утро! Дети, посмотрите, здесь конверт. Хотите посмотреть, что в нем? (Логопед достает картинки: арена, фокусник, иллюзионист, Шапито, аттракцион)
Логопед: Дети, вам знакомы эти слова? Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся? (беседа по картинкам, логопед объясняет значение незнакомых слов)
Логопед: У меня для вас есть интересное задание. Посмотрите на картинки и угадайте по первым буквам, какое слово получается. (АФИША).
Логопед: Возьмите пособие «Шнур – малыш» и изобразите с помощью планшета и шнурка необходимую вам букву. Обратите внимание, если буква обозначает гласный звук, то шнурок красного цвета; если твердый согласный – синего цвета; мягкий согласный – зеленого цвета. (Дети выполняют задание и выкладывают слово «АФИША»)
2. Основная часть.
Дети слышат стук в дверь. Заходит воспитатель и приносит с собой афишу.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в садик принесли афишу, в наш город на гастроли едет «Цифроцирк». (Воспитатель показывает и вместе с детьми рассматривают афишу).
- Что мы можем узнать из этой афиши? (ответы детей: когда будет представление)
- Какого числа будут выступать артисты цирка? (ответы детей: 18 мая)
- А сегодня какое число? (ответы детей: 17 мая)
- Какой сегодня день недели? (ответы детей: пятница)
- В какой день недели будет представление? (ответы детей: суббота; дети считают дни недели по схеме на «МиниЛарчике»)
Воспитатель: Дети, а вы хотите побывать в цирке? (ответы детей)
Воспитатель: Директор цирка – Нолик МагНолик просит вас помочь ему подготовиться к цирковому представлению. Поможем ему? (ответы детей)
Воспитатель: В хозяйстве у директора цирка – Нолика МагНолика есть большая коллекция разноцветных фонариков («разноцветные кружки»). МагНолик не успевает украсить арену цирка перед выступлением и просит нас, развесить фонарики под куполом цирка. Развешивать фонарики, нужно соблюдая инструкцию МагНолика.
Инструкция:
- в верхней - левой части арены повесить три фонарика красного цвета;
- в нижней - правой части арены повесить четыре фонарика зеленого цвета;
- в верхней - правой части арены повесить три фонарика синего цвета;
- в нижней - левой части арены повесить четыре фонарика желтого цвета, а в середину арены повесить один большой фонарь белого цвета.
В центре «МиниЛарчика» нарисован круг с помощью круговерта и цветной веревочки. Дети по-очереди выполняют инструкцию МагНолика развешивая «разноцветные фонарики» над ареной проговаривая свои действия.
Воспитатель: Мы помогли МагНолику украсить арену цирка. Теперь нам нужно проверить все ли артисты готовы к выступлению.
Логопед: Дети, хотите познакомиться с артистами – зверятами – цифрятами? У вас на столах папочки, возьмите их и соберите разрезные картинки, они вам помогут узнать, какие артисты выступают в цирке.
Дети работают в парах. Один ребенок собирает животное, а второй - его профессию. В паре дети рассуждают и называют артистов.
Дети: В цирке выступает ежик – наездник. В цирке выступает Заяц – укротитель диких зверей и т.д.
- Мышка – воздушная гимнастка.
- Крыска – силачка.
- Пес – жонглер.
- Кот – акробат.
- Крокодил – канатоходец.
- Обезьяна – заклинательница змей.
- Лиса – фокусница.
Воспитатель: Дети, посмотрите сколько много артистов собралось на арене Цифроцирка? Предлагаю их сосчитать. (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, мне кажется, что эти зверята похожи на цифры. На какие?
Дети: Еж похож на цифру 1, зайка – 2, мышка -3, крыса -4, пес – 5, кот – 6, крокодил -7, обезьянка 8, лиса – 9.
Воспитатель:- Помогите МагНолику построить всех артистов в ряд. Первым встал Ежик – единичка. Кто следующий? (прямой счет от 1 до 10).
А теперь первыми встанут Еж и МагНолик (число10). Кто следующий? Лиса – девятка (обратный счет от 10 до 1).
МагНолик: Дети, вы молодцы и с этим заданием справились.
МагНолик: А сейчас мы с вами отдохнём, антракт. Физминутка «Цифродвижение».
МагНолик предлагает детям вспомнить забавных цифр-зверят и показать цифру телодвижением.
МагНолик: Пришло время проверить реквизит для выступления. Поможете?
Ответы детей.
МагНолик читает задачу «У Ежика-наездника было 6 лошадей, ему подарили ещё 2 лошади. Сколько всего у Ежика лошадей?»
Дети определяют структуру задачи и решают её с помощью числовой линейки на «Игровизоре»: сначала обозначают дугой сверху первое число – 6 и кладут карточку с соответствующей цифрой, потом обозначают дугой сверху второе число - 2 и кладут карточку с цифрой. На основании рисунка делают запись с помощью цифр и арифметических знаков. Ответ задачи дети вышивают на игре «Шнур – Малыш».
Аналогично дети решают задачу на вычитание. «У Зайки – укротителя диких зверей было 10 тигров, 2 тигра заболели. Сколько тигров осталось у Зайки – укротителя?»
МагНолик: Молодцы, и с этими задачами справились.
МагНолик: Какой цирк без фокусов. Лиса-фокусница приготовила для вас фокус и просит, чтоб вы ей помогли. Поможем? (Ответы детей).
Дети на графическом тренажере «Игровизоре» выполняют графический диктант (заяц).
Воспитатель: Кто у Вас получился?
Дети: Заяц
Воспитатель: Какая это цифра в нашем «ЦифроЦирке»?
Дети: Это цифра два.
МагНолик: Дети, вы молодцы помогли нам. Спасибо вам. Мы будем рады видеть вас на представлении в субботу в «Цифроцирке».
Логопед: МагНолик, наши дети тоже хотят вас удивить. Они очень быстро, четко и красиво умеют рассказывать скороговорки.
Дети выходят и рассказывают скороговорки.
Дети: «Цапля в цирке выступала, цифры носом там писала»
«Фокусник Федот был сфокусирован на своем фокусе»
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать».
Дети прощаются с директором «Цифроцирка».
3.Окончание занятия, оценка деятельности детей.
Воспитатель: Дети, где мы с вами были?
Кому помогали?
Что вам понравилось больше всего?
Что для вас было самым трудным?