Созинова С.В. Космос

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

Конспект занятия по теме: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщение знаний детей о космосе.

Задачи занятия: - познакомить детей с названиями планет солнечной системы, с именами российских ученых-конструкторов; - уточнить знания детей о созвездиях, о первооткрывателях космоса;

- развивать познавательные интересы к объектам космоса, его изучению, освоению;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, речь, звуковую культуру речи, фонематический слух в игре «Подскажи словечко», мелкую и общую моторику;

- формировать чувство патриотизма, гордости за нашу страну, уважения к людям, прославившим её;

 - воспитывать доброжелательность по отношению к окружающему миру;

 - формировать умение согласованно работать в парах.

Словарная работа: астроном, звездочет, космос, космонавт, НЛО, созвездия, планеты, названия планет солнечной системы, ракета, спутник, луноход, телескоп, невесомость, конструктор.

Ход занятия:

 Воспитатель: Кто всё хочет знать на свете? Это нашей группы дети! Ну, тогда ко мне скорей Я зову своих друзей! (Дети подходят к воспитателю, за дверью раздается грохот.)

Что такое? Сейчас узнаю, что случилось… Посмотрите, какой необычный предмет влетел в открытое окно (одноразовая бумажная тарелка, покрытая фольгой, на колесиках и с антеннами из фольги).

Как вы думаете, что это такое может быть? Что вам это напоминает? Да, возможно, этот неопознанный летающий аппарат случайно залетел к нам. А, может не случайно? Надо его обследовать. Что-то есть внутри аппарата! (Воспитатель переворачивает тарелку, на дне которой прикреплено сердечко). Да, вы правы, это сердечко. Это послание нам. Но откуда? Посмотрите, на обратной стороне сердечка – шифровка (ребус, где изображены косы с запятой справа от картинки и мост с запятой справа от картинки, см. Приложение

 1). Если мы её разгадаем, то узнаем обратный адрес:

 Это слово всем известно:

 Побывать там интересно

Изучать Луну, планеты,

 Звёзды разные, кометы,

 Землю сверху повидать…

 Сможешь слово отгадать?

 Правильно, это слово КОСМОС. Вот откуда прилетело к нам дружеское послание! (воспитатель включает проектор, на потолке появляются звёзды)

Ночью в небе звёзд немало.

Тайна неба привлекала

Человека с давних пор…

Вот об этом разговор!

 (Воспитатель приглашает детей сесть на стулья за столы).

Ещё с древних времён человека манило небо, звездное пространство. Человек хотел знать, что же там далеко-далеко. Люди наблюдали за солнцем, луной, звездами. Созвездиям придумывали названия. Может, кто-то из вас знает какие-либо созвездия? (см. Приложение

5) Какую яркую большую звезду мы можем днем видеть на небе? Это наше солнце. А какую звезду, отличающуюся по величине от других звезд, мы можем увидеть в ночном небе? Это полярная звезда. По ней в древности путешественники искали направление своего пути, так как эта звезда всегда указывает, где находится север. Когда был изобретен телескоп, ученые-астрономы узнавали еще больше о тайнах космоса. Давайте сейчас превратимся в древних ученых-астрономов, наденьте колпачки со звездочками, возьмите в руки телескоп. У вас нет телескопа? Но у вас у каждого на столе лежит листок бумаги. Как его превратить в телескоп? Правильно, свернуть в трубочку. Итак, внимание, звездочеты! Перед вами звездное небо (демонстрационные коллажи с изображением звезд в количестве до 10, см. Приложения 2 и 3).

 Сосчитайте, сколько звёзд на небе. Уважаемые ученые, вы согласны с ответами ваших коллег? Посмотрите, какое удивительное созвездие. Какое бы название вы ему дали? (коллаж, см. Приложение 4)

 Молодцы, вы были хорошими учеными-астрономами. Кто знает, почему древних ученых называли астрономами? «Астра» по-гречески обозначает «звезда». То есть это ученые, изучающие звезды. Но они изучали не только звезды, но и планеты. С изобретением телескопа, мощной подзорной трубы, древние ученые открыли существование других планет, которые так же, как и наша Земля вращались вокруг солнца. Кто знает их названия? Ближе всех к солнцу находится Меркурий (воспитатель показывает на магнитной доске с помощью плоскостных изображений планет и солнца, см Приложение 6),затем Венера, за ней расположена наша с вами планета Земля, дальше находятся Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Я предлагаю вам превратиться в любую из планет, а я буду солнцем. Начинайте движение вокруг солнца:

Мы в планеты превратились,

 Вокруг солнца закружились,

Чтоб сменялись друг за другом

То жара, то холод с вьюгой

. Даже ночью, даже днём

 Никогда не упадём.

 Молодцы! Проходите на места. Сейчас я узнаю, что вы запомнили о планетах. Перед вами лежат цифры. Нужно будет показать ту цифру, которая будет обозначать нужное число. Будьте внимательны! Какая планета находится ближе всех к солнцу? Покажите цифру, назовите планету. На каком месте находится наша Земля? Какая планета самая большая по величине? У какой планеты есть кольца? Какая планета находится между Меркурием и Землей? Сколько планет вращается вокруг солнца? (если дети затрудняются назвать планету, воспитатель помогает, называет).

 В далекие времена люди хотели не только изучать космос, но и самим отправиться в космическое путешествие. Благодаря нашим с вами соотечественникам К.Э. Циолковскому, дедушке космонавтики, и конструктору С.П. Королеву появились сначала спутники (космические аппараты, способные летать вокруг земли), а потом и ракеты. (см. Приложение 7)

Но сначала в космосе побывали животные. Самыми знаменитыми космонавтами среди них были собаки Белка и Стрелка. (см. Приложение 8).

И вот мечта людей сбылась: Ракета в космос понеслась! А на борту был человек, Прославил он двадцатый век! Гордимся, что в ракете той Был русский парень – наш герой! Кто знает его имя? Да, это Юрий Алексеевич Гагарин (см. Приложение 9)

 Первый космонавт Земли. 12 апреля он поднялся на космическом корабле «Восток – 1» в космос, облетел на нем вокруг Земли один раз и снова вернулся на Землю. (см. Приложение 10)

Теперь этот день стали отмечать как День Космонавтики. Прошло 60 лет после первого полета человека в космос, с тех пор много космонавтов побывало там, но люди помнят этот день, этот подвиг. Ведь только смелый, сильный, умный человек смог совершить полет в неизвестность, где еще не бывал человек! Прежде чем стать космонавтом, Юрий Гагарин много учился, усиленно занимался спортом, тренировался на специальных тренажерах, поэтому он попал в отряд космонавтов. Любимым словом для него было слово «работать». Много лет изучал самолеты, летал на них, служил летчиком, даже у нас на севере, в Мурманской области. Юрия Гагарина помнит весь мир, а мы гордимся тем, что это был наш соотечественник. Про него сложено много стихов, песен, поставлены памятники, его именем названы улицы, проспекты, город, где он родился. Гагарин проложил человечеству дорогу в космос.

 После него другие космонавты стали летать в космос. Среди них первая в мире женщина, наша соотечественница, Валентина Терешкова. (см. Приложение 10)

 Американские астронавты побывали на Луне. Наши космические аппараты-луноходы уже работают на Луне (см. Приложение 12), в скором времени и космонавты отправятся туда.

 Давайте об этом расскажем с помощью рук (пальчиковая гимнастика):

Интересно мы играем: (Хлопки)

Мы ракету запускаем.(Соединить ладони)

Вот поднялась высоко,(Соединенные ладони поднять)

 Улетела далеко,(«Смотрим в бинокль»)

Прилунилась на Луну…(Соединить пальцы рук в виде шара)

 Я домой её верну.(Положить ладонь на ладонь)

 После первого полета человека в космос у детей появилась мечта стать космонавтами, а космонавтом может стать только тот, кто много учится, занимается спортом. Хотите быть принятыми в отряд космонавтов?

В космос дали нам путёвку, Значит, все на тренировку!

Для начала предлагаю разминку: прыжки из обруча в обруч друг за другом.

 Восстановим дыхание: Носом – вдох, а выдох – ртом,

Пульс проверим мы потом.

Приступаем к тренировке в «центрифуге»: встаньте в обруч, возьмите его в руки, поднимите вверх. Покружитесь на носках в одну сторону…в другую. В космосе нас ожидает состояние невесомости, это как будто плаваем в воде. Резких движений делать нельзя (упражнение на расслабление):

Невесомость ощущаем,

Руки плавно поднимаем.

Плавно в стороны и вниз,

За руками наклонись.

 Начинаю проверку слуха у будущих космонавтов. Я буду называть слова, как только услышите слово КОСМОС, хлопните в ладоши: костюм, космос, кастрюля, покос, космонавт, космос, космодром, космолет… Молодцы, физподготовку прошли. Приступаем к умственной тренировке. Космонавты должны много знать и уметь, ведь им предстоит управлять космическим кораблем. Сейчас узнаем, как вы сможете правильно включить приборы на панели управления ракетой. Посмотрите внимательно на образец и «включите» такие же «кнопки». (Заштриховать кружки нужным цветом – см. Приложение 13).

 Предлагаю объединиться по парам и выполнить задание. Давайте закрепим ваши знания о космосе (игра «Подскажи словечко»): Космонавтом стать мечтаю,

В космос я всегда играю:

Я счастливей всех на свете,

 Я лечу в своей…(ракете)

Светит ночью всем она,

Впереди видна…(луна)

Что со мной? Вот это новость,

 Ощущаю…(невесомость)

Где же я? Земля, ну где ты?

Вижу разные…(планеты)

Возвращаюсь я домой,

Вот уже я над…(Землей)

Молодцы! Вы приняты в отряд будущих космонавтов. Продолжайте хорошо учиться и заниматься физкультурой, тогда вы сможете, когда вырастите, побывать в космосе и, может быть, встретить там друзей. А пока мы можем отправить им дружеское послание с нашей планеты Земля – это доброе сердечко. (см. Приложение 14)

Я прикреплю его к летающей тарелке, которая прилетела к нам тоже с дружеским посланием. Пусть она отправляется в космическое пространство с предложением дружбы и мира!

 Учебно-методическое обеспечение – в приложении.  Дополнительные материалы – обручи, листы бумаги, карандаши цветные, колпачки из бумаги для звездочётов, проектор звездного неба.  Сведения о реализации воспитательного мероприятия: данное занятие было реализовано в МАДОУ № 62 г. Кандалакша в старшей группе, воспитателем Созиновой Светланой Витальевной.

 Примечание* Весь конспект является авторской разработкой, включая стихотворные тексты, ссылка на автора обязательна.

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения