Тюнина Е.А конспект

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

Конспект образовательной ситуации по речевому развитию

 в старшей группе для детей с ОНР по теме «Как птицы готовятся к зиме»

Составила: Тюнина Екатерина Андреевна, воспитатель МБДОУ №15

 Программные задачи:

 u Закрепить и активизировать словарь по лексической теме «Птицы», систематизировать знания детей о подготовке птиц к зиме.

 u Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, упражнять в употреблении существительных множественного числа родительного падежа; в составлении простого предложения с дополнением в творительном падеже.

u Развивать связную речь; закреплять умение составлять повествовательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

u Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движениями.

 u Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им перезимовать.

 Словарная работа: поздняя осень, зимующие и перелетные птицы.

Материал, оборудование Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, развивающая среда "Фиолетовый лес", модель кормушки, изображения птиц, насекомых, рыб, льдинок из фетра на липучках, мяч, корзинка с угощением. Раздаточный материал: Игровизоры, стаканчики с фломастерами, губки.

1.     Приветствие.

Дети и воспитатель стоят в кругу на ковре .

Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2.     Введение в ситуацию.

 Со стороны мультимедийного экрана доносится карканье вороны (аудиозапись). Воспитатель: Кажется, кто-то нас зовет. Наверное, что-то случилось? Дети поворачиваются к волшебному экрану. На экране появляется ворона Каркуша.

Ворона: Здравствуйте, дети! (Дети здороваются).

-Вы меня узнали? Меня зовут «Каркуша». Была я сегодня в лесу и никак не пойму, что же там происходит: одни птицы улетают, другие никуда не собираются. Что же мне делать? Дети, помогите разобраться!

3.     Формирование и фиксация «детской» цели.

Воспитатель: Дети, хотите помочь Каркуше узнать, что происходит в лесу? (Да). Сможете?

Воспитатель: А что для этого нужно? (Нужно сходить в лес и посмотреть, что там случилось).

Воспитатель: Хорошо, вместе с Каркушей мы отправимся в лес, все узнаем и расскажем ей.

Дети с воспитателем подходят к развивающей среде «Фиолетовый лес» и встают напротив полукругом.

Воспитатель прикрепляет птицу на коврограф.  

4.     Актуализация знаний детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на Фиолетовый лес. Вы заметили, как он  изменился? Что вы здесь увидели?

На коврографе смоделированы признаки поздней осени.

Дети: Листья с деревьев опали, идет снег, на озере появились первые  льдинки.

Воспитатель: Как называется это время года? (Осень).

- Каркуша, чтобы тебе было понятно, что происходит в лесу, волшебный экран будет открывать нам  картинки-подсказки.

На экране в мнемоквадрате появляется символ «Осень».

Воспитатель: Как можно назвать период осени, когда с деревьев опадают все листья, случаются заморозки и выпадает первый снег? (Поздняя осень)

- Еще раз вместе скажем: поздняя осень. (Хоровое проговаривание).

Воспитатель:  На волшебном экране появилась еще одна картинка-подсказка.

            На экране в мнемоквадрате появляется символ «Поздняя осень».

Воспитатель: Дети, посмотрите, в лесу почти нет птиц. Куда они пропали? (Улетели в теплые края).  

Воспитатель: Скажите Каркуше, как называть одним словом птиц, которые осенью улетают от нас. Дети: Это перелетные птицы. Воспитатель: Выберите изображения перелетных птиц и прикрепите их на осенний лес. (Дети берут картинки на столе рядом с коврографом и прикрепляют их). Воспитатель: Назовите птиц, которых вы прикрепили.

Воспитатель: А вот и следующая подсказка на волшебном экране. На экране в мнемоквадрате появляется символ «Перелетные птицы». Каркуша (аудиозапись): Дети, как вы думаете, а мне надо улетать в теплые края? (Ответы детей)

Воспитатель: Попробуем вместе разобраться. Воспитатель: Как вы думаете, дети, почему осенью птицы улетают на юг? Дети: С наступлением холодов исчезает корм: прячутся под кору насекомые, рыба пропадает подо льдом водоемов, и птицы улетают в теплые края…. Воспитатель: Дети, покажите Каркуше, как это происходит. Никита, спрячь всех насекомых за дерево, Тимофей, накрой всех рыб льдинками, Матвей, собери всех птиц в стаю.

Дети моделируют ситуацию на развивающей среде «Фиолетовый лес».

Воспитатель: Молодцы! Отлично получилось! И эту ситуацию мы тоже обозначим символом. Обратите внимание на волшебный экран. На экране в мнемоквадрате появляется символ «Пропал корм».      

Игра с мячом «Поймай и назови» (дети стоят полукругом)

Воспитатель: Птицы перед отлетом на юг собираются в стаи. Чтобы они не перепутали свою стаю, поможем им. Предлагаю вам игру «Поймай и назови». Я брошу вам мяч и назову птиц, а вы назовёте стаю этих птиц. - Когда грачи соберутся все вместе, будет стая грачей.

Гуси, стая - …Скворцы, стая - ….Ласточки, стая - …… Утки, стая - ….Лебеди, стая - ….Воспитатель: Молодцы. Теперь птицы не перепутают свою стаю. А волшебный экран опять дает нам картинку-подсказку. Что она обозначает? Дети: Перелетные птицы собираются в стаи и летят на юг.На экране в мнемоквадрате появляется символ «Перелетные птицы собираются в стаи».Пока дети смотрят на экран, воспитатель убирает с коврографа перелетных птиц, насекомых и рыб.

Воспитатель: Посмотрите, перелетные птицы улетели, и опустел наш Фиолетовый лес. Но есть птицы, которые не покидают свои родные края даже зимой. Как они называются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Обратите внимание на картинку. На экране в мнемоквадрате появляется символ «Зимующие птицы».Воспитатель: Дети, как вы думаете, Каркуше нужно собираться улетать в теплые края?  (Нет). 

 Почему? (Потому что ворона – зимующая птица)

Воспитатель: Верно. Многие птицы не боятся морозов и умеют добывать еду зимой.

  Чем они питаются?

 

Дети: Они могут питаться зерном, семенами растений, шишек, ягодами рябины; они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов….

Воспитатель: Посмотрите, волшебный экран дает нам следующую подсказку. 

На экране в мнемоквадрате появляется символ «Корм».

Воспитатель: Но не всегда птицам достаточно корма, который есть в природе. Поэтому человек должен помогать зимующим птицам.

- Как мы можем им помочь?

Дети: Мы можем сделать им кормушки, насыпать корм в кормушки на участке, в городе и в лесу.

Воспитатель: В волшебном лесу есть большая кормушка. Поможем зимующим  птицам подлететь к кормушке!

- Выберите одну птицу и назовите ее ласково. (Дети берут изображение птицы на столе и прикрепляют к кормушке на развивающей среде «Фиолетовый лес»).

u  сова - совушка

u  воробей - воробушек

u  синица - синичка

u  ворона - воронушка

u  снегирь – снегирёк,

u  сорока – сорокушка

u  голубь – голубок

u  дятел – дятлик.

 Воспитатель: Молодцы, дети! Зимующим птицам так приятно, что вы приласкали и накормили их.

- Посмотрите на символ, который появился на волшебном кране.

На экране в мнемоквадрате появляется символ «Люди помогают птицам в холодное время года».

 

Игровое упражнение «Угостим зимующую птицу» (работа с Игровизором») Воспитатель: Каркуша забыла, каким кормом питаются зимующие птицы. Предлагаю вам подобрать корм для наших пернатых друзей.

Воспитатель: Сядьте за столы. Послушайте задание: нужно соединить линиями птицу и то, чем можно ее кормить. - Возьмите фломастеры и выполните задание на Игровизоре. Дети выполняют задание, воспитатель напоминает, как правильно держать фломастер в руке, о соблюдении правильной осанки, контролирует, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: Расскажите Каркуше, чем вы угостили зимующих птиц. Дети рассказывают: Снегиря я накормил ягодами рябины; зерном; семечками....

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Отложите, пожалуйста, свои Игровизоры, уберите фломастеры. - Посмотрите, к нам в гости прилетела стайка снегирей. Они приглашают вас немного отдохнуть и размяться. (Снегири на экране).

Предлагает детям выйти на ковер. Физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки (частое потряхивание руками вниз)

 Греются на солнышке (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят (боковые взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями).

И тихонько сели.

Воспитатель приглашает детей на стулья, стоящие полукругом перед экраном. Составление повествовательного рассказа «Как птицы готовятся к зиме»

Воспитатель: Чтобы Каркуша хорошо запомнила, как птицы готовятся к зиме, я предлагаю вам составить для нее рассказ. А помогут нам в этом картинки на волшебном экране. На экране появляется мнемотаблица «Как птицы готовятся к зиме».

Воспитатель: Посмотрите внимательно: сначала нужно рассказать какое время года наступило; как изменилась погода; как готовятся к зиме перелетные птицы; что происходит с зимующими птицами; чем они питаются, где добывают корм; как люди помогают птицам зимой. Наступила осень. На улице стало холоднее, листья с деревьев облетели, водоем покрылся льдом. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать. Они питаются тем, что находят в лесу и в городе: семенами шишек, ягодами, крошками. А синица и поползень делают запасы корма. Чтобы помочь птицам люди делают кормушки и подкармливают пернатых. Дети по мнемотаблице на экране составляют рассказ о птицах (2-3 ребенка). После рассказов детей на экране появляется Каркуша.

 Воспитатель: Каркуша, ты все запомнила? Ворона (аудиозапись): Да. - Дети, спасибо вам! Вы помогли мне вспомнить, как птицы готовятся к зиме! Теперь я знаю, что мне осенью не нужно улетать в теплые края, ведь я ворона – зимующая птица. Кар-кар! - Полетела готовиться, ведь времени до зимы совсем мало осталось! - Ой, чуть не забыла! Я приготовила Вам подарок, загляните в корзинку с лесными лакомствами. На экране появляется корзинка, из нее выпадает угощение для детей – лесные ягоды. Воспитатель достает корзинку и показывает детям. - До свидания, друзья! Дети: Спасибо, Каркуша. До свидания! (Каркуша улетает в лес).

1. Осмысление. Воспитатель: Дети, кому мы сегодня помогали?

 u Чем вы смогли помочь Каркуше? u Почему вы смогли справиться?

 u Что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей)

 Воспитатель: Молодцы, дети. Вы настоящие помощники и друзья птиц!

- Посмотрите, что за угощение приготовила нам Каркуша. Дети угощаются ягодами (клюква в сахаре).

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения