Конспект образовательной деятельности
Беседа по картинам «Семья — опора счастья»
для старшего дошкольного возраста
Полуэктова М.В.
социальный педагог
МАДОУ № 62
Цель: знакомство детей с картинами русских художников, отражающих жизненные ценности и традиции русской семьи в разные исторические времена.
Задачи:
1. Научить детей в картинах определять семейные традиции, особенностей характера, взаимоотношений в семье.
2. Развивать у детей интерес к живописи, творческой деятельности русских художников.
3. Воспитывать у детей доброту, любовь, чувство уважения, сопереживания, ответственности к родным и близким, семейным традициям.
Материал: картина Николая Сергеевича Третьякова «Утром на даче» 1888 год, картина Бориса Михайловича Кустодиева «На террасе» 1906 год, картина Константина Александровича Титова «В семье» 1947 год, картина Юрия Петровича Кугача «В субботу» 1964 год.
Ход образовательной деятельности.
Педагог: Дети, сегодня мы побываем в картинной галерее и рассмотрим картины русских художников о семье, которые отражают жизнь и традиции семьи в разные исторические времена.
Сейчас мы с вами видим картину, которая называется «Утром на даче». Написал эту картину Николай Сергеевич Третьяков в 1888 году. Дети, кого художник изобразил на картине? (На картине художник изобразил собаку, двух мальчиков, двух женщин. На картине художник изобразил собаку, двух детей, двух женщин. На картине художник изобразил маму с детьми, няню, собаку). Педагог: Правильно, художник изобразил семейный завтрак в летнем саду за чайным столом. Внимание всех за столом сосредоточено на собаке, сидящей на стуле как полноправный член семьи. Дети с увлечением и любопытством наблюдают за ней, а взрослые, хоть и напряжены, опасаясь непредвиденного, но с удовольствием участвуют в происходящем. А как всех этих людей можно назвать одним словом? Ответы детей (Одним словом этих людей можно назвать семья). Дети, обратите внимание, что картина называется «Утром на даче». Какое настроение у мамы, детей и няни? Ответы детей (У мальчика, который кормит собаку, настроение хорошее, он улыбается. У няни настроение тоже хорошее, она тоже улыбается. У брата настроение хорошее. Он с интересом наблюдает, как его старший брат кормит собаку. Мама не улыбается, она серьёзная). Дети, как вы думаете, почему мама серьёзная? Ответы детей (Мама серьёзная, потому что волнуется за мальчика).
Дети, обратите внимание, что картина написана очень давно. На картине художник изобразил жизнь и семейные традиции людей 19 века.
Дети, давайте рассмотрим, какие семейные традиции изобразил художник.
За столом за завтраком сидят все члены семьи?
Ответы деты детей (За столом сидят все члены семьи).
Правильно. Раньше за столом на завтрак, на обед и на ужин собиралась вся семья. Так было принято. Это считалось семейной традицией.
Дети, обратите внимание, что на столе накрыта скатерть. Раньше скатерть на стол стелили обязательно. Это считалось частью культуры.
Дети, вам понравилась картина?
Ответы детей.
Дети, какие чувства у вас вызвала эта картина?
Ответы детей.
Сейчас мы с вами рассмотрим ещё одну картину, на которой изображены жизнь и семейные традиции людей уже прошлого 20 века. Картина называется «На террасе». Написал её Борис Михайлович Кустодиев в 1906 году. Это начало 20 века. Художник изобразил семейное чаепитие за столом на террасе дома. Хозяйка разливает чай по фарфоровым чашкам. Взрослые люди ведут беседу между собой, дети находятся рядом. Картина отражает гостеприимство русской семьи, семейное счастье, доброту, где все члены семьи помогают друг другу.
Дети, кого художник изобразил на картине?
Ответы детей (На картине художник изобразил маму, папу, няню, девочку, мальчика, мужчину, женщину).
Дети, как всех этих людей можно назвать одним словом?
Ответы детей (Одним словом всех этих людей можно назвать семья).
Правильно. На картине художник изобразил семью.
Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, семья большая или маленькая? Ответы детей (Семья большая).
Дети, обратите внимание, что мама изображена в центре картины. Мама разливает всем членам семьи чай, приглядывая за младшей дочкой. Художник показывает нам, что мама – хозяйка в доме. Мама олицетворяет гостеприимство, добродушие в доме и семье.
Дети, обратите внимание, что за столом собралась вся семья. Художник показывает нам семейные традиции собираться всем вместе. Раньше эта традиция была обязательной.
Дети, как вы думаете, семья, дружная или нет?
Ответы детей (Семья дружная).
Дети, какие чувства у членов семьи друг к другу?
Ответы детей.
Художник изобразил всех членов семьи в хорошем настроении. Художник показал нам, что в семье доброжелательная и спокойная обстановка. Все члены семьи любят и ценят друг друга.
Дети, какие цвета при написании картины использовал художник, яркие или тёмные?
Ответы детей (При написании картины художник использовал яркие цвета).
Дети, вам понравилась картина?
Ответы детей.
Дети, какие чувства у вас вызвала эта картина? Ответы детей.
Следующая картина, которую мы с вами рассмотрим, называется «В семье». Написал её Константин Александрович Титов в 1947 году. Картина написана в послевоенное время. Два года назад в 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Картина отражает жизнь после войны.
Дети, кого художник изобразил на картине?
Ответы детей (Художник изобразил на картине маму, папу, девочку, мальчика, дедушку, бабушку).
На картине художник изобрази семью в послевоенное время. Обратите внимание, что семья состоит из двух поколений. Это когда в семье проживают бабушка и дедушка.
Дети, мы видим с вами, что в центре картины находится малыш, которого мама с нежностью и заботой моет в тазу. Рядом находится папа и готовится вытирать малыша полотенцем. Старшая сестра с интересом смотрит, как мама моет младшего брата. Дедушка показывает малышу кисточку винограда, привлекая, таким образом, его внимание. Бабушка находится на дальнем плане картины. Бабушка раскладывает на столе фрукты и в то же время с нежностью и заботой смотрит на малыша. Художник показывает нам, что внимание всех членов семьи обращено на малыша. Малыш как образ сплочения всей семьи. Все члены семьи очень любят малыша и заботятся о нём. Взрослые подают хороший пример девочке, что в семье все должны помогать друг другу.
Дети, какое настроение у малыша?
Ответы детей (У малыша хорошее настроение, он улыбается).
Мы видим с вами, что малыш улыбается. Он радуется, что рядом с ним находится мама, папа, старшая сестра, дедушка, бабушка. Он чувствует любовь и заботу родных и близких ему людей.
Какое настроение у других членов семьи?
Ответы детей (У других членов семьи настроение тоже хорошее).
Дети, как вы думаете, семья дружная или нет?
Ответы детей (Семья дружная).
Дети, посмотрите внимательно на картину. Как вы думаете, какие чувства у героев картины друг к другу?
Ответы детей (Все любят друг друга).
Художник показывает нам, что в семье спокойная обстановка, присутствует сплочение семьи, взаимопомощь, уважение и доброта друг к другу.
Дети, семья большая или маленькая?
Ответы детей (Семья большая).
Мы видим, что папа в военной форме. Папа в семье является военным, был на войне.
Дети, как вы думаете, члены семьи гордятся тем, что папа был на войне?
Ответы детей.
Дети, вам понравилась эта картина?
Ответы детей.
Какие чувства она у вас вызвала?
Ответы детей.
Ещё одна картина, которую мы рассмотрим, называется «В субботу». Написал её Юрий Петрович Кугач в 1964 году. Это середина 20 века. Картина отражает жизнь простой семьи, живущей в деревне.
Дети, кого художник изобразил на картине?
Ответы детей (На картине художник изобразил маму, бабушку, старшую дочку, младшую дочку, среднюю дочку, кошку).
Дети, обратите внимание, что художник изобразил семью, в которой одни женщины. Семья состоит из двух поколений. В семье проживает бабушка. Кошка тоже изображена как член семьи.
Дети, обратите внимание, что в центре картины изображены мама, бабушка, средняя дочь, старшая дочь и кошка, которая как полноправный член семьи находится рядом с людьми. Младшая дочь изображена в стороне.
Дети, обратите внимание, что картина называется «В субботу». Суббота – это выходной день. Где находятся мама, бабушка и дети дома, в школе, на работе?
Ответы детей (Мама, бабушка и дети находятся дома).
Дети, мы видим с вами, что мама расчёсывает себе волосы, бабушка заплетает внучке косы, старшая дочь несёт самовар с водой, чтобы вскипятить. Младшая дочь пьёт из кружки воду, а может быть молоко. Как вы думаете, какое время дня художник изобразил на картине?
Ответы детей (Художник изобразил на картине утро).
Дети, что собирается делать семья?
Ответы детей (Семья собирается завтракать).
Дети, обратите внимание, что в семье самовар, несмотря на то, что середина 20 века. Традиции семей, которые жили в деревне, отличались от традиций семей живущих в городе. В деревнях было принято ставить самовар. А в семьях всегда жили животные.
Дети, внимательно посмотрите на внешний вид комнаты. Обратите внимание на белую стену с кружевными полотенцами, на фоне которой изображены герои картины. Это русская печь. Во всех деревенских домах были печи, которые топились дровами. Обратите внимание, что стены и полы в доме деревянные. На полу постелены половики. Полы в доме обязательно были застелены половиками. Так было принято.
Дети, какое настроение у членов семьи? Почему?
Ответы детей (У всех членов семьи настроение хорошее).
Мы видим с вами, что художник изобразил всех членов семьи в хорошем настроении. Все радуются выходному дню, а значит, можно никуда не спешить и заняться своими любимыми делами.
Какие чувства у членов семьи друг к другу?
Ответы детей (Все члены семьи любят друг друга, помогают друг другу).
Художник показал нам, что в семье спокойная обстановка. Присутствует доброта взаимопомощь, любовь и уважение друг к другу. Все члены семьи ценят друг друга.
Дети, вам понравилась эта картина? Какие чувства она у вас вызвала?
Дети, посмотрите на все четыре картины. Как вы думаете, что их объединяет?
Что вы узнали о жизни семей, живущих в разных временах, рассматривая картины?
Сохранились ли семейные традиции в нашей современной жизни?
Какие традиции сохраняет ваша семья? Что вы любите делать все вместе?
Ответы детей.
Предлагаю вам нарисовать свою семью и передать в рисунке ваши семейные традиции.
Полуэктова М.В.
социальный педагог
МАДОУ № 62
Цель: знакомство детей с картинами русских художников, отражающих жизненные ценности и традиции русской семьи в разные исторические времена.
Задачи:
1. Научить детей в картинах определять семейные традиции, особенностей характера, взаимоотношений в семье.
2. Развивать у детей интерес к живописи, творческой деятельности русских художников.
3. Воспитывать у детей доброту, любовь, чувство уважения, сопереживания, ответственности к родным и близким, семейным традициям.
Материал: картина Николая Сергеевича Третьякова «Утром на даче» 1888 год, картина Бориса Михайловича Кустодиева «На террасе» 1906 год, картина Константина Александровича Титова «В семье» 1947 год, картина Юрия Петровича Кугача «В субботу» 1964 год.
Ход образовательной деятельности.
Педагог: Дети, сегодня мы побываем в картинной галерее и рассмотрим картины русских художников о семье, которые отражают жизнь и традиции семьи в разные исторические времена.
Сейчас мы с вами видим картину, которая называется «Утром на даче». Написал эту картину Николай Сергеевич Третьяков в 1888 году.
Дети, кого художник изобразил на картине? (На картине художник изобразил собаку, двух мальчиков, двух женщин. На картине художник изобразил собаку, двух детей, двух женщин. На картине художник изобразил маму с детьми, няню, собаку).
Педагог: Правильно, художник изобразил семейный завтрак в летнем саду за чайным столом. Внимание всех за столом сосредоточено на собаке, сидящей на стуле как полноправный член семьи. Дети с увлечением и любопытством наблюдают за ней, а взрослые, хоть и напряжены, опасаясь непредвиденного, но с удовольствием участвуют в происходящем.
А как всех этих людей можно назвать одним словом?
Ответы детей (Одним словом этих людей можно назвать семья).
Дети, обратите внимание, что картина называется «Утром на даче».
Какое настроение у мамы, детей и няни?
Ответы детей (У мальчика, который кормит собаку, настроение хорошее, он улыбается. У няни настроение тоже хорошее, она тоже улыбается. У брата настроение хорошее. Он с интересом наблюдает, как его старший брат кормит собаку. Мама не улыбается, она серьёзная).
Дети, как вы думаете, почему мама серьёзная?
Ответы детей (Мама серьёзная, потому что волнуется за мальчика).
Дети, обратите внимание, что картина написана очень давно. На картине художник изобразил жизнь и семейные традиции людей 19 века.
Дети, давайте рассмотрим, какие семейные традиции изобразил художник.
За столом за завтраком сидят все члены семьи?
Ответы деты детей (За столом сидят все члены семьи).
Правильно. Раньше за столом на завтрак, на обед и на ужин собиралась вся семья. Так было принято. Это считалось семейной традицией.
Дети, обратите внимание, что на столе накрыта скатерть. Раньше скатерть на стол стелили обязательно. Это считалось частью культуры.
Дети, вам понравилась картина?
Ответы детей.
Дети, какие чувства у вас вызвала эта картина?
Ответы детей.
Сейчас мы с вами рассмотрим ещё одну картину, на которой изображены жизнь и семейные традиции людей уже прошлого 20 века. Картина называется «На террасе». Написал её Борис Михайлович Кустодиев в 1906 году. Это начало 20 века. Художник изобразил семейное чаепитие за столом на террасе дома. Хозяйка разливает чай по фарфоровым чашкам. Взрослые люди ведут беседу между собой, дети находятся рядом. Картина отражает гостеприимство русской семьи, семейное счастье, доброту, где все члены семьи помогают друг другу.
Дети, кого художник изобразил на картине?
Ответы детей (На картине художник изобразил маму, папу, няню, девочку, мальчика, мужчину, женщину).
Дети, как всех этих людей можно назвать одним словом?
Ответы детей (Одним словом всех этих людей можно назвать семья).
Правильно. На картине художник изобразил семью.
Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, семья большая или маленькая? Ответы детей (Семья большая).
Дети, обратите внимание, что мама изображена в центре картины. Мама разливает всем членам семьи чай, приглядывая за младшей дочкой. Художник показывает нам, что мама – хозяйка в доме. Мама олицетворяет гостеприимство, добродушие в доме и семье.
Дети, обратите внимание, что за столом собралась вся семья. Художник показывает нам семейные традиции собираться всем вместе. Раньше эта традиция была обязательной.
Дети, как вы думаете, семья, дружная или нет?
Ответы детей (Семья дружная).
Дети, какие чувства у членов семьи друг к другу?
Ответы детей.
Художник изобразил всех членов семьи в хорошем настроении. Художник показал нам, что в семье доброжелательная и спокойная обстановка. Все члены семьи любят и ценят друг друга.
Дети, какие цвета при написании картины использовал художник, яркие или тёмные?
Ответы детей (При написании картины художник использовал яркие цвета).
Дети, вам понравилась картина?
Ответы детей.
Дети, какие чувства у вас вызвала эта картина? Ответы детей.
Следующая картина, которую мы с вами рассмотрим, называется «В семье». Написал её Константин Александрович Титов в 1947 году. Картина написана в послевоенное время. Два года назад в 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Картина отражает жизнь после войны.
Дети, кого художник изобразил на картине?
Ответы детей (Художник изобразил на картине маму, папу, девочку, мальчика, дедушку, бабушку).
На картине художник изобрази семью в послевоенное время. Обратите внимание, что семья состоит из двух поколений. Это когда в семье проживают бабушка и дедушка.
Дети, мы видим с вами, что в центре картины находится малыш, которого мама с нежностью и заботой моет в тазу. Рядом находится папа и готовится вытирать малыша полотенцем. Старшая сестра с интересом смотрит, как мама моет младшего брата. Дедушка показывает малышу кисточку винограда, привлекая, таким образом, его внимание. Бабушка находится на дальнем плане картины. Бабушка раскладывает на столе фрукты и в то же время с нежностью и заботой смотрит на малыша. Художник показывает нам, что внимание всех членов семьи обращено на малыша. Малыш как образ сплочения всей семьи. Все члены семьи очень любят малыша и заботятся о нём. Взрослые подают хороший пример девочке, что в семье все должны помогать друг другу.
Дети, какое настроение у малыша?
Ответы детей (У малыша хорошее настроение, он улыбается).
Мы видим с вами, что малыш улыбается. Он радуется, что рядом с ним находится мама, папа, старшая сестра, дедушка, бабушка. Он чувствует любовь и заботу родных и близких ему людей.
Какое настроение у других членов семьи?
Ответы детей (У других членов семьи настроение тоже хорошее).
Дети, как вы думаете, семья дружная или нет?
Ответы детей (Семья дружная).
Дети, посмотрите внимательно на картину. Как вы думаете, какие чувства у героев картины друг к другу?
Ответы детей (Все любят друг друга).
Художник показывает нам, что в семье спокойная обстановка, присутствует сплочение семьи, взаимопомощь, уважение и доброта друг к другу.
Дети, семья большая или маленькая?
Ответы детей (Семья большая).
Мы видим, что папа в военной форме. Папа в семье является военным, был на войне.
Дети, как вы думаете, члены семьи гордятся тем, что папа был на войне?
Ответы детей.
Дети, вам понравилась эта картина?
Ответы детей.
Какие чувства она у вас вызвала?
Ответы детей.
Ещё одна картина, которую мы рассмотрим, называется «В субботу». Написал её Юрий Петрович Кугач в 1964 году. Это середина 20 века. Картина отражает жизнь простой семьи, живущей в деревне.
Дети, кого художник изобразил на картине?
Ответы детей (На картине художник изобразил маму, бабушку, старшую дочку, младшую дочку, среднюю дочку, кошку).
Дети, обратите внимание, что художник изобразил семью, в которой одни женщины. Семья состоит из двух поколений. В семье проживает бабушка. Кошка тоже изображена как член семьи.
Дети, обратите внимание, что в центре картины изображены мама, бабушка, средняя дочь, старшая дочь и кошка, которая как полноправный член семьи находится рядом с людьми. Младшая дочь изображена в стороне.
Дети, обратите внимание, что картина называется «В субботу». Суббота – это выходной день. Где находятся мама, бабушка и дети дома, в школе, на работе?
Ответы детей (Мама, бабушка и дети находятся дома).
Дети, мы видим с вами, что мама расчёсывает себе волосы, бабушка заплетает внучке косы, старшая дочь несёт самовар с водой, чтобы вскипятить. Младшая дочь пьёт из кружки воду, а может быть молоко. Как вы думаете, какое время дня художник изобразил на картине?
Ответы детей (Художник изобразил на картине утро).
Дети, что собирается делать семья?
Ответы детей (Семья собирается завтракать).
Дети, обратите внимание, что в семье самовар, несмотря на то, что середина 20 века. Традиции семей, которые жили в деревне, отличались от традиций семей живущих в городе. В деревнях было принято ставить самовар. А в семьях всегда жили животные.
Дети, внимательно посмотрите на внешний вид комнаты. Обратите внимание на белую стену с кружевными полотенцами, на фоне которой изображены герои картины. Это русская печь. Во всех деревенских домах были печи, которые топились дровами. Обратите внимание, что стены и полы в доме деревянные. На полу постелены половики. Полы в доме обязательно были застелены половиками. Так было принято.
Дети, какое настроение у членов семьи? Почему?
Ответы детей (У всех членов семьи настроение хорошее).
Мы видим с вами, что художник изобразил всех членов семьи в хорошем настроении. Все радуются выходному дню, а значит, можно никуда не спешить и заняться своими любимыми делами.
Какие чувства у членов семьи друг к другу?
Ответы детей (Все члены семьи любят друг друга, помогают друг другу).
Художник показал нам, что в семье спокойная обстановка. Присутствует доброта взаимопомощь, любовь и уважение друг к другу. Все члены семьи ценят друг друга.
Дети, вам понравилась эта картина? Какие чувства она у вас вызвала?
Дети, посмотрите на все четыре картины. Как вы думаете, что их объединяет?
Что вы узнали о жизни семей, живущих в разных временах, рассматривая картины?
Сохранились ли семейные традиции в нашей современной жизни?
Какие традиции сохраняет ваша семья? Что вы любите делать все вместе?
Ответы детей.
Предлагаю вам нарисовать свою семью и передать в рисунке ваши семейные традиции.