Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Земля - наша кормилица»
Горшкова Наталья Геннадьевна,
воспитатель МАДОУ № 49
Цель: знакомство детей с составом и значением почвы.
Задачи:
1. Формировать представления детей о почве (почва - верхний слой земли), взаимосвязи живого на земле, способами проращивания семян;
2. Развивать наблюдательность, смекалку, любознательность, усидчивость, умение следовать плану проведения опыта;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе.
Активизировать словарный запас детей: почва, глина, перегной, воздух, испарение.
Материал: земля, вода, семена фасоли и гороха.
Оборудование: картинки с изображением водных растений, тазики, баночки, лупы, пластинки из оргстекла, палочки, салфетки из марли, розетки, маленькие лейки, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир природы. Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна, а осенью возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведёр. Горсточка семян становятся россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа.
Цветущие растения.
Богатый урожай,
А как он получился?
Скорее называй.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот? Дети, как вы думаете, что это за удивительная кладовая? (земля, почва).
Воспитатель: Дети, что мы называем почвой? Где мы ее можем встретить? (Ответы детей: в огороде, саду, лесу, цветнике, теплице). Верно, почва – это верхний слой земли. Почва бывает разной:
Чёрной, жёлтой, красной, глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой, серой лесной, а ещё чернозёмной.
Дети, вы знаете, как образовалась почва на нашей планете Земля? (Ответы детей: нет, не знаем).
Воспитатель: Хотите узнать? Я вам расскажу вам о том, как образовалась почва (Ответы детей: хотим, да). Садитесь удобно и слушайте внимательно: «Много - много веков назад не было на нашей Земле ни растений, ни животных, а были только горы, скалы, реки, озёра и моря. От жаркого солнца, сильных ветров, частых дождей горы постепенно разрушались, и их обломки скатывались вниз. Там они перетирались друг от друга и превращались в песок и глину. Первые растения и животные появились в воде, а когда животные выползали на сушу, то тащили за собой растение. Оказавшись на суше, растения перегнивали, смешивались с песком, глиной и камешками - образовывали почву, на которой могли развиваться другие растения. Некоторые растения росли наполовину в воде, а их цветы, как будто, плавали на её поверхности, посмотрите на экран (Приложение 1). Когда у них появлялись семена, ветер подхватывал их и разбрасывал по суше. Семена, попадавшие на камни, погибали, а те, что перемешивались с остатками сгнивших растений, песком, глиной и камнями, прорастали, потому что это была уже почва, которую вы видите на экране (Приложение 2). Затем на почве появились другие растения, из которых через некоторое время образовывался перегной. Так слой почвы увеличивался, становился толще. Почва - это плодородный слой земли. Вот вы и узнали, как на нашей планете появился плодородный слой земли».
Воспитатель: На его образование ушло очень много лет. Почва образуется очень медленно, а вот разрушиться она может быстро.
Воспитатель: Дети, там, где люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает ветер. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей: растения укрепляют почву своими корнями, защищают от потоков воды, листва оберегает от ветра). Что нужно делать для сохранения почвы? (Ответы детей: высаживать деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, злаковые культуры).
Воспитатель: Верно, растения укрепляют почву своими корнями, защищают от потоков воды, а листвой оберегают от сильного ветра. Вот почему для сохранения почвы очень нужно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет.
Воспитатель: Дети, приглашаю отдохнуть.
Проводится физическая минутка:
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Воспитатель: Дети, приглашаю вас в лабораторию, мы сегодня проведём эксперименты с почвой. Проходите к столам и садитесь удобно.
Воспитатель: Дети, первый опыт называется «Из чего состоит почва» В ходе опыта мы определим состав почвы. Перед вами на столах размещены лупа и образцы почвы. Возьмите лупу и рассмотрите почву. Скажите, из чего состоит почва? Что вы видите? (Ответы детей: из песка, камней, глины). Предлагаю зарисовать результаты нашего экспериментирования. Найдите на столе карточку, куда будем заносить результаты опытов, в строчке под цифрой 1 что мы зарисуем? (Ответы детей: песок, глина, камешки, воздух).
Воспитатель: Дети, второй опыт называется «Сухая и влажная почва». В ходе опыта нам предстоит определить в какой из баночек находится влажная почва, и чем она отличается от сухой? Перед вами 2 баночки с почвой. Для того, чтобы узнать в какой баночке находится сухая почва, а в какой – влажная, накройте стеклом (оргстекло) баночки на 2 минуты, песочные часы помогут нам определить время. Дети наблюдают за происходящими изменениями. Дети, что произошло со стеклом? (Ответы детей: на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой – капелек нет).
Воспитатель: Предлагаю занести результаты экспериментирования в таблицу, В строчке под цифрой 2, что мы зарисуем? (Ответы детей сухую почву мы зарисуем светлым карандашом, а влажную - тёмной).
Воспитатель: Третий опыт называется «Есть ли в почве воздух?». Как вы думаете, как можно определить есть ли воздух в почве? (Ответы детей: не знаем) Возьмите ложечкой землю и опустите её в таз с водой. Что появилось на поверхности? (Ответы детей: пузырьки). Верно, это пузырьки воздуха, а это значит, что в земле есть воздух, поэтому некоторые животные могут жить в земле.
Воспитатель: Что мы видели на дне тазика? (Ответы детей: камешки, песок). Предлагаю зафиксировать результаты экспериментирования, в строчке под цифрой 3 что мы зарисуем? Верно, на дне таза нарисуем землю, а наверху пузырьки воздуха.
Дети, назовите, каких подземных жителей вы знаете (Ответы детей: черви, жуки, личинки, мыши, кроты). Как вы думаете, чем питаются дождевые черви? (Ответы детей: остатками гниющих листьев, растений, заглатывают комочки земли, песчинки). Кто питается червями? (Ответы детей: рыбы). Чем ещё питаются рыбы? (Ответы детей: мухами, водорослями). Дети, вы знаете, кто охотится на рыб? (Ответы детей: птицы, медведи, человек). Как вы думаете, что будет, если исчезнет плодородный слой земли? (ответы детей: пропадут растения). Значит, червям нечем будет питаться. Что с ними произойдёт? (Ответы детей: они погибнут). А если исчезнут черви, что произойдёт с рыбами? (Ответы детей). А что произойдёт с птицами, которые питаются червями? (Ответы детей: все они тоже погибнут).
Воспитатель: Правильно, плодородный слой почвы кормит и человека, и животных. Можно ли сказать, что Земля - наша кормилица? (Ответы детей). Верно, в природе всё взаимосвязано.
Воспитатель: Дети, четвёртый опыт называется «Хитрые семена». В ходе опыта мы с вами познакомимся с различными способами проращивания семян. Люди, у которых есть дачные участки, весной сеют семена овощей в землю. Однако, не все из них прорастают и не все растения дают ростки одинаково быстро. Я предлагаю научиться, правильно проращивать семена и узнать, какие семена прорастают быстро, а какие - медленно. Как вы думаете, какие из семян прорастут быстрее - сухие или заранее замочённые? (Ответы детей). Перед вами семена фасоли и гороха. Возьмите одну фасоль и одно семечко гороха и аккуратно закапайте в землю, полейте водой и поставьте табличку. Другую фасоль и семечко гороха заверните в салфетку, положите в розетку и смочите водой. На другой день мы высадим семена, которые пролежали во влажной салфетке всю ночь, в землю и установим другую табличку. Через 5 дней, мы отметим, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали.
Воспитатель: Предлагаю зарисовать результаты экспериментирования. В 4 строчке, что мы зарисуем? Верно, семена фасоли и гороха нарисуем в земле, и замоченные семена фасоли и гороха нарисуем в салфетке. Этот опыт требует длительного наблюдения, поэтому мы с вами продолжим наблюдение за проращиванием семян.
Воспитатель: Дети, расскажите о том, что нового вы сегодня узнали о почве? (Ответы детей: Узнали, что как образовалась почва, что находится на поверхности земли; состоит из песка, глины, камешков и воздуха; она бывает сухой и влажной, познакомились со способом проращивания семян, о бережном к ней отношении). Что вам показалось особенно интересным?
Воспитатель: Верно, мы узнали много интересного о почве, а самое главное мы знаем, что надо ее беречь, высаживать деревья, кустарники и цветы, убирать бытовой мусор.
Воспитатель предлагает убрать рабочие места.