Берг М.Н. Март

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

 

Конспект образовательной деятельности

по восприятию произведений искусства:

«Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Март»

(старший дошкольный возраст)

Берг Марина Николаевна,

учитель – логопед МАДОУ № 62

 

Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Март»

Цель: использование навыка связной, повествовательной речи при составления описательного рассказа по картине.

Задачи:

Обучающие:

u Совершенствовать умения детей составлять описательный рассказ по методике Т.А. Ткаченко.

u Закрепить понятия: слова – предметы, слова – признаки, слова – действия, глагольная цепочка слов, зачин (начало рассказа), кульминация (середина рассказа), развязка (конец рассказа).

u Формировать чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

  Развивающие:

u Активизировать словарь по лексической теме: «Времена года. Весна».

u Развивать образность речи, творческое мышление.

u Стимулировать зрительное, слуховое восприятие; координацию речи с движением; умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, яркую эмоциональную реакцию.

Воспитывающие:

Воспитывать:

u отношение к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво, на правильном богатом, образном языке;

u уважение к творчеству художника И.И.Левитана;

u бережное отношение и любовь к природе, чувство гордости за свою страну;

u навык сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Словарная работа: пейзажист, этюд, эскиз, леток, зачин, кульминация, развязка, галерея.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фото, презентаций, наблюдения на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне, слушание музыки (П.И. Чайковский «Времена года», «Март», «Подснежник»; Ф.Мендельсон «Весенняя песня»).

Методы, приемы: наглядный, словесный, практическая деятельность детей.

 

Материалы и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Март», иллюстрации, портрет И.И.Левитана, музыкальная запись произведений П. И. Чайковского «Времена года», «Март», «Подснежник»; Ф. Мендельсон «Весенняя песня».

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Доброе утро, дети! Вижу, у вас замечательное настроение. И у меня хорошее настроение. Знаете почему? Ко мне, сегодня в кабинет прилетела моя знакомая ласточка.  Сегодня она будет нашей помощницей.

Сообщение темы занятия.  Создание эмоционального фона восприятия картины.

Педагог: Дети, ласточка мне рассказала, что на пути из Африки, к нам на север, они попали в снежную бурю. Пока ласточки пережидают непогоду, одна решила полететь к нам, чтобы узнать пришла ли весна.

Весна уже близко и мы расскажем ласточке, что уже можно лететь в наши края.

Звучит музыкальная запись произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года», «Март»).

Педагог читает отрывок стихотворения А.Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

 

Педагог: Дети, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Дети: О весне.

Педагог: Дети, хотя за окном снег, но мы в ожидании весны, это удивительное время года, когда все в природе просыпается.

Мы с ласточкой, хотим проверить насколько вы внимательны и наблюдательны. Для вас мы подготовили загадки, в которых спрятаны признаки весны. Заметили ли вы, эти признаки в нашем северном крае?

 

 

Начинается весна,

Ручейком бежит… (вода).

На дворе стоит апрель,

С крыши капает …(капель).

Солнце светит высоко,

Снова стало всем … (тепло).

Вот расцвел цветочек нежный,

Называется …(подснежник).

В нем всегда птенцам тепло,

Дом такой зовут … (гнездо).

Скоро будут здесь листочки,

А пока набухли… (почки).

 

Педагог: Дети, покажите нам с ласточкой, как распускаются почки.

Пальчиковая гимнастика «Почки» (цель: развитие мелкой моторики рук).

Один ребенок крепко сжимает кулаки – это «листочки». Второй ребенок берет руки первого ребенка в свои ладони – «почки». По команде педагога «почки» медленно распускаются, «листочки» появляются.

Ласточка: Дети, вы молодцы, дружно выполнили упражнения с пальчиками.

Педагог: Дети, ласточка  приглашает вас в художественную галерею. Здесь вы сможете увидеть любимую картину нашей ласточки. Она напоминает ей о приближающейся весне. Перед вами картина, которую написал выдающийся русский художник И.И. Левитан.

И.И. Левитан к своей творческой работе относился очень строго. За свою жизнь написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Для своих картин он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Русская природа была основной темой произведений Левитана. Пейзажи пронизаны светом, насыщены палитрой. Художник И.И. Левитан известен не только в России, но и во всем мире.

Педагог: Дети, внимательно рассмотрим картину И.И. Левитана.

Дети рассматривают картину.  Звучит музыкальная запись произведения

Ф. Мендельсон «Весенняя песня».

1 этап. Анализ содержания картины.

Педагог: Дети, какое время года художник изобразил на картине?

Дети: Раннюю весну.

Педагог: По каким признакам вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Кругом еще лежит снег, снег потемнел, светит яркое солнце. На деревьях набухли почки.

Педагог: В каком месяце, мы можем наблюдать такие явления в природе?

Дети: В марте.

Педагог: Художник И. Левитан, так и назвал свою картину «Март».

Педагог: Каким изобразил художник небо?

Дети: Чистым, голубым, высоким.

Педагог: Какими словами можно сказать о снеге?

Дети: Грязный, серый, сырой, тяжелый.

Педагог: Что показалось из-под снега?

Дети: Местами, из-под снега показались проталины.

Педагог: Расскажите о деревьях, которые вы видите на картине?

Дети: Хвойные деревья: сосны, ели – пушистые. Лиственные, пока без листьев, но набухли почки.

Педагог: Что вы видите на высокой березе?

Дети: Скворечник.

Ласточка: «Скоро прилетят мои друзья – скворцы и будут жить в этом доме».

Ласточка предлагает поиграть в игру «Скворечник» (И. Ныркова)

 

Содержание упражнений

Выполняемые действия

Мы скворцам построим дом,

Стучат кулаками друг о друга.

Чтобы жили дружно в нем.

Переплетают пальцы рук в «замок».

Папа, мама и птенцы -

Активно сжимают и разжимают пальцы.

Развеселые скворцы.

Машут перекрещенными кистями рук.

Стенка, стенка, потолок,

Крыша, жердочка, леток.

Образно строят дом.

 

Ласточка: Дети, какие красивые, уютные домики вы построили. Молодцы!

2 этап. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Педагог: О чем хотел рассказать художник?

Дети: Зима заканчивается. Приближается весна.

Педагог: Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

Дети: Радостное.

Педагог: Какое чувство вы испытываете, любуясь этой картиной?

Дети: Приятное, веселое, восторженное.

 

3 этап. Составление исходного рассказа по картине.

Педагог: Дети, внимательно посмотрите на картину, подумайте и придумайте предложения по картине, чтобы получился рассказ. Придумывать предложения будем по цепочке. Ласточка будет показывать объект на картине, а вы по этому фрагменту придумывать предложение.

Дети по цепочке придумывают предложения. Составление исходного рассказа по картине.

Наступила весна. Яркое солнце греет землю. Воздух свежий, чистый. Небо голубое. Снег потемнел и стал таять. С крыш стекает капель. Лошадь, запряженная в сани, ждет хозяина. На деревьях набухли почки. Скворечник ждет своих жильцов.

4 этап. Планирование творческого рассказа.

Педагог: Дети, попробуем повторить рассказ. Мы знаем, что у рассказа есть начало (зачин), кульминация (середина рассказа), развязка (конец рассказа). Вспомним глагольную цепочку (наступила, греет, потемнел, тает, стекает, ждет, набухли) .

5 этап. Составление творческого рассказа.

Педагог: Дети, чтобы рассказ был интересным, придумаем слова – признаки к некоторым словам – предметам.

Дети составляют творческий рассказ.

Наступила долгожданная весна. Яркое, весеннее солнце греет землю. Воздух свежий, чистый. Небо высокое, голубое. Грязный, тяжелый снег потемнел и стал таять. С крыш стекает звонкая, веселая капель. Лошадь, запряженная в деревянные сани, ждет своего хозяина. На деревьях набухли почки.  Скоро из них появятся зеленые, молодые листочки.  В скворечник прилетят с юга жильцы – скворцы.

6 этап. Анализ и оценка творческого рассказа.

 Педагог: Дети, ласточке понравился ваш рассказ, она передаст его своим друзьям. Птицы обрадуются наступлению весны и прилетят к нам на север.

Ласточка: Дети, я предлагаю вам сделать моим друзьям подарки – рисунки, на которых вы нарисуете свои любимые, весенние пейзажи.

 

Дата последнего обновления страницы 05.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения