Сценарий логопедического досуга (подготовка к обучению грамоте)
для старшего дошкольного возраста
«Фиксики спешат на помощь»
Цель: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей выделять первый звук в слове, делить слова на слоги, определять позицию звука в слове.
- закреплять навык составления слов из букв.
-закреплять навыки составления предложений по схеме.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и фонемный анализ.
- продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно оформленную через самостоятельные ответы детей.
- продолжать развивать коммуникативную функцию речи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство сопереживания, доброты, взаимовыручки, отзывчивости, чувство товарищества
- воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: презентация, буквы и символы звуков на магнитах, мольберт.
Ход досуга:
I. Организационный момент.
Логопед: В зал ребята проходите,
Оглянитесь, посмотрите,
полный зал у нас гостей. Поздоровайтесь скорей.
(на экране знак фиксиков, раздаётся характерный звук звонка)
Логопед: Посмотрите, кто это нам звонит?
На экране появляются Нолик и Симка: «Здравствуйте, друзья. У нас возникла проблема. Дим Димычу нужно выполнить домашнее задание, а его компьютер вредничает и требует ввести пароль. А что это такое и для чего он, мы не знаем.
Логопед: Дети, а вы знаете что такое пароль? (ответы детей)
Правильно, пароль это- набор цифр или слово.
Логопед: Обычно компьютер дает подсказки тем кто забыл пароль и не может войти Посмотрите, есть ли такие кнопки-подсказки на экране?
Симка: Да, есть кнопка с подсказкой.
На экране появляется надпись. Выполни задания, получи буквы, составь слово. (Клетки)
Симка: Наверное это какие-нибудь трудные задания. Ребята, помогите нам, пожалуйста, отгадать этот пароль.
II. Основная часть.
Логопед: Дети, вы готовы помочь фиксикам? (ответы детей)
Логопед: Пора приступать к выполнению заданий.
Нолик озвучивает задание на экране .
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки...
Логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки? Назовите все гласные звуки.
Такие звуки нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Глухие и звонкие. Они все разные,
А называются они...
Логопед: Каким цветом обозначаются согласные звуки?
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
Мы их видим и читаем
Как же их мы называем?
Логопед: Чем же буквы отличаются от звуков? (Ответы детей)
Симка: Молодцы, вот и первая буква пароля (У)
Ребята, вы тоже записывайте эти буквы, чтобы потом было удобнее отгадывать пароль.
На мольберт выставляется буква.
Симка:Но почему же буква на экране мигает? Ааа, понятно, ей надо найти место.
Ребята найдите место звука У в словах и поставим букву У на свое место
(На экране поочередно появляются картинки Утка, капуста , кенгуру, ручка, Удочка)
Буква становится в схему при правильном ответе.
Симка: Молодцы, вот еще буква пароля (Б)
Придумайте слова со звуком Б (ответы детей)
Нолик: Следующее задание: теперь надо разобраться с этими схемами
На экране 3 звуковые схемы под номерами. Рама, гусь, лиса, утка
Подберите схему к словам.
Составьте схему слова, которое осталось. (на мольберте)
Нолик: Молодцы, вот еще буква пароля (Ж)
Вот это да, буква танцует. А вы ребята, любите танцевать?
И у меня есть любимый танец и песенка про разные слова, потанцуем вместе.
(дети под музыку выполняют движения) ПОМОГАТОР
Симка: Ой, а что это за пример? Просто ребус какой-то.
Логопед: Да , Симка. Это действительно ребус. Нужно сложить первые звуки названий картинок и получить новое слово.
Дети выделяют первые звуки слов и На экране появляется картинка-ответ
Симка: Молодцы, вот еще буква пароля (А)
Нолик : А это что еще за аплодисменты? Зачем они тут нужны.
Логопед: Дети , а вы догадались, что нужно будет посчитать с помощью хлопков? (ответы детей).
Логопед: Правильно, так мы можем посчитать слоги в словах.
Называйте слово и посчитайте слоги (по очереди)
На экране появляются слова и после ответа картинка перелетает к символам.
Симка: Молодцы, теперь у нас есть буква Р
Нолик: я знаю что звук Р очень сложно произносить, но у вас здорово получается. А сможете произнести без ошибок .
На экране появляется таблица с рифмовками со звуком Р
Логопед: Кто произнесет без ошибок все слова (1-2 ребенка)
Нолик : здорово, вот какое стихотворение получилось.
Логопед: Нолик, ты наверное ошибся. Это просто рифмовка. Стихотворение состоит из предложений. В предложении все слова связаны между собой и у каждого слова свое место.
Нолик: Вот и последнее задание. осталось получить последнюю буку пароля.
Это что еще за черточки и точка. И почему такая странная первая черточка?
Логопед: А это и есть схема предложения. Дети расскажите Нолику, почему начало и конец предложения так обозначены. (Ответы детей)
Придумайте предложение по этой схеме. Сколько слов в этом предложении?
Логопед:
Молодцы! Вот и последняя буква пароля. Осталось только собрать слово (дети собирают слово ДРУЖБА на мольберте)
Симка и Нолик благодарят детей за помощь и дарят пазлы\игру-ходилку\раскраски
III. Окончание досуга, оценка деятельности детей.
Логопед: Дети, вам понравилось помогать фиксикам? Что вам больше всего понравилось? Что было самым сложным?
Нам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с гостями.
(Звучит музыка из м/ф “Фиксики”.)