Конспект занятия по конструированию из конструктора «LEGO»
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
«Космический корабль»
Рубенко Елена Михайловна,
воспитатель МБДОУ №15
Цель: развитие навыков конструирования космического корабля по рисунку.
Задачи: Расширять и углублять представления детей о космосе, о космических аппаратах
2. Совершенствовать умение выделять основные части и детали постройки, конструировать из деталей «LEGO»-конструктора по рисунку, подбирая необходимые детали.
3. Развивать творческий потенциал и конструктивное мышление детей.
4. Совершенствовать речевые навыки детей: учить формулировать простейшие умозаключения; использовать в речи прилагательные, характеризующие свойства и качества конструктивного материала, деталей космического корабля.
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Словарная работа: конструктор, космонавт, космический корабль, орбита, космодром; части космического корабля (ось, корпус, головная часть, отсек, сопло); названия строительных деталей (пластина, круглый кирпич, треугольная платина, конус, ось).
Оборудование: мультимедийная установка, экран; разрезная картинка «Ракета», коробка для частей картинки; карта солнечной системы, аудиозапись космической музыки для конструирования и обыгрывания моделей; модель космодрома; кукла «Незнайка», наборы конструктора «LEGO».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедии (раздел «Космос»), беседы на тему «Космос», чтение стихов, загадок, рассказов о космосе, проведение опыта «Гравитация».
Ход мероприятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Дети, доброе утро. Поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
Введение в тему
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какой скоро будет праздник? (День космонавтики).
Как вы готовились к нему? (Мы научились рисовать и лепить космические корабли, читали рассказы о космосе, рассматривали книги и картины и узнали много нового).
Воспитатель приглашает детей подойти к объемной модели космодрома.
Воспитатель: Жители Солнечного города тоже готовились к Дню космонавтики. Они построили себе космодром для запуска космического корабля, сконструировали корабль и улетели в космос, но Незнайка, как всегда, не помогал друзьям, да еще и на старт опоздал. Сидит теперь на стартовой площадке и грустит. А ведь ему тоже очень хотелось отправиться в космос. Чем мы ему можем помочь?
Дети: Мы можем сконструировать для него космический корабль.
Воспитатель: Хорошо вы придумали, ведь друзьям нужно помогать!
- А вы готовы стать конструкторами космического корабля? (Ответы).
Воспитатель: Чтобы сконструировать космический корабль, нужно много знать о космосе, о строении космических аппаратов. Где мы можем получить необходимую информацию? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям занять места на стульях, стоящих полукругом перед экраном.
Беседа «Устройство космического корабля» (демонстрация слайд-презентации).
СЛАЙД 1 Воспитатель обращает внимание детей на «волшебный экран»:
Воспитатель: Сегодня «волшебный экран» поможет нам больше узнать о строении космических аппаратов.
- Дети, что вы видите на экране?
Дети: На экране мы видим, как летит космический корабль.
Воспитатель: Что такое космический корабль? Для чего он нужен?
Дети: Космический корабль, это космический транспорт. Он нужен для того, чтобы доставить космонавтов на орбиту.
Воспитатель: Правильно. На космическую станцию космонавты улетают на очень долгое время и работают там много месяцев.
Воспитатель: Как вы уже знаете, космический корабль, это особый механизм, которому нужна огромная мощность, чтобы взлететь с земли, преодолев земное притяжение.
СЛАЙД 2 «Устройство космического корабля»
Воспитатель: Чтобы сконструировать космический корабль, нужно знать его устройство.
Воспитатель показывает части корабля, дети проговаривают их названия.
Воспитатель: У корабля есть баки с топливом, сопло, приборный отсек, головная часть.
- Каждая из частей очень важна. У летательных аппаратов очень мощные двигатели, способные поднять корабль вертикально в космическое пространство, на орбиту, преодолев огромную силу земного притяжения.
Воспитатель: Вспомните наш опыт с мячами: у нас было два мяча, один – легкий, второй – тяжелый (набит песком). Мы подбрасывали эти мячи вверх и что наблюдали?
Дети: Легкий мяч было легко подкинуть, а с песком – тяжело.
Воспитатель: Какой вывод мы сделали?
Дети: Земное притяжение притягивает все предметы обратно, поэтому они всегда падают на землю. Тяжелые предметы подкидывать вверх намного трудней, чем легкие.
Воспитатель: То же происходит и с космическими кораблями, чтобы им подняться и взлететь высоко над Землей, нужно иметь очень мощные двигатели и специальное горючее.
Игра «Волшебная коробочка»
(закрепление знаний о строении космического корабля)
Воспитатель обращает внимание детей на «волшебную коробочку» Незнайки:
- Дети, посмотрите, у Незнайки для вас есть интересная игра «Волшебная коробочка», которая нам поможет. Сегодня она космическая, а значит, в ней находится что-то связанное с космосом.
- Я предлагаю вам достать по одной части, подумать и назвать предмет, который можно собрать из всех этих частей.
Дети по очереди достают части схематического изображения космического корабля, отвечают, что это части его механизма, и складывают из частей на мольберте изображение корабля.
Воспитатель: Что же у нас получилось? (Космический корабль).
- Значит, готовая модель космического корабля уже у нас есть, и мы знаем его строение. Замечательно!
Физминутка «Космонавт летит в ракете»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить вместе с Незнайкой космическую зарядку.
В звёздном небе звёзды светят (пальчики сжимаем и разжимаем)
Космонавт летит в ракете (ладони сомкнуты над головой)
День летит, ночь летит
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Видит сверху он поля, горы, реки и моря, (загибаем пальцы)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной (крыша над головой)
Воспитатель предлагает детям занять места на стульях напротив экрана.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего мы можем сделать космический корабль?
Дети: Из бумаги, пластилина, из фольги, из конструктора, из разных пластиковых бутылок…
Воспитатель: Конечно, космический корабль можно сконструировать из многих материалов, но я сегодня хочу предложить вам сконструировать космический аппарат из «LEGO» конструктора.
Воспитатель: Дети, детали для конструирования у нас есть, чего же хватает нам еще?
Дети: Мы не знаем, как надо конструировать космический корабль!
СЛАЙД 3. Воспитатель обращает внимание детей на экран «Рисунок космического корабля» (ЛЕГО-модель).
Объяснение этапов конструирования.
Воспитатель: Для того, чтобы конструкция была устойчивой, ее нужно установить на квадратную пластину.
· Начинать конструировать корабль нужно снизу: устанавливаем топливные баки – 3 штуки (круглые кирпичи трех цветов по 2 штуки каждый); их цвета вы можете выбрать сами.
· Далее нужно установить сопла – две треугольные пластины, которые будут крепиться вертикально к пластине.
· Чтобы сконструировать отсек для космонавтов, вам понадобятся три круглых кирпича.
· Для головной части подберите большой конус любого цвета. На нее вы можете установить радиоантенну.
2. Конструктивная деятельность.
Воспитатель: Незнайка с нетерпением ждет запуска ваших космических кораблей.
- К конструированию все готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Займите свои места (дети рассаживаются на свои места, воспитатель обращает внимание детей на осанку).
Воспитатель: Подберите в наборах конструктора детали, которые вам пригодятся в конструировании. Посмотрите еще раз на рисунок корабля (на слайде).
- До начала конструирования космического корабля ведем обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1 – поехали!
Воспитатель включает аудио фоновой космической музыки.
В ходе конструирования, при необходимости, помогает детям правильно следовать рисунку, задавая наводящие вопросы: Сколько в корабле топливных баков? По сколько круглых кирпичей в каждом баке? Какого цвета каждый бак? Сколько сопел? Как расположены сопла? Из какой детали будешь конструировать головную часть, антенну? и т.д.
По окончании конструирования воспитатель предлагает детям принести свои корабли на космодром, установить их на стартовую площадку.
3. Итог (осмысление).
Воспитатель с детьми оценивают качество сконструированных кораблей, предлагая одному – двум детям рассказать о поэтапно проделанной работе.
Воспитатель: Дети, кому вы сегодня помогли?
Дети: Мы помогли Незнайке.
Воспитатель: Чему вы научились?
Дети: Сегодня мы научились конструировать космические корабли из «LEGO» конструктора.
Воспитатель: Благодаря чему у вас получились такие замечательные космические корабли?
Дети: Мы знаем, из каких частей состоит корабль. У нас был рисунок для конструирования. Мы постарались, и у нас все получилось.
Воспитатель: Дети, вы сегодня отлично потрудились. Вы, как настоящие космические конструкторы, проявили знания, внимание, старание и поэтому смогли сконструировать замечательные модели кораблей.
- Незнайка очень рад, что сможет на одном из этих космических кораблей отправиться в космическое путешествие и встретиться со своими друзьями.
Обыгрывание детьми готовых моделей.
Воспитатель: Предлагаю вам отправить в полет космические корабли. Я буду руководителем полета. А вы - командирами космических кораблей.
Воспитатель: Корабли, на старт! К запуску космических кораблей готовы?
Дети: Готовы!
- До запуска ракеты осталось 10 секунд. Ведем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 – поехали!
Дети имитируют запуск кораблей и их полет.
В процессе обыгрывания воспитатель руководит игровым сюжетом.