Бородкина Г.Ю

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

Конспект

подгруппового фонетического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ОНР (6-7 лет) с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Тема: "Звук [Ш] Буква Ш"

 

 Бородкина Галина Юрьевна,

учитель-логопед МБДОУ №15

 

Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления знаний детей о звуке [Ш]; знакомство с буквой Ш.

Задачи:

1.     Уточнить произношение звука [Ш].

2.     Совершенствовать навыки звукового анализа.

3.     Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш].

4.     Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику.

5.     Закреплять графический образ буквы Ш.

6.     Способствовать практическому употреблению в речи сложносочиненных предложений с союзом «а».

7.     Развивать познавательные психические процессы: зрительное восприятие, внимание, наглядно-образное мышление.

8.     Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самоконтроль за речью.

9.     Вызывать у детей эмоциональный положительный отклик на игровые действия с развивающими играми В.В. Воскобовича.

Оборудование: развивающая среда В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» (ковролиновая основа), фигурки персонажей и детали к развивающей среде на липучках; ноутбук, Игровизоры, фломастеры, Шнур-Малыш, индивидуальные зеркала, схемы для определения позиции звука в слове, набор предметных картинок.

Возрастная категория: 6-7 лет.

Ход занятия:

1.                Организационный момент.

Логопед организует детей по кругу. Логопед: Здравствуй, правая рука, (вытягиваем правую руку вперед) Здравствуй, левая рука, (вытягиваем левую руку вперед) Здравствуй, друг, (дать правую руку соседу справа) Здравствуй, друг, (дать левую руку соседу слева) Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (держимся за руки все вместе)

(Дети приветствуют друг друга)

Логопед: Дети, повернитесь к Фиолетовому лесу.

В волшебном Фиолетовом лесу живёт мальчик. Зовут его Малыш Гео. Он очень хочет пойти в школу вместе со своими друзьями. Но в волшебном Фиолетовом лесу случилось необычное происшествие и теперь друзья Гео не могут пойти в школу. Хотели бы вы узнать, почему его друзья не могут пойти в школу? Ответы детей.

Логопед: Малыш Гео отправил вам послание. Послушайте его.

(Логопед включает аудиозапись послания)

Здравствуйте, дети!

Луч Владыка заколдовал всех моих друзей:

Был Шалун Незримка, а стал алун Незримка

Был Лопушок, а стал Лопуок.

Был Медвежонок Мишик, а стал Медвежонок Миик

Был Китёнок Тимошка, а стал Тимока

Был Лягушонок Озёркин, а стал Лягуонок Озёркин.

Чтобы Луч Владыка расколдовал моих друзей, я должен собрать для него

7 золотых плодов. Помогите мне, дети!

2.     Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, послушайте ещё раз: был Шалун – стал алун, был Лопушок – стал Лопуок, был Мишик – стал Миик, был Тимошка – стал Тимока, был Лягушонок – стал Лягуонок. Назовите звук, который заколдовал Луч Владыка.

Дети: Звук [Ш].

Логопед: Вы хотите помочь Малышу Гео и вернуть пропавший звук [Ш]?

Дети: Да!

Логопед: Чтобы Луч Владыка расколдовал друзей Малыша Гео, вам нужно научиться слышать, выделять и правильно произносить звук [Ш].

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать золотые плоды. Собрав все золотые плоды, мы поможем Малышу Гео вернуть пропавший звук его друзьям.

Логопед: А вот и первое задание!

3.     Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Лягушонок Озёркин предлагает нам потренироваться правильно произносить звук [Ш]. Подойдите к стульям. Возьмите зеркала и сядьте на стулья. Посмотрите в зеркало, произнесите звук [Ш].

Дети вместе произносят звук [Ш].

- Скажите, когда мы произносим звук [Ш], губы улыбаются или округлены?

Дети: Когда мы произносим звук [Ш] губы округлены.

Логопед:  Правильно. Зубы сомкнуты или сближены?

Дети: Зубы сближены.

Логопед:  Правильно. Язык находится внизу или вверху?

Дети: Язык находится вверху.

Логопед: Язык узкий или широкий?

Дети: Язык широкий.

Логопед: Произнесите: ш-ш-ш. (Дети дуют, произнося звук [Ш]).

Логопед: Хорошо. Положите зеркала. Вы правильно произносили звук [Ш], и у нас есть первый золотой плод. (Логопед достаёт золотой плод из сундука, предлагает ребёнку прикрепить золотой плод в Фиолетовом лесу рядом с Малышом Гео).

Логопед: А теперь подойдите к Фиолетовому лесу.

 

4.     Характеристика звука.

Логопед:  Дети, Медвежонок Мишик просит вас дать характеристику звука [Ш]. Скажите, звук [Ш] – гласный или согласный? (схема на развивающей среде «Фиолетовый лес»).

Дети: Звук [Ш] – согласный.

Логопед:  Правильно. Почему звук [Ш] – согласный.

Дети: Звук [Ш] согласный, потому что при произнесении звука [Ш] воздух встречает преграду.

Логопед:  И эта преграда -  наш язык.

Логопед: Когда мы произносим звук [Ш], голосок спит или поёт? Проверьте. (Дети дотрагиваются тыльной стороной ладони до горловой области шеи)

Дети: Голосок спит.

Логопед: Значит, звук [Ш] какой, звонкий или глухой?

Дети: Звук [Ш] – глухой.

Логопед: Как вы определили, что звук Ш глухой?

Дети: Мы потрогали рукой горлышко. Оно «не поет».

Логопед: Дети, звук [Ш] – всегда твёрдый.

Логопед: Какого цвета фишкой мы обозначаем согласные твердые звуки?

Дети: Согласные твердые звуки мы обозначаем фишкой синего цвета.

Логопед: Дети, кто повторит все, что мы рассказали о звуке [Ш] ?

(Ребенок повторяет характеристику звука [Ш])

Логопед: Молодцы, вы выполнили  задание, и у нас появился второй золотой плод.

Логопед достаёт золотой плод из сундука, предлагает ребёнку прикрепить золотой плод в Фиолетовом лесу рядом с Малышом Гео.

- А теперь подойдите ко мне.

5.     Развитие фонематического слуха.

Логопед: Дети, а вот задание от Лопушка: Найдите звук [Ш] среди других звуков». Выполнить это задание нам поможет игра «Змейка».

Логопед: Сейчас я буду произносить разные звуки, а вы будете идти по кругу друг за другом. Как только я произнесу звук [Ш], вам нужно остановиться и зашипеть, как змея. Приготовились? Начинаем!

Логопед: А И О Ш, продолжаем движение: С Т Л Ш.

Логопед: Молодцы! Теперь я буду произносить слоги со звуком [Ш].  Остановитесь тогда, когда услышите слог со звуком Ш.

Логопед: Ка, Ло, Ма, Шо, продолжаем движение:  Ас, Им, Та, Ош.

Логопед: Отлично! А сейчас я буду произносить слова со звуком [Ш]. Остановитесь тогда, когда услышите слово со звуком [Ш].

Логопед: (выделяя первый звук в словах) ЛУНА, ВАТА, СУМКА, ШАПКА, КОТ, ШУМ, продолжаем движение (выделяя голосом последний звук в словах) КУРТКА, ОКНО, НОС, ДУШ.

Логопед: Молодцы, вы внимательно меня слушали и справились с заданием. За это получаете третий золотой плод. (Логопед достаёт золотой плод из сундука, предлагает ребёнку прикрепить золотой плод в Фиолетовом лесу рядом с Малышом Гео)

- Дети, подойдите к Фиолетовому лесу.

6.     Определение места звука [Ш] в словах.

 На подносе лежат картинки ШАПКА, КОШКА, ШКАФ, МАЛЫШ, ШУБА, КАРАНДАШ, ШАР, ЛОШАДЬ, КОВШ, ЛЯГУШКА, МЕШОК, ДУШ.

Логопед: А сейчас новое задание от Медвежонок Мишика: распределите картинки, которые лежат на подносе, по трем домикам

(В Фиолетовом лесу три домика. На домиках по три окна, но свет горит, только в одном окне – в первом, во втором, или в третьем).

- Если звук [Ш] слышится в начале слова, то поместите картинку рядом с первым домиком. Если звук [Ш] слышится в середине слова, то картинку следует положить около второго домика. Если звук [Ш] слышится в конце, то картинку отнесите к третьему домику. Приступайте!

Дети выполняют задание на развивающей среде «Фиолетовый лес».

Логопед: Итак, проверим, как вы справились с заданием. Назовите картинки, которые вы поместили к первому домику.

(Один ребенок называет)

Логопед: Где находится звук [Ш] в этих словах?

Дети: В этих словах звук [Ш] находится в начале.

Логопед: Теперь назовите картинки, которые вы поместили ко второму домику.

(Один ребенок называет)

Логопед: Где находится звук [Ш] в этих словах?

Дети: В этих словах звук [Ш] находится в середине слова.

Логопед: Теперь назовите картинки, которые вы отнесли к третьему домику.

(Один ребенок называет)

Логопед: Где находится звук [Ш] в этих словах?

Дети: В этих словах звук [Ш] находится в конце слова.

Логопед: Молодцы. Вы хорошо потрудились и получаете четвёртый золотой плод. Скоро мы соберем все золотые плоды и поможем Малышу Гео расколдовать своих друзей!

Логопед достаёт золотой плод из сундука, предлагает ребёнку прикрепить золотой плод в Фиолетовом лесу рядом с Малышом Гео.

А теперь отдохнем! Подойдите ко мне.

7.     Динамическая пауза.

Логопед: Китёнок Тимошка предлагает вам отдохнуть и немного размяться.

- Выполняйте движения вместе со мной (под музыкальное сопровождение)

.Дети берутся за руки, образуя круг. - Надувайся пузырь, надувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся! (Повторяя слова, дети делают круг всё больше и больше) - Ш-Ш-Ш - лопнул! (быстро отпускают руки)

Логопед: Молодцы! Заслужили пятый золотой плод.

(Логопед достаёт золотой плод из сундука, предлагает ребёнку прикрепить золотой плод в Фиолетовом лесу рядом с Малышом Гео)

Логопед: Предлагаю вам для выполнения следующего задания занять места за столами.

8.     Звуко – слоговой анализ слова ШАПКА

Шалун Незримка Всюсь и Малыш Гео – неразлучные друзья. Вместе они очень любят прятаться под волшебной шапкой-невидимкой. Вот и сегодня один из друзей спрятался под шапкой-невидимкой. Чтобы узнать, кто спрятался под шапкой-невидимкой, нужно выполнить задание на Игровизоре. (На листах изображена шапка-невидимка, под ней схема с заданным количеством пустых клеток).

Пододвиньте к себе Игровизоры.

Логопед: Назовите первый звук в слове ШАПКА.

Дети: В слове ШАПКА первый звук [Ш].

Логопед:  Звук [Ш]  гласный или согласный?

Дети: Звук [Ш]  согласный.

Логопед: Почему звук [Ш] согласный?

Дети: Воздух встречает преграду.

Логопед:  Звук [Ш] мягкий или твердый?

Дети: Звук [Ш] всегда твердый.

Логопед: Каким цветом мы обозначим звук [Ш]?

Дети: Звук [Ш] мы обозначим синим цветом

Логопед: Возьмите фломастер синего цвета и закрасьте нужную клетку (дети закрашивают первую клетку схемы синим цветом)

Логопед: Назовите второй звук в слове ШАПКА

Дети: В слове ШАПКА второй звук [А].

Логопед:  Звук [А] гласный или согласный?

Дети: Звук [А] гласный.

Логопед: Каким цветом мы обозначим гласный звук [А]?

Дети: Звук [А] мы обозначим красным цветом.

Логопед: Возьмите фломастер красного цвета и закрасьте нужную клетку (дети закрашивают вторую клетку схемы красным цветом)

Логопед: Назовите третий звук в слове ШАПКА

Дети: В слове ШАПКА третий звук [П].

Логопед:  Звук [П] гласный или согласный?

Дети: Звук [П] согласный.

Логопед: Почему звук [П] согласный?

Дети: Воздух встречает преграду.

Логопед:  Звук [П] твердый или мягкий?

Дети: Звук [П] твёрдый.

Логопед: Каким цветом мы обозначим звук [П]?

Дети: Звук [П] мы обозначим синим цветом.

Логопед: Возьмите фломастер синего цвета и закрасьте нужную клетку (дети закрашивают третью клетку схемы синим цветом)

Логопед: Назовите четвертый звук в слове ШАПКА

Дети: В слове ШАПКА четвертый звук [К].

Логопед: Звук [К] гласный или согласный?

Дети: Звук [К]  согласный.

Логопед: Почему звук [К] согласный?

Дети: Воздух встречает преграду.

Логопед: Звук [К] мягкий или твердый?

Дети: Звук [К] твердый.

Логопед: Каким цветом мы обозначим звук [К]?

Дети: Звук [К] мы обозначим синим цветом.

Логопед: Возьмите фломастер синего цвета и закрасьте нужную клетку (Дети закрашивают четвёртую клетку схемы синим цветом).

Логопед: Назовите пятый звук в слове ШАПКА

Дети: В слове ШАПКА пятый звук [А].

Логопед: Звук [А] гласный или согласный?

Дети: Звук [А] гласный.

Логопед: Каким цветом мы обозначим гласный звук [А]?

Дети: Звук [А] мы обозначим красным цветом.

Логопед: Возьмите фломастер красного цвета и закрасьте нужную клетку (дети закрашивают пятую клетку схемы красным цветом)

Логопед: Сколько всего звуков в слове ШАПКА?

Дети: В слове ШАПКА пять звуков.

Логопед: Скажите, сколько гласных звуков в слове ШАПКА?

Дети: В слове ШАПКА два гласных звука [А].

Логопед:  Сколько согласных звуков в слове ШАПКА?

Дети: В слове ШАПКА три согласных звука: Ш,П и К.

Логопед:  Сколько слогов в слове ШАПКА?

Дети: В слове ШАП-КА два слога.

Логопед: Правильно, как вы это определили?

Дети: Мы знаем правило: сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Логопед: Вытащите первый лист из Игровизора, под ним лежит лист с правильными ответами,  проверьте, верно ли вы выполнили задание. (Дети сравнивают схемы)

- Посмотрите, кто оказался под шапкой-невидимкой?

Дети: Незримка Всюсь!

Логопед: Конечно же! И это означает, что вы справились с заданием верно и получаете шестой золотой плод.

Логопед достаёт золотой плод из сундука, предлагает ребёнку прикрепить золотой плод в Фиолетовом лесу рядом с Малышом Гео.

Логопед: Уберите Игровизоры на край стола.

9.     Знакомство с буквой Ш.

Логопед: Дети, назовите звук, который мы сегодня учимся слышать, выделять и правильно произносить?

Дети: Звук [Ш].

Логопед: Есть буква, которая обозначает звук [Ш].  Вот она  на доске. Это буква Ш. Скажите, на что похожа буква Ш?

(Дети предлагают свои варианты)

Логопед: У нас последнее задание: нужно написать букву Ш с помощью Шнура-Малыша, который лежит у вас на столе. Гусеница Фифа в этом вам поможет. Она прислала нам инструкцию, как вам нужно правильно следовать. Сейчас я вам её зачитаю.

Инструкция: Возьмите Шнур-Малыш, обратите внимание, что на одном конце верёвочки есть узелок. Проденьте другой конец в правую верхнюю лунку изнутри. Далее опускаемся вниз и огибаем правую нижнюю лунку. Огибаем среднюю лунку в нижнем ряду. Затем поднимаемся вверх, огибаем среднюю лунку вверх и спускаемся вниз. Далее огибаем лунку в левом нижнем углу и ныряем в верхнюю лунку в левом углу.

(Дети выполняют задание, следуя инструкции логопеда)

Логопед:  Молодцы. У каждого из вас получилась буква Ш.

Отложите в сторону Шнур-Малыш. Вы выполнили задание и получаете последний, седьмой золотой плод.

Логопед достаёт золотой плод из сундука, предлагает ребёнку прикрепить золотой плод в Фиолетовом лесу рядом с Малышом Гео.

Логопед: Послушайте, кажется, это Малыш Гео что-то хочет вам сказать …

(Включается аудиозапись, дети стоят у развивающей среды «Фиолетовый лес»)

Малыш Гео: Дети, спасибо вам. Вы выполнили все задания  и освободили моих друзей от колдовских чар Луча Владыки. Вы настоящие молодцы, потому что помогли вернуть звук [Ш] в их имена.

Логопед: А сейчас мы ещё раз назовём наших героев правильно, я начну предложение, а вы закончите, а затем повторите его полностью.

Логопед: Был .алун Незримка, а стал…. (логопед указывает на героя, прикрепленного в Фиолетовом лесу)

Дети: Шалун Незримка.

(Дети хором  проговаривают предложение полностью)

Логопед: Был Лопу.ок, а стал… (логопед указывает на героя, прикрепленного в Фиолетовом лесу)

 Дети: Лопушок.

(Дети хором  проговаривают предложение полностью)

Логопед: Был Медвежонок Ми.ик, а стал… (логопед указывает на героя, прикрепленного в Фиолетовом лесу)

Дети: Медвежонок Мишик.

(Дети хором  проговаривают предложение полностью)

Логопед: Был Китёнок Тимо.ка, а стал… (логопед указывает на героя, прикрепленного в Фиолетовом лесу)

Дети: Китёнок Тимошка.

(Дети хором  проговаривают предложение полностью)

Логопед: Был Лягу.онок Озёркин, а стал… (логопед указывает на героя, прикрепленного в Фиолетовом лесу)

Дети:  Лягушонок Озёркин.

(Дети хором  проговаривают предложение полностью)

Логопед: Теперь они вместе с Малышом Гео могут идти в школу!

(Включается  аудиозапись)

Малыш Гео: Дети, вы отзывчивые и добрые, поэтому у меня для вас есть сюрприз, он ждет вас в группе. А  мне пора к своим друзьям. До свидания!

10.           Итог занятия.

Логопед: Дети, кому мы сегодня помогли?

Дети: Мы помогли Малышу Гео собрать 7 золотых плодов, чтобы Луч Владыка расколдовал его друзей.

Логопед: А как вы смогли помочь Малышу Гео?

Дети: Мы выполнили все задания, за каждое выполненное задание получали золотой плод.

Логопед: Какой звук мы расколдовали?

Дети: Мы расколдовали звук [Ш].

Логопед: Расскажите все об этом звуке. (Дети по опорной схеме на развивающей среде «Фиолетовый лес» дают характеристику звука [Ш]).

 

Логопед: Дети, а вот и сюрприз  Малыша Гео –  сладкие конфетки-шипучки.

(Дети прощаются и уходят)

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения