Никитина А.С

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

«ВИММЕЛЬБУХ» как  средство развития речи детей дошкольного возраста

 

Никитина Анна Сергеевна, учитель - логопед

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Ушинский Константин Дмитриевич.

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач дошкольного образования. ФГОС ДОО указывает на необходимость использования специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе с ТНР. Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала книга жанра Виммельбух.

Уважаемые коллеги! Сегодня я познакомлю вас с книгой «виммельбух», которая будет интересна детям и имеет своей целью - развитие речи дошкольников, пополнение словарного запаса. Но это далеко не все цели, которые может поставить педагог, работая с книгой. Отвечая на вопрос «почему именно Виммельбух?», -Вимельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребенка процессом познания. Так, как эта книга чаще всего без текста, ребенок - «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным».  Ребенок может сам находить задания под невидимым руководством педагога, становится исследователем и первооткрывателем.

Что такое Виммельбух? Название происходит от немецкого словосочетания «Wimmel buch», которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано, потому что на страницах виммельбухов невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах. Основоположником считается художник Али Митгуш, который около сорока лет назад нарисовал первую книгу-картинку. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало.

Если раньше считалось, что Виммельбухи больше семейные книги, то в последнее время их все больше и больше используют в своей работе педагоги.

Используя виммельбухи на логопедических занятиях, можно решить следующие задачи:

o   Обогащение и активизация словарного запаса;

o   Развитие лексико-грамматического строя речи;

o   Развитие связной речи;

o   Автоматизация поставленных звуков;

o   Формирование пространственных и временных отношений;

o   Коррекция психических процессов: анализа, синтеза, внимания, памяти, мышления;

Этапы работы с книгой:

1этап.

Сначала рассматриваем книгу, а потом постепенно начинает вовлекать в ее мир ребенка.

От 1-2,5 лет наша задача показать ребенку один или два разворота. Так как деталей много, то делаем упор на новые слова: животные, транспорт, предметы.

Каждое животное, предмет называем, рассказываем про цвет, размер, форму. Объясняем, что делает животное, персонаж и т.д. Хорошо подойдут игры: «Назови и покажи», «Кто как голос подает» и т.д. С одним разворотом можно придумывать истории целую неделю, а затем переходить следующему и начинать новый рассказ с поиска уже знакомых вам героев.

2этап

Увеличиваем объем информации к 4 годам.

В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать большое количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память. В этом возрасте очень важно приобрести умение устанавливать причинно- следственные связи и развивать эмоциональную сферу.

 


Игры на развитие словаря:

“Назови одним словом”

“Загадки и отгадки”

“Найди детёныша”

“Кто где живёт”

“Назови признаки предмета”

“Чей хвост?”

“Какой сок?”

“Что делает мишка?”

Игры на развитие грамматического строя речи:

“Один-много”

“Назови ласково”

“Сосчитай до пяти”

“Кому это нужно?”

“Чьи вещи?”

“Кого угостим?”

“Большой - маленький” и др.

 


 

3этап

Мотивируйте ребенка к созданию собственной истории.( 6-7 лет)

Основные виды связного высказывания - рассказ и пересказ.

u  учить правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность;

u  развивать образную речь детей;

u  учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков;

u  учить грамматически правильно строить предложения.

Рассмотрев картинку закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено.

Практическая часть

Цель: Познакомить педагогов с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.

Ход практической части: Логопед.- Предлагаю вам один из вариантов работы с детьми по первому развороту книги Виммельбух «Животные». А точнее – с одной из её страниц. Логопед. - Какое время года здесь изображено? (Лето) Логопед. - Как вы догадались, что это лето? (Зеленые листья, у животных есть маленькие детеныши и т.д.) Логопед.- Какие животные изображены ? (Рысь, белка, медведь и др.) Логопед. - У каких животных есть детеныши? Логопед.- Назовите семью слона. Логопед.- Чью семью вы видите на картинке? Логопед. – Что делает бегемот? Логопед.- Как называются все эти животные? Логопед.- Назовите животных, которые находятся у воды? Логопед.- Найдите животных изображенных на развороте справа. Кто быстрее? Спасибо за ответы. Заключительное слово: Книги жанра виммельбухи являются гениальной находкой и для педагогов, и для родителей. Главное условие работы с виммельбухом – творческий подход. Иначе книга может просто остаться «книгой для рассматривания картинок». Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи у детей.

 Благодарю за внимание!

 

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения