Курганская "Красна изба углами"

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 


Конспект экскурсии в поморскую избу
«Изба красна углами»


 Воспитатель: Курганская Т. Г.,
воспитатель МБДОУ №14

Цель: обогащение представлений детей о жизни поморов, предметах быта.
Задачи:
- развивать связную речь, коммуникативные умения.
- воспитывать интерес к национальной культуре, народным традициям, обычаям, бережное отношение к старинным вещам.
Материал: музей поморской избы, модель поморской печи, экспонаты предметов посуды и быта поморов.
 
Ход экскурсии
Воспитатель: Дети, хотите отправиться в путешествие в старину? Посмотрите, у меня есть волшебный клубочек, он поможет нам отправиться в путешествие, если мы скажем ему все вместе волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток,
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи!
Воспитатель: Вот клубочек и покатился, пойдемте скорей за ним! (Дети с воспитателем выходят за клубком из группы).
Воспитатель: Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда нас с вами привел волшебный клубочек? (Мы пришли в музей поморской избы)
Воспитатель: Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делая низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон), проходите, присаживайтесь на скамеечки - лавочки.
Воспитатель: Ребята, кто такие поморы? (Поморами называли людей, которые пришли к Белому морю из Великого Новгорода)
Воспитатель: Поморы жили на берегу Белого моря, строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Избы деревянные да с глазками, так поморы окна называли. Глазки – окна всегда на море смотрели. Было у дома крылечко – крылышко. На крылечко ступи, да и в дом заходи. В доме светло да тепло, мирно да сердцу отрадно.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что же было главной частью поморской избы? (Ответы детей) 
Отгадайте загадку:
«Летом спит, зимой горит, рот открывает,
что дают – глотает». (Печь)
Воспитатель: В любой дом поморский заходи – печь стоит посреди избы, как лебедушка белая. Мастеровые люди-печники клали печи из кирпича и глины, потом белили. Поморская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. В народе говорили: «Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато, когда сыта от Федоры теплота» (Воспитатель демонстрирует изображение печи). Тепло-то известно от чего? (От дров)
Воспитатель: Правильно, дрова в топку закладывали, они жарко горели. Чтобы жар не уходил, заслонкой топку закрывали (огонь заслоняли). Как выдумаете, а чем угли мешали? (Кочергой).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, еще для чего нужна была печка? (В печи готовили еду, обогревали избу, спали на печи).
Воспитатель: Все блюда и многие напитки готовили поморы в печи. Еду в Поморье называли «Варя». Какие поморские блюда вы знаете? (Щи, уха, каша).
Воспитатель: Когда огонь в топке горит, матушка чугунок с ушицей да чугунок с кашей поставит – вот обед и готов. Каша, уха, щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.  Пока жар в печи и угли раскаленные – можно и калитки да шаньги испечь.
Воспитатель: В нижней части печки оставалось свободное пространство – подтопок, его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка. (Воспитатель демонстрирует предметы инвентаря).
Воспитатель: Для чего еще нужна была печка в избе? (Для отдыха и сна людей)
Воспитатель: Передняя часть печи – кормит, а задняя часть – греет. Посмотрите, на печи лежанка, на ней одеяло, подушка. Лежанка высоко, чтобы забраться туда, надо на скамеечку встать потом на приступок, а малец (малыш) так и на печурку вставал – это углубление в печке, где одежда сушится. Забирались дети на печку, занавеску задергивали – вдоволь играли, а старый человек на лежанке – спину грел, отдыхал.
Воспитатель: Для укачивания самых маленьких деток возле печки к потолку подвешивали люльку и называли ее зыбкой, ее только тронь, она сразу зыбать (качаться) начинает: вверх, вниз, в стороны. Были люльки и те, что на полу стояли, такие качалками называли. Малыши с детства к качалке привыкали, потом рыбаками вырастали , и качка на море  им не страшна была.
Воспитатель: Ребята, посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было нам, чем печку топить.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие породы деревьев использовали для заготовки дров поморы?  (Берёза, сосна, ель).
Физкультминутка (игра с имитацией движений)
Воспитатель: За дровами в лес пойдем
               И пилу с собой возьмем,
                         Вместе пилим мы бревно
               Очень толстое оно,
               Чтоб дрова пролезли в печку,
                         Разогрели бы мы печку!
Воспитатель: Дрова мы заготовили, можно и печь истопить, а пока печь топится, посмотрите на стол, здесь представлены экспонаты посуды поморов. Посуда у поморов была деревянная и медная. В берестяной солонке на столе стояла соль. У всех, кто за столом сидел было по деревянной ложке и по деревянной чашке, которая назвалась «братыня». Так называли поморы тарелку. Послушайте «братыня», какое теплое название, родственное. Уха из братыни душистая, вкусная. Рыбу ставили на середину стола на латке – это большая глиняная миска. Большая деревянная миска – это сальница. Отгадайте, что это?
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там, в печке уголек
Кашу сварит (чугунок)
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, его использовали как кастрюлю. По весу он тяжелый, сделан из чугуна, который выдерживает любой огонь, и не бьется.
Воспитатель: Дышит дымом, дышит паром, с жаром!
А зовется … (самоваром)
Воспитатель: В каждой избе на столе самовар стоял. Нагревался он от углей в трубе. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.
Воспитатель: Вот берестяной туесок, как вы думаете, для чего использовали его поморы? (Туесок использовался для хранения п переноски ягод или молока).
Воспитатель: Назовите, какие ягоды собирали поморы? (Черника, голубика, морошка, брусника, вороника)
Воспитатель: Сама не ест и есть не просит, все людям подносит, что это? (Ложка деревянная). 
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что деревянные ложки были только предметом посуды, но и музыкальным инструментом. (Воспитатель предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. Звучит поморская песня).
 Воспитатель: В каждой поморской избе был красный угол. Красный – значит главный, красивый. В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая шкатулка стоит на столе. Как вы думаете, что могли в ней хранить поморские женщины? (Украшения из жемчуга)
Воспитатель: В нашей шкатулке хранятся предметы для игры «Что было– что стало». Я буду называть современный предмет, которым мы пользуемся, а вы найдите в шкатулке картинку, с изображением поморского предмета.  (Кастрюля – чугунок, плита – печь, туфли – лапти, чайник – самовар, шкаф – сундук, дом - изба…).
Воспитатель: Молодцы, все предметы старины назвали правильно. Наша экскурсия в поморскую избу заканчивается. Что вы узнали сегодня нового? Что особенно понравилось? Куда бы вы хотели еще отправиться на экскурсию?
Воспитатель: Печь истопилась, а в ней поспел брусничный пирог или как говорили поморы «калита с брусникой». Присаживайтесь, гости, за стол угощайтесь пирогом да сладким чаем из самовара.

Дата последнего обновления страницы 06.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения