Бурак О.А.

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, государства посредством музейной педагогики»

Бурак Ольга Альбертовна

заместитель заведующего ДОО № 12

 

Родиться русским слишком мало,

Им надо быть, им надо стать!

Игорь Северянин

Одной из основных задач воспитания, стоящих перед педагогом, – это воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за своё Отечество. Любовь к Отечеству начинается с любви к «малой Родине», с бережного отношения к родному краю.

О важности использования регионального компонента в работе с подрастающим поколением говорил президент России В.В. Путин на одном из форумов учителей: «Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего, народ Иванов родства Непомнящих!».

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов ФГОС ДО и ФОП ДО.

Приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, государства в нашем детском саду ведется систематически, в разных формах и по разным направлениям: воспитательно-образовательная деятельность с детьми, реализация образовательных проектов, организация работы мини-музея поморского быта, проведение праздников и вечеров развлечений, в том числе совместно с родителями, участие воспитанников и педагогов в конкурсах и акциях, организация работы с семьями воспитанников.

Основной целью работы мини-музея «Поморская изба» является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» в процессе ознакомления с жизнью родного народа. Музей в нашем образовательном учреждении создан в целях воспитания, обучения и социализации воспитанников. Он  призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению.

Для того, чтобы добиться этой цели, необходима развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивала бы максимальную реализацию образовательного потенциала. И самое главное, чтобы она работала на «развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка». Её понятие по ФГОС ДО определяется, как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Именно такой среде соответствует мини-музей поморского быта- «Поморская изба», который создан в нашем детском саду. Все предметы в нём – подлинные, хранят дух старины, может, поэтому они вызывают у детей неподдельный интерес. Некоторые экспонаты подарили коллекционеры, что-то принесли родители, воспитатели.

Дети любят приходить в музей. Их там всегда встречает любимый кот Баюн, который им сказки «баит», рассказывает, значит. А дети веселят его: читают потешки, прибаутки, дразнилки, поют песенки…

Однако, мало собрать экспонаты для детского музея. Важно заставить их «разговаривать» понятным детям языком. Поэтому, основной задачей педагога стало не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Эта задача решалась разными способами, один из них – создание интерактивных экспозиций. Внутри такой экспозиции ребёнок может познакомиться с экспонатами не только «глазами», но и руками, а иногда и ушами, носом. Для маленьких детей это особенно важно, так как мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание»: в музее дети могут обуться в лапти, походить с коромыслом, покачать куклу в зыбке, посидеть за прялкой, почесать кудель, взять в руки деревянные ложки...

  

Мини-музей обладает ещё одним важным свойством: он хранит «словесный ключ» к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей. «Стала девочка кудель прясть» – звучит красиво, но загадочно. Что такое «кудель» и что значит «прясть»? «Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз – и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? И откуда в печи устьице? Главная задача педагога, чтобы старинные вещи научились «говорить» понятным и интересным для детей языком.

В процессе образовательной работы в нашем музее педагоги решают с детьми проблемные вопросы: зачем поморам нужны были предметы быта, которые хранятся у нас в «Поморской избе», и почему этих предметов нет в современных квартирах; кто их делал, для чего и почему они так называются?

В ходе бесед дети получают исчерпывающий ответ на эти вопросы. Знакомятся с действием нравственного закона в семье – это забота и благодарность. Хозяин дома всегда думает о главном, о добром. И всё, что делает хозяин – делает для хозяйки: ухват, чтоб руки не обжигала; коромысло, чтоб, не согнувшись вёдра несла, а «павой» плыла; зыбку, чтоб не вскакивала ночью к младенцу, а могла немного отдохнуть. Всё продиктовано заботой и любовью. В поморской семье не было ни одного лишнего предмета: всё было сделано со смыслом и для чего-то.

Также дети узнают как слово живое «рождается» и имеет смысл: рукомойник – руки моет; ухват – от слова хватать; самовар – сам варит.

Воспитанники подготовительной к школе группы являются экскурсоводами нашего музея. Проводят экскурсии не только для детей нашей образовательной организации, но и для воспитанников других детских садов и учащихся школ.

Современные требования, предъявляемые к работе в детском саду, требуют от педагога постоянного поиска интересных, эффективных форм организации работы с детьми. Такой  формой является организация интерактивного музея и коллекций.

Интерактивный – «inter» - взаимный, «act» - действовать, означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалоге с кем – либо.

Интерактивность – основной методический приём в работе современного музея, когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Интерактивный музей – это экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать.

Перед нами встал вопрос: как можно организовать взаимодействие детей с воспринимаемым материалом. Иными словами, что они будут делать в данном пространстве: в чём участвовать (отсюда термин «участвующие композиции», какие действия совершать).  Другими словами, в музее должна быть создана особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам», действую, думаю, принимаю решение.

Как только при проведении экскурсии педагог задаёт детям вопрос и получает на него осмысленный ответ, это и есть начало использования интерактивного метода. А экспонат становится  интерактивным, когда его берут в руки, рассматривают, действуют с ним,  включают  в качестве предметного материала в разные виды активности.

Педагогические функции интерактивного музея:

 Образовательные:

-развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;

-использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Развивающие:

-активация мышления;

-развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

-обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

-формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;

-становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;

Правила поведения в интерактивном музее:

-Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками.

-Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

-Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

-Можно и нужно: задавать вопросы, составлять рассказы и сочинять истории.

-Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом  деятельности детей, мы придумываем разнообразные дидактические игры с использованием экспонатов музея. Через содержание таких игр у детей формируются правильные представления о предметах окружающего мира, об экспонатах музея, способствуют развитию познавательной активности, речи.

Например, игры с деревянными ложками:

- «Разложи ложки по порядку» (от самой большой, до маленькой),

-«Разложи ложки по группам и объясни» (по размеру, по наличию рисунка)

Игра «Как звучат ложки» Постучать большими ложками, потом средними, потом маленькими. Обратить внимание, что ложки разного размера звучат по-разному. Чем больше ложки, звук громче и ниже. Чем меньше ложки, звук тише и выше.

1 вариант  «Какие ложки стучат?». За ширмой воспитатель стучит большими ложками (средними, маленькими). Дети на слух определяют размер ложек.

2 вариант «Три медведя». Обыгрывание сказки. Когда речь идет о Михайло Ивановиче – ребенок стучит большими ложками, когда о Настасье Петровне -другой ребенок стучит средними ложками, а когда речь идет о Мишутке - ребенок стучит маленькими ложками.

Игра «Что лишнее?» (ложка по размеру, по материалу, по рисунку) также  с другими предметами.

Игра «Найди такой же по форме, по цвету, по материалу (деревянные, металлические предметы, предметы из бересты)».

Задачи:

1.Упражнять детей в сравнении предметов по форме, цвету, величине, качеству поверхности, объединять  их в группы, объяснять свой выбор;

2. Упражнять  детей  в  классификации предметов по определенному признаку;

3. Развивать зрительную память.

 Игра «Какой предмет звучит?» На столе стоят предметы деревянные, глиняные, металлические, из бересты. Предложить их назвать, послушать, как они звучат при ударе по ним. Потом закрыть предметы ширмой, ударять по предметам,  дети вспоминают, какой предмет издает этот звук.

Задачи: Знакомить детей со свойствами и качествами    предметов, расположением их в пространстве с привлечением  различных анализаторов. Развивать слуховое внимание, память.

Игра «Волшебный сундучок» 

Задачи: Совершенствовать умение детей обследовать предметы, выявлять их свойства используя  разные  органы чувств, передавать в речи свои ощущения. Закреплять знания характерных  признаков  предмета:   форма,   величина, свойства     и  качества предметов с привлечением тактильных  и слуховых анализаторов.

 

Игра «Что не так»

До посещения музея педагог вносит и расставляет современные предметы быта: стеклянная чашка, и тарелка, в печи кастрюля, электрический утюг, чайник, туфли и т.д. Предложить детям внимательно посмотреть вокруг и найти что не так в музее. Задача: Развивать зрительное внимание, логическое мышление, речь-доказательство.

Игра «Собираем пазлы»

Задачи: развивать зрительное  восприятие,    пространственное мышление, поддерживать  интерес к  истории,  быту и труду предков.

Игра «Найди, где спрятано?» «Отгадай, найди и на карте покажи»

Задачи: Развивать умение детей в микро пространстве, а затем на плане музея находить то, что видели в помещении музея.

Игра «Что сначала

, что потом?»

Коллекция утюгов:  рубель, утюг «Болванка»,  утюг на углях,  утюг электрический.

Коллекция световых приборов:

1) печка 2) лучина 3)лампада 4) свеча 5) керосиновая лампа 6) электрическая лампочка

Задачи: Закрепить умение  детей составлять логическую цепочку (мини-рассказ), отражающую изменения объекта во времени в зависимости от развития цивилизации, находить  современные  предметы,  соответствующие по назначению старинным.

 

Игра «Что было, что стало»

Задачи: Закреплять название предметов быта старины и современности, их назначение.

Игра "Кто больше заметит"

Задачи:Закреплять названия одежды. Развивать кратковременную зрительную память. Совершенствовать грамматический строй речи

Игра «Русская изба и современный дом»

1 вариант: «Кто быстрее соберет?»

Цель: ознакомление детей с различиями между современным домом, его оснащением и традиционной русской избой с предметами старинного быта.

  2 вариант Игра  «Найди пару»

Цель: развитие умений правильно произносить названия предметов, упражнять в подборе пары предметов из старинного и современного быта.

Среда  мини-музея  благоприятно  влияет  на речевое  развитие  детей. Происходит пополнение и активизация словаря, развитие связной разговорной речи в таких играх:

 Игра «Расскажи, по каким признакам ты узнал этот предмет?»   Задачи: Учить детей давать четкое словесное описание признака предмета (Сначала  я  это  делаю  сама,  потом ребёнок).

 Игра «Где расположен предмет?»

Задачи: Учить обозначать расположение окружающих предметов в ближайшем пространстве  музея  с точкой отчёта «от себя» соответствующими терминами:  справа, слева, вверху, внизу, над,  под, между, в верхнем левом углу и др.

Игра «Загадай и разгадай» «Найди предмет по описанию»

Задачи:Учить детей составлять загадки - описания , разгадывать загадки, понимать образные выражения. Развивать  логическое  мышление, формировать умение сравнивать и сопоставлять,  анализировать  информацию.

Игра  «Чего не стало?»

Задачи: Учить детей понимать игровую задачу, осуществлять порядковый и количественный счёт, формировать ответ, Развивать кратковременную зрительную память, Формировать грамматический строй речи, согласовать существительные с числительными.

Используем игры малой подвижности:

-«Кто быстрее поймает рыбу» (Моталочка)

Двое играющих берут в руки палочки и встают друг напротив друга, натянув веревку.

Все играющие произносят слова:

-На концах веревок палки, называются «моталки».

Посреди веревки рыбка, ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает, тот подарок получает.

Раз, два, три – крути.

После этих слов, дети начинают наматывать веревку не палочку. Кто первым намотает веревку до рыбки, тот и победитель в игре. (О подарке договариваются перед игрой)

- Игра «Быстрый лапоть»

Дети встают в круг, и пока звучит музыка, передают друг другу  лапоть.

Тому, кто остался с лаптем говорят:

-Лапоть ты не передал, и наверно, задремал.

Возле печки посиди, как играют, погляди.

Выбывший ребенок, садится около печки, и пропускает один ход. 

Интерактивный музей создаёт условия, позволяющие ему не только хранить и показывать экспонаты, но и обеспечивают активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре, устойчивый интерес к приобретению новых знаний.

Одним из направлений  интерактивного музея является виртуальный музей.

Для активизации работы и приобщения детей к истокам народной культуры  педагогами детского сада собрана коллекция тряпичных народных кукол и создана виртуальная экскурсия по этой коллекции -«Куклы-обереги», где экскурсоводы-сами дети.

Созданы авторские сказки о предметах поморского быта. Их сочинили сами дети с педагогом. Созданы видеофильмы по ним. Каждый фильм – это небольшая зарисовка из жизни поморской семьи. Во всех сказках роль хозяина и хозяйки исполняют дети. Озвучивает сказки Елена Королёва, член Союза писателей России.

Педагогом нашего детского сада была создана виртуальная экскурсия по нашему мини-музею «Поморская изба». Ведут экскурсию педагог и дети подготовительной к школе группы. Любой желающий, может зайти по ссылке и  познакомиться с жизнью наших предков, узнать их быт, уклад.

Данная работа позволяет сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии своего народа, обрести целостную, смысловую картину представлений об истории, культурной жизни наших предков; активизировать представления детей о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях.

Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ней соприкоснуться.

 

 

Альбом

      

  

  

  

 

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения